Что изобразил фет в своем стихотворении
Афанасий Афанасьевич Фет стр. 64 — 65
Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…» А. Фет стр. 64
1. От чьего имени написано стихотворение?
События в произведении описаны от имени мальчика.
Возможно, это Афанасий Афанасьевич в детстве.
2. Найди созвучие в словах (рифму), обрати внимание на расположение этих слов.
В этом стихотворении рифмуется 1-я строчка со 2-й, 4-я с 5-й, 3-я с 6-й, 7-я с 8-й, 10-я с 11-й, 9-я с 12-й, 13-я с 14-й, 16-я с 17-й, 15-я с 18-й.
Благодаря такой рифме, стихотворение читается очень интересно, в необычном темпе.
3. Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.
«Наступила зима», «Зимняя радость», «За окошком», «Первый снег».
Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» А. Фет стр. 65
1. Что изобразил Фет в своём стихотворении?
Поэт описал период начала осени.
Как раз в это время можно наблюдать дозревание ржи и прекрасные золотые переливы полей.
А также поэт очень интересно рассказал об изумлении месяца и поведении осеннего дня.
Из-за этого возникает ощущение, что они живые.
2. Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащее? Почему Фет выбирает именно эти слова?
Они дают представление душного, по-летнему жаркого дня.
Хотя это уже начало осени.
Читая такие слова, представляешь, как тяжело находиться под раскалённым солнцем.
При этом приятно наблюдать за золотыми хлебами, что дозревают на поле.
Поэт хорошо передаёт характер ранней осенней поры, раскрывает своё восхищение ею.
В его словах воплощена вся та красота, которую можно наблюдать на поле в период ранней золотой поры.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Почему?
Читать данное произведение нужно с неким восторгом от красоты золотых полей, осеннего дня.
В голосе должна присутствовать нежность, восхищение и любовь к природе.
А также можно задействовать поднесённую интонацию, что передаёт величество описанной поры.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 24 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворениям А. Фета «Мама» и «Зреет рожь» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 64-65.
Афанасий Фет «Мама, глянь-ка из окошка», читать текст
1. От чьего имени написано стихотворение?
Стихотворение написано от лица ребёнка, мальчика, который обращается к маме и рассказывает о выпавшем снеге.
2. Найди созвучие в словах, рифму, обрати внимание на расположение этих слов.
В первой строфе рифма: окошко-кошка, одело-побелело, нос-мороз.
Рифмуются первые две строки, потом третья и шестая, и четвёртая с пятой строкой.
Эту рифмовку можно записать как ААВССВ. Её называют смешанной рифмовкой.
4. Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.
Для этого стихотворения могут подойти названия: «Первый снег», «Пора гулять» или «Погляди в окошко, мама».
Афанасий Фет «Зреет рожь над жаркой нивой», читать текст
1. Что изобразил Фет в своём стихотворении?
Поэт изобразил время жатвы, уборки поспевшей золотой ржи.
2. Как помогают представить картину, изображённую поэтом, слова жаркая, прихотливый, золотые, безбрежная, огнедышащая? Почему Фет выбирает именно эти слова?
Эти слова называются эпитетами. Они помогают увидеть картину глазами поэта.
Эпитеты жаркая, золотые, огнедышащая показывают цвет.
Эпитет прихотливый помогает представить ветер, дующий над полем.
Эпитет безбрежная показывает объём, говорит о том, что жатва идёт на огромном пространстве.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Почему?
Это стихотворение нужно читать громко и неторопливо. Оно рассказывает о великой битве за урожай. О грандиозном поле, на котором созрела рожь.
Афанасий Афанасьевич Фет стр. 141 — 142
Весенний дождь стр. 141
Какую картину изобразил Фет в своём стихотворении? Как он сумел показать начало дождя? Выпиши в «Рабочую тетрадь» слова, которые помогли поэту.
В стихотворении автор передаёт нам настроение природы перед дождём.
Фет пишет, что ещё светло и ясно на небе, но вдали виднеется потемнение.
Приближающийся дождь, он сравнивает с завесой в лесу, которая стремительно движется.
Такие фразы как «Две капли брызнули в стекло» и «качаясь, движется завеса» помогают автору изобразить картину и состояние природы перед дождём.
