Что изучает анатомия биология 8 класс
Конспект урока по биологии 8 класс «Науки об организме человека»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Пирогова Светлана Александровна
Тема: Науки об организме человека.
Цель: создать условия для формирования представлений об основных науках, изучающих строение, процессы жизнедеятельности человека: анатомии, физиологии, гигиене, цитологии, гистологии, антропологии; способствовать пониманию роли этих наук в мире, формированию информационной компетентности.
Раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиене, цитологии, гистологии, антропологии, генетики, экологии человека, медицины – для сохранения и поддержания здоровья человека.
Познакомить с вкладом ряда учёных в развитие наук об организме человека.
Развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источником информации.
Сформировать интерес к изучению нового курса.
Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека.
Тип урока: формирование новых знаний.
Формы и методы обучения:
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Основные термины и понятия: анатомия, физиология, гигиена, цитология, гистология, антропология.
Оборудование и материалы: презентация к уроку, портреты ученых (Гераклита, Аристотеля, Гиппократа, Луи Пастера, И.И. Мечникова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова).
Электронное приложение: «Науки об организме человека» (1).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Науки, изучающие человека. – Режим доступа: http ://school-collection.edu.ru/
Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.
Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Усвоений новых знаний и способов действий.
Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека.
Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины.
Первичное закрепление изученного материала.
Рефлексия учебной деятельности.
Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих.
Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.
Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.
Почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?
Что такое здоровье?
Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Вводная беседа. Работа по учебнику.
Мотивирую обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. На доске – слово «ЗДОРОВЬЕ».
— Здоровье. Что для вас означает быть здоровым? ( Не болеть: чувствовать себя хорошо; быть счастливым; успевать делать все дела и не уставать; всегда быть в хорошем настроении и т.д.)
Здоровье – одна из важнейших составляющих человеческого счастья. Здоровье – это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления планов, труда, создания семьи, рождения и воспитания детей.
С точки зрения биологии у здорового человека нормально функционируют все системы органов, организм правильно реагирует на все изменения во внешней среде.
— Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? ( Для того, чтобы узнать, какие процессы и каким образом происходят внутри нас: как работает сердце, что ему необходимо для работы: что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье.)
— Верно, для того чтобы решить эти проблемы, необходимо знать, как устроен организм человека, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно.
Ребята пытаются озвучить тему и цели урока. Если возникаю трудности, озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимся поставленных целей урока.
Усвоений новых знаний и способов действий.
Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека.
Объясняю новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращаю внимание на вопросы гигиены (бережное отношение к здоровью).
Анатомия – наука о строении организма и его органов.
Физиология- наука о жизненных функциях организма и его органов.
Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья.
Главная потребность человека – сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм. Мы должны знать, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную жизнь, быть здоровым.
В этом году вы также познакомитесь с такими науками, как цитология и гистология.
Цитология – наука, которая изучает строение клеток, их органоидов.
Гистология – наука о строении, функционировании и особенностях тканей.
Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины.
Для каждой науки характерны свои методы изучения. Мы с вами рассмотрим основные, имеющие наибольшее значение, применение которых актуально и сегодня.
В предыдущих классах вы уже изучали строение микроскопа. Как называется метод, при котором используют микроскоп? ( Микроскопия).
Многие из вас хотя бы раз проходили медицинский осмотр – либо перед поступлением в школу, либо в качестве допуска к тренировкам или же для справки в бассейн. При поступлении на работу тоже необходимо проходить медосмотр. В этом нам помогает медицина. Как и у любой другой науки, медицина имеет методы изучения. Думаю, что многие из вас смогут назвать несколько методов, которые также используют для изучения организма человека. ( Электрокардиография, флюорография, УЗИ, рентген).
Один из основных методов цитологии и гистологии – микроскопия. С помощью светового микроскопа можно различить разные типы тканей и увидеть в клетке некоторые структуры. Но для более детального изучения строения клетки и тканей используют электронный микроскоп. Сканирующий электронный микроскоп может создать трехмерное изображение изучаемого объекта.
Для изучения состава слюны, крови, лимфы и других жидких структур нашего организма используют биохимический анализ. С помощью некоторых реактивов можно обнаружить те или иные химические соединения, сделать их количественный анализ.
Эндоскопический метод дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости и сосудов.
Визуальный осмотр ( соматоскопический метод) используют в медицине для определения конституции тела, диагностики тела, диагностики искривления позвоночника. То есть то, что можно определить простым взглядом на тело.
Антропометрический метод изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорций тела, соотношения мышечной, костной и жировой тканей.
Генетический анализ проводится для выявления наследственных факторов предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Все эти методы позволяют более точно узнать о строении организма человека, обнаружить заболевание, если оно есть, и вовремя начать лечение. Надеюсь, что теперь у вас сформировалось более точное представление о том, что необходимо знать о строении тела человека.
