Что изобрел льюис кэрролл
Изобретения Льюиса Кэрролла
Льюис Кэрролл отличался живым умом и любознательностью. Он постоянно изобретал хитроумные приспособления и придумывал способы, как по-новому использовать обычные предметы или вещи. Свои новшества и открытия он с завидной педантичностью записывал в дневник.
«Какой изобретательный день!» — записывал Льюис Кэрролл, когда ему удавалось взглянуть на мир по-другому.
Так, 19 декабря 1880 года в дневнике появилась пометка о том, что он придумал игру из букв, которые необходимо передвигать по шахматной доске, пока они не образуют слова, а 3 июня 1884 года — запись о правилах для проверки делимости на 17 и 19.
Раньше к изобретениям писателя относились больше как к оригинальным, нежели полезным находкам. В последние десятилетия его идеям находят практическое применение.
Так, например, экономическое новаторство Кэрролла — упрощенный метод денежных переводов — успешно используется в современной банковской системе. Его суть состоит в том, что отправитель заполняет два бланка перевода, один из которых он для пересылки отдает на почту. В двух бланках содержится номер-код, который должен назвать получатель.
Кэрролл даже хотел отправить правительству свое предложение удвоить тариф на письма, которые посылаются в воскресенье. Об этом свидетельствует запись в дневнике от 16 ноября 1880 года.
Льюис Кэрролл также придумал:
• правило расчета, на какой день недели приходится конкретная дата;
• способ выравнивания строк по правому полю пишущей машины;
• руль для трехколесного велосипеда;
• более точные и справедливые правила исключения из теннисных турниров;
• правила оплаты почтовых расходов;
• правила победы в пари;
• правила деления чисел на различные делители;
• правила проверки делимости на 17 и 19;
• картонную шкалу, чтобы сверять количество налитого ликера с заказанным;
• оригинальные методы решения силлогизмов и соритов;
• мнемонические приемы для запоминания последовательности цифр;
• двустороннюю клейкую ленту, чтобы запечатывать конверты;
• устройство для лежачих больных, которое облегчает чтение книг;
• шахматы для путешественников, где фигуры удерживаются на доске благодаря маленькому выступу и углублению;
• два шифра криптографии.
Наиболее известными изобретениями стали доска для письма в темноте («никтограф») и игра в слова.
Никтограф, или Как в темноте написать сказку
Ночью, когда мысли освобождаются от дневных забот, появляется время для неспешных раздумий и безудержных фантазий. Именно в это время суток в голове Льюиса Кэрролла рождались новые яркие истории и картины, которые на утро забывались. Одной сентябрьской ночью 1891 года, предаваясь раздумьям, писатель захотел записать свои мысли, чтобы не забыть. Но в комнате было уже прохладно и Кэрроллу очень не хотелось вылезать из-под теплого одеяла и искать свечу. Тогда-то ему и пришла идея создать шифровальный аппарат — никтограф.
Реконструированный никтограф и для сравнения 5 центов евро
С виду это обычный кусок картона с шестнадцатью прорезанными квадратами в двух рядах. Кэрролл придумал шрифт, который записывался в этих окошках. Каждый символ состоит из черточек и точек. Начало каждого нового слова обозначается символом — жирная точка в правом верхнем углу квадратика.
Вначале Льюис назвал свое изобретение «типлограф» (typhlograph), но потом переименовал на никтограф.
Самодельная дощечка была настолько удобной, что Кэрролл даже написал «Алису в Стране чудес» этим ночным шифром-шрифтом.
В книге Alice’s Adventures in Wonderland: An edition printed in the Nyctographic Square Alphabet devised, которую он написал, используя свое изобретение, дается расшифровка шрифта Кэрролла.
Зашифрованный текст
Игра «Дублеты», или Как из мухи сделать лису
Будучи прекрасным логиком, математиком и писателем, Кэрролл придумывал разнообразные игры со словами. Как известно, сказки об Алисе тоже полны различных сюрпризов, загадок и каламбуров.