Бабочка стр. 142
1. От чьего имени написано стихотворение?
В стихотворении ведётся рассказ от имени бабочки.
Создаётся впечатление, что она говорит с читателем, спрашивает что-то и отвечает на какие-то вопросы.
2. Какой изображена бабочка? Опиши её.
С первых строк понятно, что это лёгкое, воздушное создание.
Оно порхает с цветка на цветок, хлопает своими яркими крыльями, и просто живёт.
Создаётся образ невероятной лёгкости и непринуждённости.
3. Не напоминает ли тебе ритм этого произведения порхание бабочки, рисунок его полёта? Объясни.
Опускаясь всё ниже на каждую строку, кажется, будто это взмахи крыла.
Дело в том, что длинные и короткие строки чередуются между собой.
Короткая строка содержит два слова, а длинная от четырёх.
Поэтому создаётся впечатление, что мы то поднимаемся, то опускаемся вниз, точно как бабочка.
4. Какой тон, какая интонация больше всего подойдут для чтения стихотворения?
Нужно словить этот ритм естественности, спокойствия и свободы.
Именно это хочет показать нам автор.
Тон и интонация должны быть такими же невесомыми и лёгкими, как сама бабочка.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
четверг, 25 ноября 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворениям А. Фета, 5 класс
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 226-228
Афанасий Афанасьевич Фет
«Чудная картина»
1. Какие чувства вызвала у вас чудная картина, нарисованная Фетом?
Восторг и умиление.
2. Подумайте, как поэту удалось передать величественность, широту, простор изображённой картины. (Обратите внимание на эпитеты высоких, далёких).
Простор картины поэт подчеркнул эпитетами, передающими высоту и глубину: высоких небес, далёких саней.
3. Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться лёгкости стихотворного ритма.
4. Как вы считаете, почему вся картина, восхитившая поэта, воспринимается как чётко запечатлённое воспоминание? Почему эта картина постоянна, не изменяется?
В этом стихотворении поэт не использует глаголы, а ведь именно они создают движение, отвечают за действие. Поэтому картина получается статичной, даже сани не бегут, а имеют бег.
«Весенний дождь»
1. Понравилось ли вам изображение начала весеннего ливня?
Мне очень понравилось это описание.
2. Какое настроение передаёт поэт читателю?
Поэт передаёт настроение радости, наслаждения чудесами природы.
3. Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин, событий, запахов, звуков? (Обратите внимание на обилие глаголов и глагольных форм).
Поэт показывает быстрое приближение и начало весеннего дождя. Он не затягивает описание, каждой картине уделяется одна-две строки. При этом в стихотворение много глаголов, описывающих движение: движется, тянет, подошло, барабанит и прочие. Они создают быстрый ритм стихотворения.
4. Можно ли сказать, что поэт прислушивается к звукам, всматривается в окружающий мир, чтобы самое обычное событие, знакомое каждому, осветилось по-новому? Испытывали ли вы такое же состояние, которое переживает поэт в стихотворении?
Мне знакомо это состояние. Оно называется любованием красотой природы.
«Задрожали листы, облетая. «
1. Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении?
Я думаю, что описано лето, скорее всего август. В это время очень часты сильные грозы, сопровождающиеся ливнем и ветром.
2. В чём смысл противопоставления шумящей мглы и тёплого гнёздышка?
Смысл этого противопоставления в том, что родной дом всегда даёт человеку защиту от враждебного окружающего мира. Дома ему нечего бояться. Какой бы сильной не была житейская буря, дома человека всегда поддержат.
3. Придумайте название этому стихотворению. Как вы думаете, почему автор не озаглавил его?
Я бы назвала стихотворение «Летняя буря».
Мне кажется, Фет не дал названия этому стихотворению, потому что сложно в паре слов точно описать его смысл и главную мысль.
Ведь это не просто стихотворение о природе, это философское размышление о родном доме, Родине.
4. Какие эпитеты и метафоры и с какой целью использует поэт?
