Что изображено на царь колоколе
Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание
Царь – колокол самый большой и роскошный колокол в мире. Он был отлит в семнадцатом веке, по приказу императрицы Анны Иоанновны. На все подготовительные работы ушло почти четыре года. Созданием колокола и последующим его литьем занимались русские мастера литейщики Моторины: сын Михаил и отец Иван. В наши дни колокол находится на Ивановской площади. Где его можно увидеть и потрогать. С 17 века колокол не претерпел изменений и сейчас он находится в первозданном виде.
памятник колокол
самый большой колокол в мире
Ивановская площадь
Сколько весит Царь-колокол
Царь-колокол считается одним из самых крупных экземпляров из колоколов в мире.
Царь-колокол — превосходное произведение колокольного творчества, не имеющее аналогов в мире.
Размеры колокола:
На своём месте
Наконец, в 1836 году было решено поднять Царь-колокол из ямы и установить его на специальный постамент в Кремле. Задачу поручили французскому архитектору Огюсту Монферрану, который возвёл в Петербурге Александровскую колонну и перестроил Исаакиевский собор.
17 августа 1836 года сложнейшая операция по подъёму Царь-колокола была завершена. Гигант был установлен на постамент, спроектированный Монферраном.
С того самого момента колокол, так и никогда не звонивший, вошёл в число главных русских достопримечательностей, о которых знает весь мир.
Идея сооружения памятника
История создания монумента неоднозначна, как может показаться:
Особенности посещения и стоимость
Для того, чтобы увидеть достопримечательность, нужно приобрести билет на посещение территории Московского Кремля. Его можно купить в кассах музеев Кремля, расположенных в Александровском саду, в терминале кассового павильона, на официальном сайте музеев Кремля.
Стоимость билетов, позволяющих ознакомиться с архитектурным ансамблем Соборной площади кремля:
За дополнительную плату в размере 300 руб. можно взять в аренду аудиогид.
Дети до 16 лет посещают территорию бесплатно.
Перед посещением рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музеев Московского Кремля.
Режим работы архитектурного ансамбля:
Изображения и надписи на колоколе, © Мария Пенина
Кто отлил памятник
Изначально литье колокола хотели доверить мастеру из Парижа, но он отказался, приняв это предложение за шутку. На эту должность взяли соотечественника Ивана Моторина, который в 1730 г. приступил к делу. Ему дали в помощь еще одного мастера, 10 учеников и 2 офицеров.
Также работу помогали выполнять люди разных строительных специальностей: плотники, каменщики, столяры, слесари, кузнецы. Подсобные рабочие носили воду, кирпичи, известь и смешивали глину. Всего насчитывалось около 190 человек, втянутых в создание монумента. Скульптуры и резчики занимались отливкой деталей и памятника.
Для возобновления плавильных печей, разрушенных во время первой плавки, Моторин заказал к уже имеющимся расходникам новые материалы. К ним относилось огромное количество красного кирпича. Его использовали при отделке печи, на облицовку, укрепление и основание. В этот раз приняли меры предостережения от возникновения пожара.
Подготовительный этап
Моторин в начале работы создал небольшой образец (весом 12 пудов) для примера, по которому были сделаны чертежи. Созданный проект с чертежами направили в Петербург для утверждения. Процесс подготовки и ожидание утверждения занял 2 года.
Для отливки исторического достояния использовали несколько видов металлов: смесь новых металлов и сплав металла от Большого Успенского колокола, который раскололся во время пожара в Кремле в 1701 г. Такая работа с металлами называется литейной. Раскаленный металл заливают в определенную форму, ждут его охлаждения и получается какое-то изделие. По этой технологии изготавливался колокол.
Использование металлов требовало точных расчетов. Необходимо было погрузить в печи определенное количество металла во время второй отливки. В лаборатории по завершению анализа определили, какой металл и в каком количестве использовался при создании литейного памятника.