Самая популярная игра Кэрролла — дублеты. Всем игрокам дается одно слово. Суть игры состоит в том, чтобы, меняя по одной букве в слове, переделать его в новое. Например, из слова «кот» можно сделать «кат», «пот» или «кок». Запрещается менять количество букв в слове и придумывать несуществующие слова. Выигрывает тот, кто, потратив меньше букв, получит слово-цель.
Например, начальное слово — муха, конечное — лиса:
j_e_n_z_a
коллажи из трав и слов
изобретения Льюиса Кэрролла
Льюис Кэрролл отличался живым умом и любознательностью. Он постоянно изобретал хитроумные приспособления и придумывал способы, как по-новому использовать обычные предметы или вещи. Свои новшества и открытия он с завидной педантичностью записывал в дневник.
«Какой изобретательный день!» — записывал Льюис Кэрролл, когда ему удавалось взглянуть на мир по-другому.
Так, 19 декабря 1880 года в дневнике появилась пометка о том, что он придумал игру из букв, которые необходимо передвигать по шахматной доске, пока они не образуют слова, а 3 июня 1884 года — запись о правилах для проверки делимости на 17 и 19.
Раньше к изобретениям писателя относились больше как к оригинальным, нежели полезным находкам. В последние десятилетия его идеям находят практическое применение.
Так, например, экономическое новаторство Кэрролла — упрощенный метод денежных переводов — успешно используется в современной банковской системе. Его суть состоит в том, что отправитель заполняет два бланка перевода, один из которых он для пересылки отдает на почту. В двух бланках содержится номер-код, который должен назвать получатель.
Кэрролл даже хотел отправить правительству свое предложение удвоить тариф на письма, которые посылаются в воскресенье. Об этом свидетельствует запись в дневнике от 16 ноября 1880 года.
Льюис Кэрролл также придумал:
• правило расчета, на какой день недели приходится конкретная дата;
• способ выравнивания строк по правому полю пишущей машины;
• руль для трехколесного велосипеда;
• более точные и справедливые правила исключения из теннисных турниров;
• правила оплаты почтовых расходов;
• правила победы в пари;
• правила деления чисел на различные делители;
• правила проверки делимости на 17 и 19;
• картонную шкалу, чтобы сверять количество налитого ликера с заказанным;
• оригинальные методы решения силлогизмов и соритов;
• мнемонические приемы для запоминания последовательности цифр;
• двустороннюю клейкую ленту, чтобы запечатывать конверты;
• устройство для лежачих больных, которое облегчает чтение книг;
• шахматы для путешественников, где фигуры удерживаются на доске благодаря маленькому выступу и углублению;
• два шифра криптографии.
Наиболее известными изобретениями стали доска для письма в темноте («никтограф») и игра в слова.
Никтограф, или Как в темноте написать сказку
Ночью, когда мысли освобождаются от дневных забот, появляется время для неспешных раздумий и безудержных фантазий. Именно в это время суток в голове Льюиса Кэрролла рождались новые яркие истории и картины, которые на утро забывались. Одной сентябрьской ночью 1891 года, предаваясь раздумьям, писатель захотел записать свои мысли, чтобы не забыть. Но в комнате было уже прохладно и Кэрроллу очень не хотелось вылезать из-под теплого одеяла и искать свечу. Тогда-то ему и пришла идея создать шифровальный аппарат — никтограф.
Реконструированный никтограф и для сравнения 5 центов евро
С виду это обычный кусок картона с шестнадцатью прорезанными квадратами в двух рядах. Кэрролл придумал шрифт, который записывался в этих окошках. Каждый символ состоит из черточек и точек. Начало каждого нового слова обозначается символом — жирная точка в правом верхнем углу квадратика.
Вначале Льюис назвал свое изобретение «типлограф» (typhlograph), но потом переименовал на никтограф.