Эпитеты: буря злая, милая птичка, тёплом гнёздышке, мгла черна,
Метафоры: задрожали листы, тучи закрыли красу, рвёт и мечет, громов перекличка
Поэт использует эти средства художественной выразительности для придания контраста образам могущественной злой бури и беззащитной крохотной птички, которые противопоставляются друг другу.
Для большего эффекта буря одушевляется, она как живое существо.
Природа в поэзии Фета. «Я пришел к тебе с приветом…»
В основном в лирике Фета встречаются стихи о красоте природы, ее совершенстве, о том, что человек должен стремиться к той внутренней гармонии, которая присутствует в природе. Для поэта-идеалиста его творчество, его стихи — это им созданный мир, в котором живет он сам, его мечты, его чувства, где необыкновенная красота природы и любовь порой соседствует с печалью, разлукой.
Однако этот мир остается прекрасным, нетронутым невзгодами, проблемами реальной жизни, он остается надежным убежищем от этих невзгод, огороженным границами романтичной фантазии автора. Ниже вам представлены стихи А. А. Фета о природе
Творчество Фета
Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе.
Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.
Сначала поэт сотрудничал с журналом «Современник», но сильная общественная направленность издания претила ему. Поэтому Фет покидает сначала журнал, а потом и Петербург. Начинается помещичья жизнь. Писатель так и не вернулся к общественной жизни, но его стихи нисколько не изменили направленности. Любовь и русская природа в лирике Фета продолжали занимать ведущие позиции.
Чистое искусство
Искусство ради искусства, или чистое искусство, — именно этой эстетической концепции придерживался Фет. Заключалась она в том, что творчество должно быть независимым от общественной жизни. Искусство должно приносить только эстетическое удовольствие, а не призывать к чему-либо или выступать против какого-либо политического строя. Именно этой концепции придерживался поэт, поэтому природа в творчестве А. А. Фета столь прекрасна и цельна. Она не зависит от сильных мира сего, ни на что не влияет, ее заслуга — лишь в красоте, и это самое главное.
Пейзажная лирика Фета
Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.
Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.
Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»
Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».
И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.
В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.
Любовь и природа в лирике Афанасия Фета
Афанасий Фет прожил долгую жизнь, на всем протяжении которой в его личности удивительно переплетались два совершенно разных человека. С одной стороны, это был грубый, практичный человек, которого не раз била жизнь и который от нее многому научился. А с другой стороны в натуре Фета присутствовал и вдохновенный романтик, не устающий в своих стихах воспевать любовь и красоту.
Фет родился в семье мелкого чиновника, однако отец за взятку устроил так, что мальчика записали сыном орловского помещика Шеншина. По этой истории должно было считаться, что этот помещик увез мать Фета от его отца. Но любому обману суждено рано или поздно раскрыться. Так произошло и в случае с Фетом. В результате Афанасий в течение многих лет испытывал на себе последствия клейма незаконнорожденного, и, прежде всего, лишения статуса сына дворянина. На протяжении тринадцати лет он безуспешно пытался “выслужить” дворянский, неся армейскую и гвардейскую службу.
Так как служба не принесла желаемого результата, Фет решил предпринять иной ход. Он женился по расчету, а впоследствии стал жестоким сельским хозяином-эксплуататором. Желая заполучить дворянский титул, Афанасий Фет всегда старался демонстрировать свои верноподданнические чувства, поэтому в душе его никогда не было сочувствия к революционерам и либералам.
В конце концов, Фет добился своего, и в возрасте 53 лет получил от Александра согласие на удовлетворение его прошения. В попытках добиться признания себя дворянином, Фет совершал порой смешные поступки. Так, к примеру, если Пушкин в возрасте 30 лет счел оскорблением, когда царь пожаловал ему камер-юнкерское звание, то есть чин, который обычно давался молодым людям до 20 лет, то Фет специально выхлопотал себе камер-юнкерский чин, будучи уже семидесятилетним старичком.
Однако такая погоня за дворянскими титулами не мешала поэту писать чудесные по своей красоте стихи. Взять хотя бы, к примеру, одно из его стихотворений 1888 года:
«Полуразрушенный, полужилец могилы, О таинствах любви зачем ты нам поешь? Зачем, куда тебя домчать не могут силы, Как дерзкий юноша, один ты нас зовешь? — Томлюся и пою. Ты слушаешь и млеешь; В напевах старческих твой юный дух живет. Цыганка старая одна еще поет».