Первичное закрепление изученного материала.
Устанавливаю осознанность восприятия материала обучающимися, организую первичное обобщение, побуждаю учеников к высказыванию своего мнения. Подвожу обучающихся к выводу о необходимости соблюдения мер по сохранению мер по сохранению здоровья. Наводящими вопросами помогаю выявить причинно-следственные связи между наукой и предметом ее изучения. Обеспечиваю положительную реакцию учеников на работу одноклассников.
Работа с рабочей тетрадью.
— Что изучает анатомия, физиология, гистология, гигиена?
— Почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма?
Рефлексия учебной деятельности.
Акцентирую внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
Оцениваю работу обучающихся во время урока, комментирую оценки.
Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. 8 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Анатомия, физиология, психология и гигиена человека подготовила учитель биологии первой квалификации МОУ « Гимназия №7» Г.о. Подольск Савицкая М.Б.
Человек – это живой организм, как и любой другой в мире природы, осуществляющий обмен веществ с окружающей средой, один из многочисленных видов живых организмов, обитающих на Земле.
Человеческий организм — сложнейший комплекс различных систем. Сразу трудно представить себе, насколько совершенны физиологические и биохимические структуры, сложившиеся в ходе эволюции человека.
У человека давно пробудился интерес к его собственному телу, строению, функциям отдельных органов.
Неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях.
Интерес к анатомии и физиологии диктовался потребностью разобраться в человеческих страданиях и, по возможности, облегчить их.
О чем мы с вами сегодня поговорим? Что такое анатомия? Что такое физиология? Что такое психология? Что такое гигиена?
Наука, изучающая внутреннее и внешние строение человека Анатомия наука, изучающая функции организма и его органов Физиология наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства. Психология отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей. Гигиена
Биология. Человек. 8 класс п.1 Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Стр. 12 п.2.Становление наук о человеке. Стр.17
Составляем таблицу Название науки Предмет изучения Методы изучения АНАТОМИЯ ФИЗИОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ГИГИЕНА
Каково значение анатомии в жизни современного человека? Творческая задача. Необходимо вывести карпа с минимумом мелких косточек. Для этого нужно отбирать производителей с уменьшенным числом костей. Как производить отбор? Подсказка. Чтобы выявить особь с уменьшенным числом костей, её надо препарировать. Но чтобы она дала потомство, особь должна остаться живой.
Возможный ответ. Отбор производится на основании рентгеновских снимков.
Какие еще методы использует наука анатомия? Методы анатомии 1. Рентгеноскопия 2. Просвечивания УЗИ 3. Метод рассечения, препарирования 4. Метод фиксации (бальзамирования трупов) 5. Метод окрашенных инъекций 6. Электроэнцефолографы (записывают биотоки головного мозга) 7. Электрокардиографы (биотоки сердца) и т. д.;
Методы исследования С помощью рентгена и ультразвука изучают строение внутренних органов, не причиняя пациентам беспокойства.
Анатомия Анатомические исследования дают возможность устанавливать детали строения органов, обнаружить возможные отклонения от нормы, что необходимо при диагностике заболеваний
Анатомические названия едины для всех стран. Они даются на национальном и латинском языках. Употребление латинских названий предусмотрено Международной анатомической номенклатурой.
Что такое анатомия? Анато́мия — раздел биологии, изучающий тело организмов и их частей на уровне выше клеточного. Для филогенетически близких видов организмов показано сходство на уровне анатомического строения.
Стр.13 Что такое ФИЗИОЛОГИЯ?
Физиология человека –наука, изучающая функции человеческого организма и его органов.
Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё. Физиология изучает основное качество живого — его жизнедеятельность, составляющие её функции и свойства, как в отношении всего организма, так и в отношении его частей.
Физиология Основу физиологических методов составляют наблюдения за здоровыми и больными людьми и эксперименты на животных. Лабораторные методы: изучения крови, слюны, мочи и других веществ, образующихся в процессе жизнедеятельности.
Стр. 14 Психология – наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека.
Психология включает в себя восприятие, представление, мышление, память, волю, чувства, переживания и индивидуальные особенности людей: характер, способности, интересы.
Что такое психология? Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы. Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике.
Что такое гигиена? Гигие́на — это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.
Гигиена Существуют различные её направления Как и другие науки, гигиена использует наблюдение, измерение, эксперимент, а также моделирование и статистику. Школьная гигиена Гигиена труда Гигиена питания Коммунальная гигиена Социальная гигиена
Для изучения факторов природной среды используют физические, химические и биологические методы. Определяют температуру и состав воды и воздуха, химический состав почвы, продуктов питания, вещей и строений, уровень радиации, степень загрязнения различных объектов.