Самодельная дощечка была настолько удобной, что Кэрролл даже написал «Алису в Стране чудес» этим ночным шифром-шрифтом.
В книге Alice’s Adventures in Wonderland: An edition printed in the Nyctographic Square Alphabet devised, которую он написал, используя свое изобретение, дается расшифровка шрифта Кэрролла.
Зашифрованный текст
Игра «Дублеты», или Как из мухи сделать лису
Будучи прекрасным логиком, математиком и писателем, Кэрролл придумывал разнообразные игры со словами. Как известно, сказки об Алисе тоже полны различных сюрпризов, загадок и каламбуров.
Самая популярная игра Кэрролла — дублеты. Всем игрокам дается одно слово. Суть игры состоит в том, чтобы, меняя по одной букве в слове, переделать его в новое. Например, из слова «кот» можно сделать «кат», «пот» или «кок». Запрещается менять количество букв в слове и придумывать несуществующие слова. Выигрывает тот, кто, потратив меньше букв, получит слово-цель.
Например, начальное слово — муха, конечное — лиса:
муха
муЗа
Луза
лИза
лиСа
Игру можно менять, добавляя новые правила.
Льюис Кэрролл
Чарльз Л. Доджсон
Charles Lutwidge Dodgson
Содержание
Биография
Родился 27 января 1832 в доме приходского священника в деревне Дарсбери, графство Чешир. Всего в семье было 7 девочек и 4 мальчика. Учиться начал дома, показал себя умным и сообразительным. Был левшой; по непроверенным данным, ему запрещали писать левой рукой, чем травмировали молодую психику (предположительно, это привело к заиканию). В двенадцать лет поступил в небольшую частную школу недалеко от Ричмонда. Ему там понравилось. Но в 1845 году ему пришлось поступить в школу Рагби (англ.), где ему нравилось значительно меньше. В начале 1851 года переехал в Оксфорд, где поступил в Крайст-Чёрч, один из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете. Учился не очень хорошо, но благодаря выдающимся математическим способностям после получения степени бакалавра выиграл конкурс на чтение математических лекций в Крайст-Чёрч. Он читал эти лекции в течение следующих 26 лет, они давали неплохой заработок, хотя и были ему скучны. По уставу колледжа он принял духовный сан, но не священника, а только диакона (что давало ему право читать проповеди без работы в приходе).
Писательскую карьеру начал во время обучения в колледже. Писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы под псевдонимом Льюис Кэрролл. Псевдоним «Льюис Кэрролл» образован из настоящих имён автора «Чарльз Латвидж», которые являются соответствиями имён «Карл» (лат. Carolus) и «Людовик» (лат. Ludovicus); Доджсон выбрал другие английские соответствия этих же имён и поменял их местами. Постепенно приобрёл известность. С 1854 года его работы стали появляться в серьёзных английских изданиях: «Комик таймс» (англ. The Comic Times ), «Трейн» (англ. The Train ).
В 1856 году в колледже появился новый декан — Генри Лиддел (англ. Henry Liddell ), вместе с которым приехали его жена и пять детей, среди которых была и 4-летняя Алиса.
В 1864 году написал знаменитое произведение «Алиса в стране чудес».
В 1867 году диакон англиканской церкви Доджсон вместе с богословом преподобным Генри Лиддоном посетил Россию. Это был период богословских контактов англиканской и православной церквей, которыми особо интересовались Лиддон и влиятельный епископ Оксфордский Сэмюэл Уилберфорс, чьими рекомендательными письмами заручились оба клирика. Вместе с Лиддоном Кэрролл был принят в Москве и Сергиевом Посаде митрополитом Филаретом (визит был приурочен к 50-летию Его Святительства на московской кафедре) и архиепископом Леонидом (Краснопевковым). Маршрут поездки был следующий: Лондон — Дувр — Кале — Брюссель — Кёльн — Берлин — Данциг — Кёнигсберг — Петербург — Москва — Нижний Новгород — Москва — Троице-Сергиева Лавра — Петербург — Варшава — Бреслау — Дрезден — Лейпциг — Эмс — Париж — Кале — Дувр — Лондон. Это была единственная заграничная поездка Кэррола. Её описал он сам в «Дневнике путешествия в Россию 1867 г.» (не предназначался для печати, издан посмертно), где приводятся туристические впечатления от посещённых городов, заметки о встречах с русскими и англичанами в России, записи отдельных русских фраз.