Действительно, создается такое впечатление, что в одной невзрачной на вид оболочке ухитрялись жить два совершенно разных человека. В этом стихотворении нам открывается огромная мощь поэзии Фета, сила его чувства, какая-то юношеская страсть к красоте и любви.
Наверное, не зря стихи Фета пользовались успехом в среде его современников 40-х годов. Уже намного позднее с творчеством Фета стали знакомы и широкие массы народа, когда стихи Фета были положены на музыку и стали популярными в народе романсами. Среди его стихотворений, которые обрели вторую жизнь в музыке, были такие, как «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной», «Какое счастие! и ночь и мы одни», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «В дымке-невидимке», «Я тебе ничего не скажу» и, конечно же, широко известный романс «На заре ты ее не буди». И это только немногие из стихотворений Фета, которые вдохновляли различных композиторов на написание музыки к ним.
Тематика лирических стихотворений Фета не отличается большим разнообразием. В них нашли свое отражение, пожалуй, всего лишь две темы: любовь женщины и красота природы. Но в этих темах Фет сумел достичь небывалой глубины и мощи стихотворения, как, например, это видно в произведении 1883 года:
«Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор».
В этом стихотворении отразилось своеобразное видение бытия Фета, хотя его лирика и не была в полном смысле философской. Несмотря на некоторую узость и ограниченность мира поэта, он наполнен какой-то тонкой красотой и изяществом. Это тот мир, в котором нет места для жизненной прозы, для той грязи, которой нас порой поливает судьба, в этом мире нет зла. Правильно ли поступает поэт, закрывая этим явлениям дорогу в свой поэтический мир? Наверное, в этом есть доля правды, ведь поэзия – это, прежде всего, искусство, а в искусстве красота должна стоять на первом месте.
Особой печатью гениальности отмечена и природная лирика Фета, воплощенная в таких стихотворениях, как «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот. Робкое дыханье», «Какая грусть! Конец аллеи», «Это утро, радость эта» и других.
Каждое из этих стихотворений непохоже на предыдущее, они все имеют собственный, неповторимый характер, каждое стихотворение представляет собой маленький шедевр. Однако они не лишены и общих моментов, таких как единство человеческой жизни, души и природы.
Невольно в душу читателя закрадывается вопрос: что стало причиной появления на свет подобной красоты, откуда поэт черпает свое вдохновение, позволяющее ему создавать такой красоты стихи? Быть может, это его умение видеть красоту, его светлая душа, открытая миру и стремящаяся воспевать в стихах этот мир.
Природная лирика поэта воплощает в себе некую антинигилистическую позицию. Если сравнивать отношение к природе тургеневского Базарова, для которого она “не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, и природу Фета, то можно увидеть следующее. Для Фета природа – это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место – или даже состояние души – в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.
Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Вспомним Пушкина. У Пушкина любовь была всего лишь проявлением полноты жизни. Для Фета все иначе, для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. Эта мысль настолько “громко” и сильно звучит в его стихах, что навевает мысли о чем-то языческом. И тут вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении «В дымке-невидимке».
Однако вместе с явными языческими мотивами, которые слышатся в отношении Фета к любви и природе, ему присущ и истинный христианский дух. Фет считает, что в душе человека присутствует божья искра, некая частица огня небесного, о чем свидетельствует стихотворение «Не тем, господь, могуч, непостижим». Эта искра послана человеку в дар для того, чтобы он мог испытывать откровения и вдохновения, чтобы мог дерзать.
Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. К тому времени поэт уже прожил достаточно долгую жизнь и превратился в старика, однако в его стихах продолжает жить восторженный горячий юноша. Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как «Нет, я не изменил», «Люби меня! Как только твой покорный» или же «Еще люблю, еще томлюсь».