Гигиена школьника Режим дня Гигиена одежды Гигиена обуви Гигиена лица и тела Возрастные особенности ребенка Учебная деятельность Индивидуальные физические и психические особенности Общественная деятельность
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-604389
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что изучает анатомия биология 8 класс
Биология 8 класс начинает изучение этого предмета с общих понятий науки о человеке. На первых уроках с биологии в восьмом классе школьники будут знакомиться с такими биологическими разделами, как анатомия, психология, физиология и гигиена человека.
На уроках с этого предмета школьники познакомятся с основными понятиями анатомии, происхождение человека и этапами развития и становления.
На протяжении учебного года в восьмом классе школьники более детально будут изучать организм человека и его строение. Они узнают много нового о внешних и внутренних органах, о дыхании, пищеварении, обмене веществ, об индивидуальном развитии организма и еще много других интересных и необходимых тем.
Глава 1. Науки, изучающие организм человека
Глава 2. Происхождение человека
Глава 3. Строение организма
Глава 4. Опорно-двигательная система
Глава 5. Внутренняя среда организма
Глава 6. Кровеносная и лимфатическая системы
Глава 7. Дыхание
Глава 8. Пищеварение
Глава 9. Обмен веществ и энергии
Глава 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
Глава 11. Нервная система
Глава 12. Анализаторы. Органы чувств
Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Глава 14. Эндокринная система
Глава 15. Индивидуальное развитие организма
Программа обучения биологии в 8 классе
Изучая темы по анатомии в восьмом классе из раздела «Происхождение человека» ученики узнают об историческом прошлом человека и о расах, населяющих нашу планету.
Благодаря главе «Строение организма» школьники получат общий обзор человеческого организма, познакомятся с его клеточным строением, тканями и регуляцией.
Проходя темы раздела опорно-двигательной системы, учащиеся получат знания о строение скелета, расширят свои знания о значении опорно-двигательного аппарата, изучат строение костей, мышц, научатся оказывать первую помощь при травмах и будут иметь представление об осанке человека.
Также на протяжении этого учебного года школьники будут изучать кровеносную систему человеческого организма, узнают, что такое иммунитет и как нужно вести борьбу с инфекцией.
Очень важным в изучении этого предмета является получить представление о строении и работе сердца, а также о регуляции кровоснабжения.
Из раздела дыхания, дети изучат строение дыхательной системы, ее органы и узнают о механизме регуляции дыхания.
На уроках анатомии в восьмом классе школьники будут иметь представление об органах пищеварения, узнают о работе и функциях желудка, печени, толстого и тонкого кишечника. Также они узнают о тонкостях правильного питания и познакомятся с гигиеной органов пищеварения.
Кроме всех вышеперечисленных разделов, особое внимание будет уделено изучению нервной системы, органов чувств, обмену веществ, эндокринной системе, а также покровным органам.
Достаточно внимания будет уделено и темам о высшей нервной деятельности. С этого раздела вы сможете узнать об особенностях высшей нервной деятельности человека, о его поведении, познавательных процессах, а также о воле, внимании и эмоциях.
Что нам дает изучение биологии в восьмом классе?
Благодаря такому предмету, как анатомия, каждый из учеников:
• Во-первых, научится оказывать первую необходимую помощь при различных травмах; кровотечениях и сердечных заболеваниях; • Во-вторых, будет иметь представление о гигиене различных органов; • В-третьих, сможет научится контролировать свои эмоции и поведение; • В-четвертых, благодаря полученным знаниям, школьники смогут более ответственно относиться к своему здоровью и рациону питания. • В-пятых, узнают о жизненных циклах человека, наследственных заболеваниях и становлении личности.
Изучение биологии с Гипермаркетом знаний
В Гипермаркете Знаний с помощью полных уроков учащиеся в более широком объеме могут получить знания с этого предмета. Благодаря полным урокам школьники смогут изучить не только теоретическим материал, но и наглядный. В структуре таких уроков есть видеоматериалы, тестовые задания, графические изображения, которые помогут каждому ученику досконально разобраться со сложной темой и с интересом ее изучить.
Также вы можете посмотреть обычные школьные уроки по предмету Биология 8 класс
Конспект урока по биологии «Введение. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена» (8 класс).
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Урок 1. Введение. Науки о человеке анатомия, физиология, гигиена. 8 кл.docx
Поурочный план Дата
Тема урока: Введение. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Вклад учёных в становление наук о знании строения и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих людей. Понятия о здоровом образе жизни. Биосоциальная природа человека.
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.