В состав изделия входят следующие металлы:
Металл | Процент содержания |
Медь | 84,51% |
Олово | 13,21% |
Сера | 1,25% |
Золото | 0,036% |
Серебро | 0,25% |
Популярные темы сообщений
Процесс создания
Для создания гиганта понадобилось изготовить 2 шаблона по сделанным чертежам великих мастеров. Для отделки внутри сооружения использовался один шаблон, а для дизайна снаружи – другой. На Ивановской площади было подготовлено место под форму колокола. Это было вырытое углубление в земле около 10 м.
Боковые стороны укрепили деревянными брусками, которые связывались металлическими ободками. Для прочности яму обложили кирпичом и на дно установили решетку из железа.
Затем приступили к изготовке болванки и установили другой шаблон, напоминающий внешний вид сооружения. По завершению данных работ форму подняли с помощью специальных грузовых установок. После отделки болванки была изготовлена железная петля для языка гиганта. Все технические работы завершились 25.11.1735 г.
Закончить литье колокола Ивану не удалось по причине смерти, но его дело продолжил сын Михаил. Свою руку в создании окончательного Царь-колокола приложил еще один человек — российский архитектор Август Монферран. Он был француз по происхождению, получивший приглашение работать в России. Поднятием Царь-колокола на фундамент занимался именно он.
Установка Царь Колокола
Царь-колокол (история кратко рассказывает о его поднятии) установили на каменное основание в Кремле летом 1836 г. На гиганте изготовили 4 подпоры, которые держали шар. Сверху шара был установлен крест из бронзы.
Август Монферран также прославился как декоратор и человек, умеющий замечательно рисовать.Он является создателем державы с позолоченным крестом. На росписях, изображенных на Царь-колоколе, можно увидеть русского Романова Алексея Михайловича, при котором был выполнен предшествующий образец, и императрицу Анну Иоанновну, вдохновившую на создание подобного образца.
Ниже изображения с императрицей расположена пометка о людях, создавших эту скульптуру – Иван и Федор Моторины. На колоколе также изображены христианские святые – Христос и Мария, Иоанн Предтеча и апостол Петр. Росписи выполнялись лучшими художниками того времени.
Как создавался Царь Колокол:
Версии повреждения
По завершению работ мастера сделали неутешительный вывод – гигантский колокол было невозможно поднять на поверхность. Он так и остался лежать в литейной яме. В 1737 году в Москве произошел печально знаменитый Троицкий пожар. Согласно главной версии вследствие пожара загорелась деревянная постройка над ямой, что привело к падению колокола и отколу большого фрагмента в 11 тонн.
Есть и другие версии повреждения колокола. Некоторые исследователи считают, что пожар просто послужил оправданием технологической ошибке, произошедшей в результате нарушений правил отливки. Другие полагают, что колокол треснул из-за того, что его поливали ледяной водой во время пожара. Нельзя исключить вариант падения колокола при попытке поднять его.
Отколовшийся кусок
В истории колокола случался не один пожар. Весной 1737 г. на конечном этапе чеканных работ, а именно создания декоративных украшений и надписей, начался пожар, известный всем как Троицкий. Отлитый колокол находился в яме, в которой выполнялись все технические работы, а яма сверху была перекрыта дубовыми брусьями.
Во время этого пожара были уничтожены деревянные установки с шатром, установленным над литейной ямой. Загоревшиеся брусья начали падать вниз на памятник. Люди в панике не знали, как правильно потушить огонь и решили, что вода лучший вариант.
В процессе тушения пожара на раскаленный колокол попала холодная вода, и нагретый металл не выдержал теплоперепада. По нему образовались расколы и рубцы. Колокол с треском потерял отделившуюся часть весом в 11,5 т. Сломанным и вышедшим из строя он был никому не нужен и его оставили на том же месте.
История кратко рассказывается, что Царь-колокол находился в яме почти 100 лет. Яму решили почистить, оборудовать досками и соорудить к нему лестницу с перилами. Желающие могли спуститься по ней и полюбоваться величием шедевра.
Особенным этапом с момента создания памятника считается его поднятие со дна углубления. Длительный промежуток времени предполагали, что поднять его не получится.