Для более наглядного доказательства вышесказанного разберем стихотворение «Я тебе ничего не скажу». Это стихотворение относится ко 2 сентября 1885 года, то есть, оно было написано поздний период творчества Фета. В этом стихотворении выражается мысль, которая часто встречается у поэтов-романтиков. Это мысль о том, что слова порой не в силах передать всю тонкость испытываемого человеком чувства, его состояние души. Так, еще в 1844 году в стихотворении «Как мошки зарею» Фет писал «О, если б без слова Сказать душой было можно!». Так и здесь, сейчас, спустя сорок лет, поэт открывает свидание на фоне природы молчанием: «Я тебе ничего не скажу…».
Такое отношение к языку слов характерно для поэтов-романтиков. Они не считали, что слова могут служить хорошим средством для выражения души человека и поэта.
Да, конечно, Фет не был в полной мере романтиком, для этого он был слишком «земной». Однако в этом стихотворении уделом героя в лучших традициях романтизма становится желание «молча твердить» свои любовные признания. Такое сочетание контрастных по своему смысловому значению слов является главным в этом стихотворении.
Невольно возникает вопрос, что заставляет героя отринуть слова и молчать? В стихотворении автор в полной мере дает объяснение этому. Уже во второй строке мы слышим: «Я тебя не встревожу ничуть». И действительно, любовь Фета может не просто встревожить, она с легкостью может взволновать чистую душу избранницы своим томлением и «содроганьями». В последней же строке второй строфы стихотворения, Фет дает и другое объяснение молчанию своего лирического героя. Мы видим, что его «сердце цветет», словно ночные цветы, которые встречаются нам в самом начале стихотворения. Здесь мы видим то самое единство души и природы, духом которого пронизаны многие другие произведения поэта.
Особым приемом, который усиливает внутреннее образное содержание стихотворения, является то, что автор называет грудь героя, то есть вместилище души, чувств и эмоций, больной и усталой. Он дрожит, и неясно, что является причиной сему, то ли ночная прохлада, то ли душевные переживания героя. Все это вместе приводит к тому, что в конце стихотворения автор зеркально повторяет самое его начало: «Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу».
Язык этого стихотворения, его ритм звучат очень напевно, похоже на музыку. И неудивительно, что композиторы на протяжении многих лет не раз вдохновлялись на написание музыки к «Я тебе ничего не скажу».
Простота и изящество этого стихотворения, его тонкость, естественность и хрупкость выраженных в нем чувств, несомненно, находит живой отклик в душах читателей.
Изображение весенней природы
Русская природа в лирике Фета может быть изображена в разные времена года, но больше всего в стихотворениях встречается весенних образов. Приход весны воспринимается лирическим героем как воскресение, поэтом он с нетерпение ожидает его. Волнуется, прислушивается, пытается распознать признаки ее появления: «… сердце слышит… И все, что движется и дышит, задышит новою весной».
Весна придает поэту сил, в нем просыпается жажда жить, одновременно с этим он преклоняется перед ее вечной, постоянно возрождающейся красотой. Каждое время года у поэта ассоциируется с определенными эмоциями и ритмом жизни. Например, весна вызывает некую тоску, лень, эмоциональность и негу: «Пропаду от тоски я и лени/ Одинокая жизнь не мила,/ Ноет сердце…» (из стихотворения «Пчелы»). Изнеженного, мучающегося от непонятной тоски, но при этом чувствующего приближение чего-то нового лирического героя рисует Фет.
Тема природы в лирике поэта очень распространена. Нет ни одного стихотворения, в котором так или иначе она бы не звучала.
Сочинение: Тема природы в творчестве А.А. Фета
(556 слов) Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета – одна из вершин русской лирики. Особое место в его творчестве занимает тема природы. Поэт виртуозно передает её красоту, изображает тончайшие детали пейзажа.
К примеру, малейшие оттенки в состояниях природы переданы Фетом в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье». Внешний мир как бы окрашивается настроением лирического героя, одушевляется им. С этим связано такое явление как очеловечивание природы (персонификация) в поэзии Фета. Его стихотворения изобилуют олицетворениями. Природа и человек для поэта неразрывно связаны, через пейзаж он лучше понимает свои переживания.
