Что изучает анатомия и физиология человека назовите их исследовательские методы биология
Что изучает анатомия и физиология человека назовите их исследовательские методы биология
Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии
План изложения нового материала
1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками
2. История развития науки
3. Методы,применяемые в изучении науки
4. Потребности человека
5. Условные плоскости, оси, отделы человека
Порок развития — это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.
2. История анатомии
3.В изучении анатомии применяются методы:
В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.
4. Потребности человека
5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии
Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную
Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии
А n а t о m е – рассечение
Ответить на вопросы :
1.Дать определения,что такое анатомия, физиология
2.что такое норма, порок развития, уродство?
3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины
4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?
5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются
Лекция. Введение в анатомию.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лекция № 1 Тема: Введение в анатомию
Предмет, цели и задачи анатомии.
Классификация анатомических наук. Современные принципы изучения анатомии.
Методы изучения анатомии человека.
Краткий исторический очерк развития анатомии.
1. Предмет, цели и задачи анатомии.
Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, выяснять не только как устроен организм, но и почему он имеет такое строение. Для ответа на этот вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.
Известно, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека является целостной системой. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей его среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.
Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:
• учитываются индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела, составляющих его органов, а также их топографических взаимоотношений.
Для всех позвоночных, в том числе и человека, характерно множество общих признаков строения. Главнейшими принципами или законами, проявляющимися в строении тела человека, являются следующие:
части тела на сегменты (метамеры). Человек, пройдя длительный путь эволюции, сохранил метамерное строение не во всем теле, а только в туловище.
ЗАДА ЧИ СОВРЕМЕННОЙ AHA ТОМИИ:
1.Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма.
2.Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями.
3.Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей.
Изучение анатомии в системе высшего физкультурного образования определяется следующими факторами:
во-первых, анатомия, как одна из фундаментальных морфологических наук, имеет общеобразовательное, мировоззренческое и воспитательное значение;
во-вторых, анатомия закладывает фундамент для изучения других медико-биологических и спортивных дисциплин;
в-третьих, анатомия имеет прикладное значение для студентов и тренеров.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ АНАТОМИЧЕСКИХ НАУК Принципы изучения анатомии
Все биологические науки делятся на две большие группы:
Среди морфологических наук выделяют микроскопические, к которым относятся гистология и цитология; а также макроскопические науки, к которым относится анатомия.
Анатомию подразделяют на нормальную, изучающую здоровый организм, и патологическую, изучающую структурные изменения в организме, возникающие в результате болезни.
В свою очередь, нормальная анатомия подразделяется на:
• Топографическую анатомию — исследует пространственные взаимоотношения органов в различных областях тела. Она имеет прикладное значение, особенно в хирургии (Н.И. Пирогов, 1810-1881).
• Пластическую анатомию — излагает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека. Внутреннее строение организма рассматривается только для понимания внешних форм тела. Пластическая анатомия служит изобразительному искусству (И.В.Буяльский, 1789-1866; Леонардо да Винчи, 1452-1519).
В конце XX в. возникли и развиваются новые направления в анатомии—экологическая анатомия, лучевая анатомия или анатомия живого человека (с использование методов ядерно-магнитного резонанса, ультразвуковой эхолокации, томографии и т.п.)
Современные принципы изучения анатомии человека
Форма и строение человеческого тела изучается:
Во всем их многообразии (диалектический принцип);
Неразрывно с функцией (принцип связи структуры и функции);
В связи с развитием:
А) индивидуальным (в онтогенезе); Б) эволюционным (в филогенезе).
4. В связи с практикой (принцип связи теории и практики)
5. В историческом аспекте (с учетом развития человеческого
3. Методы изучения анатомии человека
В анатомии применяют различные методы, которые можно разделить на 3 группы:
только на трупном материале;
как на трупном материале, так и на живом организме;
только на живом организме.
Методы исследования на трупном материале
• Метод инъекций (Ф. Рюши, В.М. Шумлянский) — заполнение
сосудов или протоков окрашенными затвердевающими массами
(свинцовый сурик, китайская тушь на желатине, железный сурик, газовая
сажа на мыльном спирте) с дальнейшим препарированием и
просветлением (глицерин, касторовое масло, ксилол).
• Метод распила замороженных трупов (И.В. Буялъский, НИ. Пирогов) показывает взаимоотношение органов между собой (основоположник Н.И.Пирогов). Это так называемая ледяная анатомия или скульптурный метод.
Методы исследования как на трупе, так и на живом материале
• Метод макро-мшрокопического исследования (В.П. Воробьев).
Этот метод начал использоваться с момента открытия оптических
линз. Он позволяет изучать структурные образования с помощью лупы на пограничном уровне: орган-ткань.
• Метод проекционной и сканирующей электронной микроскопии
— дает изображение клетки и ее субклеточных компонентов (ядра,
комплекса Гольджи, лизосом, митохондрий и т.д.)
Методы исследования на живом организме
Новейшие методы рентгеновского исследования:
А) электрорентгенография получает изображение мягких тканей
Б) томография позволяет получить изображение органа в заданной
В) компьютерная томография позволяет суммировать изображения множества томограмм, создавая объемное изображение объекта;
Г) рентгеноденситометрия позволяет прижизненно определить количество минеральных солей в костях.
В клинике наряду с соматоскопией производят ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация) отдельных областей тела.