Подготовительные работы по поднятию колокола проходили скрупулезно и детально. Важна была каждая мелочь. Для начала убрали всю землю из углубления вокруг колокола и установили сруб, чтобы предотвратить обрушение. Затем извлекли воду. Подготовка велась около 2-х месяцев.
В день поднятия монумента собралось огромное количество людей. Вес был настолько велик, что 2 каната не выдержали напряжения и треснули. Колокол замер в неправильном положении. Один рабочий опустился вниз под колокол и соорудил под него подставку с помощью бревен. После этого колокол был установлен на бревна.
Инженер объяснил неудачную попытку поднятия литейного изделия из-за непрочных канатов, которые пришли в негодность спустя полгода после их приобретения. Были заказаны новые канаты в большем количестве. Теперь их было не 4, а 20. На этот раз подъем удалось выполнить в течение часа.
Была проведена реконструкция установки, а также извлечен отломившийся когда-то осколок, который находился под землей. Колокол поместили на восьмигранную установку вблизи с колокольней Ивана Великого, где он и находится с лета 1836 г.
Легенда о Царь-колоколе
Царь-колокол (история кратко основывается на фактах) воспроизвели во время правления Петра I. Существует предание, что, когда царь возвратился домой, победив в Полтавском сражении, звонили все колокола, кроме одного. Никто из звонарей не смог с ним справиться. Петр I разозлился и направил к колоколу военных, но им лишь удалось оторвать колокольный язык.
После этого народ сказал, что колокол упрямей самого царя. Охваченный яростью, Петр I ударил дубинкой по колоколу. В результате, сам колокол опустился в землю, и часть изделия отломилась. Некоторые верят, что в День Суда Царь-колокол не только зазвенит, но и поднимется с земли.
Памятник литейного творчества Царь-колокол является великим достоянием родного государства для детей и для взрослого поколения.
История кратко описывает уникальнейшее произведение искусства того времени. Приезжие и жители города могут застать данное изделие архитектуры в том же виде, каким его доставали из литейной ямы. Планировались реставрационные работы, но они были отложены из-за высокой стоимости материала и отсутствия гарантии, что колокол когда-либо зазвенит.
Автор статьи: Alliya
Оформление статьи: Светлана Овсяникова
Что изображено на царь колоколе
Вид со стороны Ивановской площади.
Вид со стороны Ивановской площади.
Почтовая карточка. Фото Шерер, Набгольц & Ко.
Россия (?), конец ХIХ – начало ХХ вв.
Почтовая карточка. Фото Шерер, Набгольц & Ко.
Россия (?), конец ХIХ – начало ХХ вв.
При тушении огня во время пожара в Кремле в мае 1737 г. вода попала на раскаленный металл колокола – в связи с неравномерным его охлаждением колокол дал трещины, и от него откололся кусок весом около 11,5 тонн.
При тушении огня во время пожара в Кремле в мае 1737 г. вода попала на раскаленный металл колокола – в связи с неравномерным его охлаждением колокол дал трещины, и от него откололся кусок весом около 11,5 тонн.
С восточной стороны колокольни «Иван Великий» на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII в. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.
Известный мастер И.Ф. Моторин, отливший в 1702 году по заказу Петра I 115 артиллерийских стволов, а также несколько кремлевских колоколов, том числе и Набатный, был привлечен к изготовлению Царь-колокола после неудачной попытки поручить эту работу французскому королевскому механику Жерменю.
В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.
Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу О. Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника, где и стоит поныне.
Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.
350 руб.
Стоимость билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади без скидок.
«Царь-колокол»−символ величия России
Самый большой в мире колокол, получивший название «Царь-колокол», установлен на постаменте около колокольни Иван Великий на Ивановской площади Московского Кремля.
Его вес составляет около 203 тонны, высота−6,14 м; окружность−6,6 м; толщина стенок−0,61 м. Изготовлен Царь-колокол из колокольной оловянистой бронзы.
Царь-колокол около колокольни Иван Великий
Почему колокол носит название «Царь-колокол»
Колокол носит название «Царь» потому, что царскими назывались колокола, имеющие на себе изображения царственных особ. Кремлёвский Царь-колокол украшен изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, на колоколе имеются барельефы с изображениями Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, апостола Петра, пророка Иоанна Предтечи, и московских святых митрополитов−Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.