Большое влияние на Фета оказали немецкие поэты-романтики. Как и в их творчестве, в его стихах природа будто откликается на настроение лирического героя, при этом интересно, что вместо связного описания используются отдельные яркие детали. Например, как в стихотворении «Кот поёт, глаза прищуря…» (лирическая зарисовка/жанровая сценка). Оно состоит из трёх строф – в средней строфе мать или, может быть, отец, обращается к задремавшему мальчику, ему говорят, что пора идти спать. А в двух других строфах два повторяющихся мотива: «кот поёт» и «ветер свищет», т.е. противопоставляются покой и буря. Стихотворение написано четырехстопным хореем с чередованием женских и мужских рифм.
Яркой особенностью художественной манеры Фета является стремление не использовать те чувства, которые легко можно передать словами. В своих стихах он передает едва заметные, смутные душевные движения, которые невозможно точно назвать. Именно поэтому у Фета постоянно встречается тема «немой речи», раскрывающей чувства без слов, — во взгляде, в движении, в дыхании. Благодаря этому его пейзаж приобретает импрессионистичные черты. Поэт изображает реальный мир в его подвижности и изменчивости. Кроме того, в поэзии Фета воплотился «культ мгновения». Поэт воспевает красоту прекрасных мимолетных моментов, из которых соткана наша жизнь.
Стоит отметить, что Фет был новатором, и его поэтизация красот природы довольно долго подвергалась критике. «Дерзость» этого романтика заключается в умении увидеть в жизни природы, в духовном мире людей то, чего до него никто не подмечал, и найти новые, свежие, необычные слова для изображения увиденного и пережитого. Он называет крыло стремительной ласточки, почти касающейся воды, «молниевидным». Символически рисуя жизнь как тонкий слой льда над бездонным океаном смерти, он называет лёд «мгновенным».
Прекрасные картины природы созданы Фетом и в стихотворении «На заре ты её не буди…». В нём рассказывается о бодрствовании героини, а главная роль в передаче её состояний отдана пейзажным зарисовкам. В этом произведении наблюдается единство взаимопроникновения чувств человека и природы. «Сладкий» сон лирической героини «на заре» — это утро её жизни, за которым последует расцвет. Кроме того, создаётся впечатление свежести и особенной наполненности жизненными силами, автор сближает предметы и состояния. Сердцем поэт наделяет не только героиню, но и природу. Стихотворение написано трехстопным анапестом с одними мужскими рифмами.
Тема природы необычайно полно раскрывается и в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…». Ведущая тема этого произведения – назначение поэта и поэзии. Фет продолжает пушкинские и лермонтовские традиции – называет поэзию даром, который отделяет поэта от других. Первые десять строк стихотворения подготавливают к его концовке. Для создания образной картины автор использует приём синтаксического параллелизма, анафоры же передают напряжение. Стоит отметить, что последние две строчки противопоставлены по ритму другим. Написано стихотворение пятистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм, что отвечает за его единство.
Таким образом, тема природы необычайно полно раскрывается в лирике А.А. Фета, и поэт использует богатейшие средства выразительности для его создания.
Как справедливо заметил Н.М. Любимов: «Мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний».
Автор: Юлия Киселева
Изображение зимней природы
Природа в поэзии Фета. «Я пришел к тебе с приветом…»
/Василий Петрович Боткин (1811 (1812)-1869). Стихотворения А.А. Фета1. Санкт-Петербург, 1856/
Между стихотворениями г. Фета есть отдел под названием «Снега». Это картины зимы и впечатления зимней природы. Каждое время года отзывается в нас свойственными ему поэтическими звуками. Всякая чуткая душа знает эти звуки. Как истинный друг природы, г. Фет любит ее не в одной только великолепной одежде — и зимою, и в печальном снежном покрове она прекрасна для него:
Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, И радостен для взгляда Весь траурный наряд… и проч.
Но с особенною горячностью отзывается чуткая душа его весенним впечатлениям. Поэт светлых, кротких, наивно радостных движений души, г. Фет удивительно передает свежесть и томительное обаяние весенних ощущений, то чувство духовного опьянения, которое весною струится во всей природе и бессознательно охватывает нас:
Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом, Опять весна душистая Повеяла крылом. Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны. Какой-то тайной жаждою Мечта распалена, И над душою каждою Проносится весна.