3.Соматометрический метод (антропометрический) — заключается в измерении размеров человеческого тела и отдельных его частей, жирового, костного и мышечного компонентов, определении физического развития. Этот метод приобретает все большее значение в спортивном отборе, при контроле за тренировочным процессом и т.п.
4.Метод анатомического анализа положений и движений тела спортсмена (М.Ф.Иваницкий) лежит в основе динамической морфологии.
6. Метод ультразвуковой эхолокации — основан на различной пропускной способности ультразвука органами и тканями. Метод позволяет определить прижизненные размеры органов, их взаимоотношения, недоступные прямому изучению.
7. Метод эндоскопии трубчатых органов ( органов дыхательной, пищеварительной систем и т.д.).
8.Метод меченых атомов (радиометрия)-въедете веществ(радионуклиды Р, Тс (технеций-фосфат), содержащих малое количество какого-либо радиоактивного элемента. По его содержанию в том или ином органе определяют его массу и функциональную активность.
Таким образом, в настоящее время строение человеческого организма изучается на разных уровнях:
на уровне систем органов (системном);
на уровне отдельных органов (органном);
на уровне тканей (тканевом);
на уровне клеток (клеточном);
на уровне молекул (молекулярном).
Следовательно, анатомия тесно связана с рядом биологических наук, таких как гистология, эмбриология, цитология и др.
4. Краткий исторический очерк развития анатомии.
стороны реакционных властей и особенно церкви.
Истоки анатомии уходят глубоко в древность. У древних людей сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи и т.д.
Определенную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования трупов. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Там под влиянием материализма Демокрита и диалектики Гераклита, высказавшего знаменитое положение «все течет», формируется материалистический взгляд на строение человеческого тела. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии.
Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) описал некоторые кости черепа, соединения их посредством швов, развитие цыпленка, образование алантоиса. Он считал, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Темперамент человека как одно из проявлений его душевной деятельности обусловлен состоянием соков тела, т.е. материи. В этом был материализм Гиппократа.
Герофил (род в 304 г. до н.э.) выделял анатомию как самостоятельную науку; описал оболочки мозга, венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, двенадцатиперстную кишку, простату (предстательную железу) и др.
Вопросы функциональной анатомии применительно к спортивной практике, создал оригинальный курс динамической анатомии, заложил научные основы спортивной морфологии.
Таким образом, анатомическая наука в нашей стране характеризуется стремлением рассматривать организм как морфологическое и функциональное целое, связанное с условиями окружающей среды.
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает анатомия как наука. Сформулируйте цели и задачи
современной анатомии.
2. Представьте классификацию анатомических наук, их
особенности и взаимосвязи.
Назовите основные принципы изучения анатомии человека.
Перечислите методы анатомических исследований.
Дайте характеристику методам исследования анатомии на трупном материале.
Охарактеризуйте основные методы исследования анатомии на живом организме.
Охарактеризуйте основные исторические вехи развития анатомии в Европе (Гиппократ, К.Гален, Леонардо да Винчи, А. Везалий и др.
Опишите развитие отечественной анатомии (А.П. Протасов, М.И. Шеин, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафг, В.Н. Тонкое, М.Ф. Иваницкий и др.).
1. Что изучает анатомия и физиология человека? Назовите их исследовательские методы. 2. Почему анатомию и физиологию человека мы изучаем в одном
разделе курса биологии. 3. Чем занимается гигиена? Назовите ее исследовательские методы.
1анатомия-наука о внутреннем и внешнем строении организма
физиология-наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма
Рентген, ультразвук, электроэнцефалограф
3 Гигиена-наука медицины, изучающая сохранение здоровья человека.
Физиологические гигиенические наблюдения, клинические гигиенические наблюдения
Другие вопросы из категории
Читайте также
Какие признаки живого организма характерны для животных? Сравните их с характерными признаками растений. Как вы объясните многообразие животных в природе? Сравните животную и растительную клетки по строению. Назовите их сходство и различия. Какие особенности передвижения и питания характерны для растений и для животных? В соответствии с правилами систематики расположите последовательно следующие систематические категории: отряд, царство, класс, тип, семейство, вид, род. Поясните на конкретных примерах. Дайте определение тканям. Назовите основные типы животных тканей. В чем их отличие от растительных? Назовите и кратко охарактеризуйте строение и функции тканей: эпителиальной; соединительной; мышечной; нервной. Дайте определение системе органов. Назовите органы, образующие одну из систем у млекопитающих: опорно-двигательную; пищеварительную; дыхательную; выделительную; кровеносную; нервную.
Каково значение каждой из этих систем?
Какими эволюционно прогрессивными чертами обладают птицы и млекопитающие? Перечислите, с какими уровнями организации органического мира вы познакомились при изучении животных. Какую роль играют животные в биоценозах? Какую роль играли животные в развитии человеческой цивилизации? Почему необходимо рационально использовать и охранять диких животных?
сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы– из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц– молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему. Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка. Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм– это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор– это неживая система, а организм– живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы. Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой(элементом) более сложной системы«человеческий организм». Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы– это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему. Используя содержание текста«Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание. 1) Что является главным условием возникновения системы? 2) Чем с позиции анатомии отличается система«рука» от системы«мышца»? 3) На примере строения цветка докажите, что это система. ПОМОГИТЕ ЗАВТРА ГИА