Дружба с девочками
Льюис Кэрролл был холостяком. В прошлом считалось, что он не дружил с особами противоположного пола, делая исключение для актрисы Эллен Терри.
Наибольшую радость доставляла Кэрроллу дружба с маленькими девочками. «Я люблю детей (только не мальчиков)», — записал он однажды. …Девочки (в отличие от мальчиков) казались ему удивительно красивыми без одежды. Порой он рисовал или фотографировал их обнажёнными — конечно, с разрешения матерей.
…Сам Кэрролл считал свою дружбу с девочками совершенно невинной; нет оснований сомневаться в том, что так оно и было. К тому же в многочисленных воспоминаниях, которые позже оставили о нём его маленькие подружки, нет ни намека на какие-либо нарушения приличий.
В последние десятилетия выяснилось, что большинство его «маленьких» подруг были старше 14, многие 16—18 лет и старше. Подруги Кэрролла в воспоминаниях часто занижали свой возраст. Так, например, актриса Иза Боумен пишет в своих мемуарах:
В детстве я часто развлекалась тем, что рисовала карикатуры, и однажды, когда он писал письма, я принялась делать с него набросок на обороте конверта. Сейчас уж не помню, как выглядел рисунок, — наверняка это был гадкий шарж, — но внезапно он обернулся и увидел, чем я занимаюсь. Он вскочил с места и ужасно покраснел, чем очень меня испугал. Потом схватил мой злосчастный набросок и, разорвав его в клочья, молча швырнул в огонь. (…) Мне было тогда не более десяти-одиннадцати лет, но и теперь этот эпизод стоит у меня перед глазами, как будто все это было вчера…
Другая «юная подружка» Кэрролла, Рут Гэмлен, в своих мемуарах сообщает, как в 1892 году родители пригласили на обед Кэрролла с гостившей у него в то время Изой. Там Иза описана как «застенчивый ребенок лет двенадцати», в действительности в 1892 году ей было 18 лет.
Сам Кэрролл также называл словом ребёнок (англ. child ) не только маленьких девочек, но и женщин 20—30 и более лет. Так, в 1894 году он писал:
Одна из главных радостей моей — на удивление счастливой — жизни проистекает из привязанности моих маленьких друзей. Двадцать или тридцать лет тому назад я бы сказал, что десять — идеальный возраст; теперь же возраст двадцати — двадцати пяти лет кажется мне предпочтительней. Некоторым из моих дорогих девочек тридцать и более: я думаю, что пожилой человек шестидесяти двух лет имеет право все ещё считать их детьми.
Как показали исследования, даже в переписке, тщательно отобранной для биографии его племянником с целью доказать его увлеченность детьми, больше половины «девочек», с которыми он переписывался, старше 14 лет, а четверть — 18 лет и старше; из 870 комментариев, сделанных им по поводу актёрской игры, 720 относятся ко взрослым актёрам и только 150 — к детям.
В викторианской Англии конца XIX века девочки до 14 лет считались асексуальными. Дружба Кэрролла с ними была, с точки зрения тогдашней морали, совершенно невинной причудой. С другой стороны, слишком близкое общение с молодой женщиной (особенно наедине) строго осуждалось. Это и могло заставить Кэрролла своих знакомых женщин и девушек объявлять маленькими девочками, а их самих — занижать свой возраст.