Царь-колокол с изображением царя Алексея Михайловича
Изображение Алексея Михайловича напоминает о том, что Царь-колокол перелит из другого, меньшего по размеру, колокола, изготовленного ещё во время царствования этого благочестивого монарха. Изображение Анны Иоанновны свидетельствует о том, что Царь-колокол был создан во время правления этой императрицы в память о её царствовании.
История создания Царь-колокола
Царь-колокол создавался как символ величия и уникальности России и должен был поражать своими размерами, красотой и голосом. Но эти благие намерения не осуществились до конца, и Москва так и не услышала голоса царственного великана. Но, обо всём по-порядку.
Попытки отлить невиданный по размеру колокол предпринимались неоднократно. Но все они из-за огромного веса падали и разбивались. В 1654 году при царе Алексее Михайловиче был отлит предшественник Царь-колокола, названный Царским, который весил более 30 тонн. Во время пожара в Кремле в 1700 году этот колокол упал и разбился. Огромные осколки колокола тридцать лет лежали около колокольни Иван Великий.
В 1730 году императрица Анна Иоанновна повелела восстановить Царский колокол, значительно увеличив его вес и размеры. Автором проекта Царь-колокола стал французский архитектор Жермен.
Очередной гигантский колокол предназначался для Успенской звонницы, примыкающей к колокольне Иван Великий. Сверхтяжёлые колокола отливались в те времена непосредственно возле колоколен. Поэтому рядом с Успенской звонницей на Ивановской площади Кремля были построены литейные печи, а рядом с ними выкопана большая яма около 10 метров в глубину и столько же в ширину.
Подготовительные работы шли с января 1733 по ноябрь 1734 года, но первая отливка прошла неудачно-в печах произошла авария и начался сильнейший пожар. Знаменитый литейщик Иван Моторин, руководивший работами по отливке колокола, вскоре после пожара умер, а заменил его сын Михаил.
Через два года, 25 ноября 1735 года, колокол был перелит вторично с увеличением веса на 2000 пудов (32 тонны), на этот раз успешно. Начались чеканные работы, которые производили мастера из Санкт-Петербурга.
Стоит заметить, что отлитые на колоколе дата изготовления колокола (1733 год) и его вес (10 000 пудов или 160 тонн) не соответствуют действительности, потому что надписи на отливке делалась заранее, но с первого раза работа не удалась.
Царь-колокол был почти готов, когда в мае 1737 года в Москве начался исторический Троицкий пожар. Доски под колоколом загорелись, и колокол стали поливать водой из опасения, что он расплавится. От перепада температур бронзовый гигант треснул, и от него отделился кусок весом 11,5 тонны.
Как был установлен Царь-колокол
Расколовший гигант пролежал в литейной яме 101 год. Несмотря на это он остался непревзойдённым памятником русского литейного мастерства. За это время Царь-колокол стал исторической достопримечательностью и экскурсионным объектом. Однако для обозрения людям приходилось спускаться по лестнице в глубокую яму.
Для того, чтобы все могли любоваться удивительным творением русских мастеров, царь Николай I приказал извлечь Цар ь- колокол из ямы для всеобщего обозрения. Проект устройства для извлечения колокола из ямы был сделан архитектором Иваном Мироновским. Р аботы по подъёму колокола производились под руководством французского архитектора Огюста Монферрана−создателя Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Табличка на постаменте Царь-колокола
17 августа 1836 года Царь — колокол был поднят. В подъёме колокола участвовало более 500 человек. Он был установлен около колокольни Иван Великий на гранитном постаменте, выполненном по проекту того же О. Монферрана. С тех пор Царь-колокол является объектом восхищения для всех посетителей Московского Кремля.