Вид урока стандартный
Цели: познакомить с науками о человеке, с историей происхождения наук о человеке,
дать представления о содержании раздела «Человек»; привить интерес к приобретению знаний о своем организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья и работоспособности;
определить место человека в системе органического мира; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ; устанавливать причинно- следственные связи;
Воспитательные:
сформированные чувства бережного и ответственного отношения к своему организму.
Содержание учебного материала
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
Задания на развитие функцио—нальной грамотности
(Использование ИСЭТа «Введение» из электронного пособия).
Анатоми я- наука о строении и форме организма и его органов.
Медицина – область науки и практической деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.
2). Взаимосвязь наук о человеке между собой.
Проблема : Объясните, какая существует взаимосвязь между науками о человеке.
Самостоятельная работа с учебником стр. 13- 14 по заданию по группам:
1 группа: признаки сходства человека с типом Хордовые.
2 группа: признаки сходства человека с млекопитающими.
3 группа: признаки сходства человека с человекообразными обезьянами.
4 группа: признаки отличия человека от человекообразных обезьян.
(Волосяной покров тела, млечные, сальные и потовые железы, специализированные зубы (резцы, клыки, коренные), четырехкамерное сердце и левая дуга аорты, легочное дыхание, наличие диафрагмы, высокоразвитый головной мозг, внутриутробное развитие зародыша, вскармливание детенышей молоком, интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела).
4). Черты различия между человеком и млекопитающими животными:
Работая с таблицей 1 «Различия человека и человекообразных обезьян» из электронного пособия, учащиеся приходят к выводу:
Основными чертами отличия между человеком и млекопитающими являются:
5) Биосоциальная природа человека.
Работа в группах по заданиям:
Используя материал на стр.5 учебника под редакцией Алимкулова ответьте на вопрос:
1 группа: Как вы понимаете биосоциальную природу человека?
2 группа: Объясните выражение «Человек- существо социальное ».
3 группа: Приведите примеры из литературы о воспитании детей животными?
(Вне общества нет человека. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не разовьётся человеческая личность. Социальная сущность человека формируется воспитанием, жизнью в обществе и не наследуется).
6. Понятия о здоровом образе жизни.
Долг каждого человека- вести ЗОЖ . Как вы это понимаете?
7. Вклад учёных в становление наук о знании строения и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Работа в парах по заданию:
Используя текст учебника на стр. 6- 11 под редакцией Алимкулова, заполните таблицу «Вклад ученых»:
Представления о строении тела человека и животных, «отец медицины»,
клятва Гиппократа – нравственный кодекс врача
Труд «О частях человеческого тела», описал кости, многие мышцы, сухожилия, кровеносные сосуды, у пар из 12 черепно- мозговых нервов, изучал физиологию дыхания.
АбуНаср аль- Фараби
Труды «Об органах человеческого тела», Город милосердия», сведения о
Абу Али ибн Сина (Авицена)
Труд «Введение в анатомию и физиологию».
закономерности пропорций тела человека.
Основоположник современной анатомии, изучал человеческий организм путем
вскрытия. Труд «О строении человеческого тела» (7 книг).
Уильям Гарвей (анг.врач)
Основоположник современной физиологии. Исследовал движение крови по
сосудам. Открыл законы кровообращения.
Труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».
Н.И.Пирогов –хирург, анатом, врач
Атлас «Топографическая анатомия». Патологическая анатомия. Впервые
применил йод и спирт для предупреждения нагноения ран, использовал эфир.
Ввел неподвижную гипсовую повязку. Основоположник военно – полевой
Создал русскую школу физиологов. Открыл явления торможения в цнс.
Труд «Рефлексы головного мозга».
Лауреат Нобелевской премии (1908) – за теорию иммунитета. Открыл явление
фагоцитоза, создал теорию происхождения многоклеточных организмов.
Изучал проблемы старения и смерти («Этюды о природе человека») –
Лауреат Нобелевской премии (1904)- за исследования в области физиологии
кровообращения и пищеварения. Теория условных рефлексов.
Учение о ВНД, две СС.
Труды «Как бороться с чумой среди народов Киргизского региона» (1918),
«Охрана здоровья школьников» (1925), «Анатомия и физиология человека»
(1927) и др. Гигиена организма.
1. Что изучают анатомия, физиология, психология и гигиена?
2. Почему эти науки тесно связаны друг с другом?
3. Почему каждому человеку надо знать строение и функции своего организма?
4. Почему способность человека пользоваться языком, мыслить, создавать науки и искусство не удается объяснить лишь биологическими законами?
5. Объясните высказывание Гётё:
«Главным предметом изучения человечества является человек».
6. Систематическое положение человека:
7. Какого специалиста необходимо пригласить:
при недомогании; при обнаружении ртути в помещении?
«Человек – существо социальное»?
Стр.4-20 или конспект
Заполните таблицу: « Различия в строении человека и человекообразных обезьян»: