Что изучает анатомия физиология человека назовите их методы исследования

Что изучает анатомия физиология человека назовите их методы исследования

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Порок развития это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

2. История анатомии

3.В изучении анатомии применяются методы:

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость
делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

А n а t о m е – рассечение

Ответить на вопросы :

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?

5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются

Источник

Физиология человека как наука: физиологические процессы организма и методы исследования физиологии

Физиология и физиологические процессы организма

В переводе с греческого физиология — это учение о природе.

Сегодня ее понимают по-другому. Что изучает физиология?

Физиология человека — это раздел биологии, изучающий процессы жизнедеятельности живых организмов, которые населяют планету, их физиологические системы, органы, ткани, клетки, субклеточные структуры и, что не менее важно, взаимосвязь с внешними факторами.

Физиология как наука появилась относительно давно. Тем, как функционируют живые системы, первым заинтересовался Гиппократ. Сегодня механизмы и особенности организма изучаются учеными с помощью различных методов. Главной целью исследований в области физиологии является определение механизма существования живого и его саморегуляция.

Что является объектом, предметом и задачами физиологии

Говоря о предмете, объекте и задачах физиологии — науке о человеке — мы говорим о теоретических основах науки.

Объектом изучения физиологии выступают живые организмы.

Предметом изучения выступают структурные компоненты организма.

Теперь перейдем к задачам, которые помогут понять, что изучает наука физиология. Основных задач всего 2:

Методы исследования физиологии

Есть как минимум 6 методов, с помощью которых физиология изучает живые организмы:

Опыты эксперимента

Выделяют следующие опыты эксперимента:

О составляющих физиологии человека кратко

Физиология как часть биологии состоит из следующих разделов:

Описание разделов физиологии представлено кратко.

Источник

Лекция «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии» МС

Тема 1.1. Анатомо – физиологические особенности формирования потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии.

Просмотр содержимого документа
«Лекция «Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии» МС»

Тема 1.1. Анатомо – физиологические особенности формирования потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии.

Анатомия и физиология как медицинские науки.

Классификация потребностей по А. Маслоу.

Части тела, отделы. Полости тела.

Орган. Системы органов.

Морфологические типы конституции.

Анатомия и физиология как медицинские науки.

Анатомия и физиология человека – основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия и физиология – составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология – теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией – царица медицины» (Гиппократ).

Анатомией называется наука, изучающая форму и строение тела. Термин «ана­томия» произошел от греческого слова — anatеmno — разрезать, рассекать. Основ­ная задача анатомии человека — раскрытие структуры человеческого организма в процессе его развития и жизнедеятельности. Основным объектом изучения ана­томии является человек. По методам исследования анатомия делится на макроско­пическую (изучает строение организма без помощи специальных оптических приборов), и микроскопическую (с использованием микроскопа и других оптиче­ских приборов).

Изучение строения тела человека по системам (костной, мышечной, и др.), называется систематической или описательной анатомией.

Топографическая (хирургическая) анатомия изучает строение тела человека с учетом положения (топографии) органов по отношению к полостям тела (голотопия), скелету (скелетотопия) и взаиморасположение органов друг по отноше­нию к другу (синтопия).

Пропорции и внешние формы тела человека изучает пластическая анатомия. При изучении строения тела человека широко используются данные сравни­тельной анатомии, изучающей строение животных в филогенезе (в процессе эволюции). Функциональная анатомия рассматривает структуры организма в связи с выполняемыми ими функциями.

Из микроскопической анатомии выделились гистология (учение о тканях) и цитология (учение о клетке).

Возрастная анатомия изучает развитие ор­ганизма после рождения — постнатальный период развития), в котором выде­ляют науку о старении — геронтологию.

Современную анатомию называют функциональной, так как она рассматрива­ет строение человека в связи с его функциями.

Основными методами исследования в анатомии являются: секционный, препа­ровочный, инъекционный, коррозионный, рентгеновский, эндоскопический, то­мографический, макромикроскопический, биометрический и другие методы.

Физиология человека изучает функции человеческого организма, на которых основывается современная медицина. Необходимо отметить, что функ­ции организма человека невозможно понять без знания его анатомии, рав­но как нельзя представить себе за­кономерности строения человека без изучения функций. Физиологию, как и другие науки, характе­ризует ее предмет и методы. Предметом физиологии является изучение общих и частных механизмов деятельности целостного организма.

Метод физиологии — экспериментальный. Это означает, что физиолог не ог­раничивается простым наблюдением за течением жизненного процесса, он ак­тивно вмешивается в этот процесс.

Воздействуя на организм теми или иными способами, физиолог исследует ре­акции различных систем организма на эти воздействия, делая свои выводы в точном соответствии с фактическими данными, полученными в результате опы­та.