Царь-колокол
Царь-колокол
Царь-колокол, который находится в Московском Кремле, а именно на Ивановской площади, у подножья колокольни «Иван Великий», является уникальным памятником русского художественного литья XVIII века. Будучи без преувеличения настоящим произведением искусства, Царь-колокол поражает воображение каждого, кто оказывается рядом с ним. Размеры этой достопримечательности поистине грандиозны: высота – 6,6 м, а диаметр самой широкой, то есть нижней части колокола (так называемой «юбки») – 6,14 м.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Царь-колокол никогда не звонил, зато он стал, пожалуй, самым известным колоколом в мире. Причем не только благодаря своим внушительным габаритам, а и весу, который составляет около 202 тонн. Но и это еще не все его достоинства: наш исполин впечатляет своим внешним декором, не говоря уже об истории создания – интересной, удивительной, неповторимой и где-то еще не до конца исследованной. Прикоснуться к Царь-колоколу – значит, прикоснуться к самой Истории, а сфотографироваться с ним на память равноценно путешествию во времени: ощущение такое, будто оказываешься в далеком прошлом…
Царь-колокол и Архангельский собор на Соборной площади в Кремле
История создания
Царь-колокол в том виде, каким мы его видим сегодня, существует полтора столетия. Однако, если быть объективными, летопись этой уникальной достопримечательности начинается с эпохи царя Ивана III Васильевича, правившего на Руси с 1462 по 1505 год. В его бытность появился самый большой по тем временам колокол, весивший 8 тонн. Когда на престол взошел его сын Василий III, он приказал отлить «свой» колокол, который бы превосходил отцовский – весом в 16 тонн. Все это напоминало некое соревнование: чей колокол окажется больше.
Когда к власти пришел Иван IV, он же Грозный, то решил не отставать от своего отца и деда и пошел еще дальше, повелев отлить колокол в 35 тонн. Но и эта величина оказалась не предельной. Свою лепту в «колокольное производство» решил внести и царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, повелевший в 1654 году отлить нового исполина, весившего целых 128 тонн и украсившего собой храм Ивана Великого в Кремле. Увы, через некоторое время этот колокол упал и разбился, не выдержав, по всей видимости, собственной тяжести.
Царь-колокол или великий колокол, 1890 год
Императрица Анна Иоанновна решила превзойти всех предшественников и в память о своем правлении повелела отлить из обломков прежнего новый колокол, увеличив при этом количество металла до 160 тонн (10 тысяч пудов). В 1730 году замысел государыни начал воплощаться в жизнь. Правда, в реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. Француз не представлял себе, как можно изготовить столь внушительный колокол.
Царь-колокол в XIX веке. Фото Шерер, Рабгольц & Ко. Между 1901 и 1917 годами
А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали — он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную 12-пудовую модель. Одновременно он отправил в Санкт-Петербург все свои чертежи и наброски, не забыв описать схему подъема будущего великана. После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, мастер приступил к изготовлению Царь-колокола.
Работы по его изготовлению растянулись по времени больше, чем на полтора года, и вот 25 ноября 1735 г. грандиозное изделие было отлито. Формирование Царь-колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Правда, был риск, что кожух мог не выдержать массу расплавленного металла, поэтому литейщики решили подстраховаться: пространство между литейной ямой и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей.
К сожалению, И. Моторин до завершения работ не дожил, и дело всей его жизни было продолжено сыном Михаилом. Финальная плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах и продолжалась в общей сложности почти двое суток. Собственно отливка заняла чуть больше часа. Многие туристы, кстати, интересуются: каков состав этого сплава? Согласно проведенному лабораторному анализу, Царь-колокол в основном состоит из меди (84,51%). Анализ также показал наличие олова (13,21%), серы (1,25%). Нашли свое место в сплаве и благородные металлы: золота и серебра там 72 и 525 кг соответственно, в процентном отношении – 0,036% и 0,25%.
Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая в свою очередь держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Стоит отметить, что в общей сложности над созданием этого монументального изделия трудилось около двух сотен человек – кузнецы и скульпторы, резчики и слесари, столяры и многие другие.
Царь-колокол в начале XX века, ранее 1917 года
Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме. А через два года, как на беду, случился сильный пожар, который мог расплавить это чудо литейного искусства до основания. Чтобы этого не случилось, Царь-колокол поливали водой. Однако сохранить его в целости и сохранности, к сожалению, не получилось. Хотя он и не расплавился, но во многих местах – их насчитали одиннадцать – дал трещину. А еще от него отвалился внушительный фрагмент, весивший свыше 11 тонн.
Не поверите, но Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, четвертой дочери царя Ивана V – он к слову, приходился царю Петру I братом и даже был его соправителем – находился в яме… целый век. Почему так долго? Просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. И неизвестно, сколько еще времени изделие пролежало бы в этом месте, если бы не Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Он разработал сложные приспособления, благодаря которым уникальный памятник отечественного литейного искусства все же был вытянут на поверхность и установлен на белый каменный постамент.
Особенности внешнего убранства
Постамент под изделием был создан по проекту того же Монферрана. Вершину Царь-колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, что тоже является разработкой французского архитектора, которого, к слову, на русский манер называли Августом Августовичем, иногда – Августом Антоновичем.
Изображение царя Алексея Михайловича Романова на Царь-колоколе
Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь мы можем видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча.
Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы. Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. Так, в нижней части, под изображением императрицы, в круглом медальоне можно прочесть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».
Надпись на Царь-колоколе
Туристы во время экскурсий часто интересуются: почему на колоколе, который был отлит по велению Анны Иоанновны, запечатлена не только она, но и Алексей Михайлович? Какое отношение второй царь из династии Романовых, правивший во второй половине XVII века, имеет к «детищу» императрицы, эпоха которой пришлась на первую половину следующего столетия? Напомним, что Царь-колокол был изготовлен из старого колокола, отлитого в правление Алексея Михайловича. Изображенный в рост царь в парадном одеянии, со скипетром и державой в руках служит напоминанием об этом историческом факте.
Легенда о Царь-колоколе
Это невероятная легенда переносит нас… куда бы вы думали? В конец XVII — начало XVIII веков, то есть в петровские времена. Именно тогда, согласно преданию, и была отлита эта достопримечательность с мировой известностью.
Отломившийся кусок от Царь-колокола стоит рядом с ним
Сюжет легенды таков. Победив в Полтавской битве, царь с войском вернулся в Москву, и в честь исторического триумфа над шведами в столице звонили во все колокола. Лишь один колокол «отказывался» подавать голос, и, думается, вы уже догадались, какой из них. Звонари изо всех сил старались раскачать его язык, но тщетно. Петр I разгневался не на шутку и направил им на помощь роту военных. Только из этого тоже ничего не вышло – их старания привели к тому, что у Царь-колокола оторвался язык, он так и не зазвонил. В народе, узнав об этом, метко подметили, что колокол упрямее самого государя.
Интересные факты
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.
В течение многих лет не раз звучали предложения использовать Царь-колокол по его прямому предназначению, и для этого его всего лишь нужно спаять. Специалисты же уверяют, что все труды будут напрасными, так как, по их мнению, чистое звучание получить от этого исполина не удастся.
Кстати, собственного языка у Царь-колокола никогда и не было. Язык, который можно видеть рядом с ним, взяли от другого колокола.
Царь-колокол внутри Царь-колокол в Московском Кремле
Посещение Царь-колокола
Допуск на территорию Московского Кремля осуществляется с 10 до 17 часов ежедневно, кроме четверга.
Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади стоит 500 руб., для студентов и пенсионеров действует скидка 50%, лица до 16 лет и льготные категории граждан посещают Кремль бесплатно. Помимо осмотра Царь-колокола и Царь-пушки, единый билет дает возможность увидеть Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, а также несколько постоянных экспозиций и текущих выставок
Как добраться
Добираетесь на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля, и выходите. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль.
Купив билет, поднимаетесь в Кутафью башню, затем проходите по мосту и, миновав Троицкую башню, оказываетесь на территории Кремля. Теперь вам нужно дойти до Сенатской площади, повернуть направо и направиться к колокольне Ивана Великого. Пройдя мимо Царь-пушки, с другой стороны вы увидите этот уникальный шедевр русского художественного литья — Царь-колокол.