Г. Фет редко вдается в описание природы: он или создает свой образ, идеальное отражение природы, которое мгновенно переносит ее в наше внутреннее созерцание, или так уловляет впечатление природы на нашу душу, что это самое впечатление служит глубокой характеристикой известному явлению в природе. Вот, например, еще выражение того же весеннего чувства:
Снова птицы летят издалека К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. Снова в сердце ничем не умеришь До ланит восходящую кровь И душою подкупленной веришь, Что, как жизнь, бесконечна любовь… и проч.
Между весенними стихотворениями г. Фета есть одно удивительное по огненному лиризму чувства — это картина утреннего, весеннего леса, — яркая, кипящая всеми весенними соками природы:
Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой!
Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии! В этих немногих стихах чувствуется то ликующее, праздничное, чем именно дышит ясное весеннее утро, чувствуется вся млеющая жажда медового месяца природы.
Не знаем, умели ли мы показать читателю свойства поэтического таланта г. Фета и то, что делает его действительным, а не призрачным явлением в русской литературе. Мы думаем, что в русской лирической поэзии имя г. Фета будет занимать значительное место. Правда, что он не проложил новых путей в тех поэтических пространствах, которые раскрыты были нам Пушкиным, Лермонтовым и Тютчевым, но как поэт ощущений и как самобытный, оригинальный талант он дал нам почувствовать в тех знакомых уже нам поэтических пространствах множество превосходных подробностей и частностей, остававшихся доселе скрытыми. Литературу называют обыкновенно выражением общества, зеркалом, где в сосредоточенном виде отражается нравственное состояние общества. Это правда; но не забудем также, что высшее развитие литературы, цвет ее есть искусство; а прямое действие искусства есть прежде всего не достижение тех или других полезных целей, а духовное наслаждение, которое оно дает человеку. Потребность этого наслаждения создает любовь к литературе. Наслаждение же это сообщается только поэзией. Одна поэзия дает самобытность и жизненность литературе. Потому, в какой бы форме, в какой бы степени ни проявлялась поэзия, мы должны радостно приветствовать ее. Ничто так не делает человека лучшим, ничто так не исцеляет его от загрубелости нрава, черствости чувств, эгоизма, как духовное наслаждение. Всякий, почувствовавший наслаждение от какого-либо произведения искусства, непременно, хоть на самое короткое время, делается лучше. Вот в чем заключается благотворное действие литературы на общество. Как ни мелка, по-видимому, роль лирического поэта, передающего ощущения, возбуждаемые в нем природою и своею внутреннею жизнию, но если слова его оживлены поэзией, они не пропадут без отзыва, они проникнут и в другое сердце, принесут ему наслаждение и непременно, хоть ненадолго, сделают сердце это и мягче и симпатичнее. В человеке ничего не пропадает без следа, ни минуты горя, ни особенно минуты духовного наслаждения: они-то и заставляют нас любить добро и поэзию. Мы не знаем, многому ли в поэзии г. Фета суждено пережить свое время (кто может сказать, что именно в авторе, да и вообще в человеке переживает его временное существование?), но если бы даже эти милые, свежие цветы поэзии и не могли выдержать охлаждающего действия времени, разве они не исполнили своего призвания? Они пробуждали и пробудят еще во многих сердцах сладкие поэтические ощущения и дали минуты живейшего наслаждения. Но мы забыли еще указать на особенный характер произведений г. Фета: в них есть звук, которого до него не слышно было в русской поэзии, — это звук светлого, праздничного чувства жизни. В картинах ли природы, в движениях ли собственного сердца, но постоянно чувствуется у него звук этот, чувствуется, что жизнь отзывается в них с светлой, ясной стороны своей, в какой-то отрешенности от всех житейских тревог, отзывается тем, что в ней есть цельного, гармонического, восхитительного, именно тем, чем она есть высочайшее блаженство. Всякому, вероятно, знакомы эти мимолетные минуты безотчетно-радостного чувства жизни; г. Фет, так сказать, схватывает их на лету и дает чувствовать в своей поэзии. Почти во всех его произведениях сверкает эта светлая, искристая струя, поднимающая наш обыденный, будничный строй жизни на какой-то вольный, праздничный тон, уносящий душу в светлую, блаженную сферу.