Основные методы исследования в физиологии:

метод экстирпации (удаление) органа;

фистульный метод (введение в полый орган трубки и закрепление ее на ко­же);

метод перерезки нерва (денервация);

инструментальный метод (применение электрокардиографа, электроэнцефа­лографа, вживление электродов и др.);

методы острого и хронического физиологического эксперимента;

метод перфузии питательных веществ изолированных органов;

вариационно-статистические методы с применением компьютерной техни­ки.

Функциональные изменения в больном организме изучает патологическая фи­зиология, а морфологические — патологическая анатомия. Анализируя особен­ности строения тела человека и его функции, анатомия и физиология являются не только науками аналитическими, но и синтетическими, составляя фундамент медицины.

Онтогенез — это индивидуальное развитие человека. В онтогенезе различают два основных периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный).

Пренатальный период протекает внутри организма матери, его продолжитель­ность составляет в среднем 280 суток (9 месяцев). В пренатальном периоде выде­ляют эмбриональное и плодное развитие. Первые восемь недель развития назы­вают эмбриональным, а сам зародыш — эмбрионом. Начиная с девятой недели за­родыш приобретает черты строения, характерные для человека, и называется пло­дом.

В эмбриогенезе выделяют пять последовательных этапов:

оплодотворение и образование зиготы;

образование третьего зародышевого листка;

Первый слой дает начало оболочке, которая участвует в питании зародыша и во внедрении его в слизистую оболочку матки, а из второго слоя образуется тело за­родыша и внезародышевые органы, выполняющие защитную и трофическую функции.

Через 5 суток бластула попадает в полость матки, где на 7-е сутки происходит ее внедрение в слизистую оболочку матки. На наружной поверхности трофобласта образуется масса выростов-ворсинок, которые врастают в слизистую оболочку матки, образуя вместе с нею новый орган — плаценту (детское место).

На 17-е сутки строение зародыша усложняется, в нем формируется осевой комплекс зачатков. Часть клеток мезодермы образуя головной (хордальный) от­росток, который проникает между эктодермой и энтодермой от головного до хво­стового конца зародыша, формируя клеточный тяж — спинную струну (хорду). Головная часть зародыша растет быстрее, чем хвостовая. В конце 3-й недели раз­вития кпереди от первичного узелка в эктодерме выделяется полоска активно рас­тущих клеток — нервная пластинка, которая вскоре прогибается, образуя про­дольное углубление — нервную бороздку. По мере углубления бороздки ее края увеличиваются, сближаются и срастаются друг с другом, замыкая нервную бо­роздку в нервную трубку, из которой развивается в дальнейшем вся центральная нервная система. Эктодерма смыкается над образовавшейся нервной трубкой и теряет с ней связь.

Начиная с 4-й недели развития зародыша, происходит дифференцировка за­чатков и зародышевых листков, из которых происходит формирование тканей и органов.

К концу 1-го месяца внутриутробного развития уже сформированы зачатки всех тканей. На 2-м месяце завершается закладка всех органов. Из эктодермы об­разуется эпидермис кожи и ее производные, эпителий ротовой полости, анально­го отдела прямой кишки и влагалища. Из энтодермы образуется эпителий и все железы пищеварительной системы и дыхательных путей. Из мезодермы развива­ются внутренние органы, сердце и сосуды, кости, мышцы, суставы, собственно кожа.

С конца 2-го месяца до момента рождения зародыш называют плодом.

Плацента является внезародышевым органом, за счет которого устанавливает­ся связь зародыша с организмом матери. Она выполняет следующие функции: трофическую, экскреторную, защитную, эндокринную.

С третьего месяца начинается интенсивный рост всех отделов и частей тела плода, продолжающийся и после рождения.

Классификация потребностей по А. Маслоу.

Потребности – физиологический и психологический недостаток чего – либо. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности). Потребности служат мотивом к действию.

Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человека самостоятельно удовлетворяет на протяже­нии всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем ор­ганизма. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает нормальному удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

Известный американский психолог А.X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»), предложив следующую классификацию:

Источник

Что изучает анатомия физиология человека назовите их методы исследования

№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»’. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 2 Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter ) от левой (левый — sinister ). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante -, rior ) от задней (задний — pos ­ terior ), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» ( ventralis ), «спинной», или «дорсальный» ( dorsalis ).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior ) от вышележащих (верхний — superior ).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis ) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis ), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus , transversdlis ) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis ) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior , проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste ­ rior , идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis , идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis , проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildrisсосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior , начинается от одноименной складки ( plica axillaris anterior ) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media , начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior , — от одноименной складки ( plica axillaris posterior ). Лопаточная линия, linea scapuldris , проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis , — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систе­матический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на челове­ческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела че­ловека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анато­мия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и син­тетическая.

№ 6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморф­ный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

№ 7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.

В росте черепа после рождения можно проследить три основ­ных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отли­чается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.

На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формиро­ваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слу­ховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, сраста­ются части решетчатой кости.

Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит даль­нейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшает­ся при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания че­репа в длину к этому периоду заканчивается.

После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хруп­кими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *