Что изображено на петроглифах
Петроглифы
Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Ср. геоглифы.
Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.
Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.
В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.
Петроглифы
Карельские петроглифы, наскальные рисунки почтенного возраста — им не менее 5-8 тысяч лет. Сохранились изображения прекрасно, сегодня это уникальный источник информации о жизни древнего человека. О его культуре и мифологии, повседневном быте и занятиях. Графика неолита — в нашем проекте «100 символов Карелии».
Восточный берег Онежского озера. Фото: Игорь Георгиевский
Петроглифами (по-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба) во всем мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.
В Карелии наскальные святилища всегда в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море при впадении реки Выг, на мысах и островах восточного берега Онежского озера. На этих двух территориях археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных и небесных светил. Фигуры нередко образуют выразительные и взаимосвязанные композиции — целое повествование о жизни неолитического человека.
Беломорские и онежские петроглифы находятся на расстоянии 300 километров друг от друга, на юго-востоке и северо-востоке Карелии. Тысячи изображений: это и антропоморфные фигуры — как реалистические люди той далекой эпохи (плывущие на лодках, идущие на лыжах, стреляющие из луков, танцующие), так и фантастические персонажи — бесы. Есть солярные и лунарные знаки — древние, может, и не были астрономами, но за небесными светилами наблюдали.
Надежда Лобанова, археолог, доктор исторических наук. Фото: Игорь Георгиевский
— Сегодня накопилось достаточно фактов, свидетельствующих о том, что между этими двумя петроглифическими галереями существовали связи в определенный период, — говорит археолог Надежда Лобанова. — Выявлены изображения идентичные: не просто похожие, а как будто сделанные одной рукой (я показывала их многим художникам, искусствоведам — они сходятся во мнении, что это так). Да, различаются по стилю, по сюжетам, но, тем не менее, есть ниточки, которые их связывают друг с другом.
Беломорские петроглифы. Бесовы следки
«Бесовы следки» — около 500 наскальных изображений эпохи неолита. Две группы рисунков находятся на бывшем острове Шойрукшин. Южная группа была засыпана дамбой при строительстве ГЭС, а над северной гидростроители в 1968 году возвели защитный павильон-музей. В последние годы он находился в аварийном состоянии и был закрыт для туристов. Сегодня работы по строительству нового павильона ведутся, за ними можно понаблюдать онлайн.
Рисунки на скале сейчас законсервированы, но ученые их изучают и фиксируют давно. Расположены изображения очень плотно: звери, птицы, лодки, люди, сцены морской и лесной охоты. Название родилось не случайно: по нижнему краю скалы тянется цепочка из восьми следов босых ступней, то левой, то правой. Следы ведут к Бесу — самой крупной фигуре, выбитой с краю от основной массы рисунков. Бес изображен в профиль, высотой около метра. Древний художник выделил его профиль с выступающим носом и подбородком, кисть, стопу и мужское достоинство.
Открыли «Бесовы следки» не археологи. В 1926 году Александр Линевский, тогда студент Ленинградского географического института, приехал в Карелию на этнографическую практику.
Александр Линевский, археолог, писатель, этнограф. Фото из фондов Национального архива Карелии
Из воспоминаний Александра Линевского:
Мне как этнографу надлежало изучать новые явления в быту поморов Белого моря, записывать сведения о событиях гражданской войны на Севере, собирать материал о жизни населения в дореволюционное время. В конце трехмесячной экспедиции произошло непредвиденное событие, после которого я решил, где мне работать и чему посвятить жизнь.
В семи километрах от старинного села Сороки (ныне город Беломорск) находится селение Выгостров. В нем, судя по рассказам сорочан, не было ничего для меня интересного. «Хлеб жуют да селедочкой закусывают», — так говорили они о жителях Выгострова. Однако мною почему-то овладело то неуемное беспокойство, которое хорошо знакомо участникам любой экспедиции: «А вдруг там найдется что-нибудь замечательное?».
В августовскую жару с тяжелым рюкзаком на спине побрел я в деревню Выгостров. По дороге мне посчастливилось разговориться с жителем Выгострова Григорием Павловичем Матросовым. На следующее утро он повез меня на лодке к островку, называемому «Бесовыми следками».
Здесь на пологой скале были выбиты семь следов то правой, то левой человеческой ступни, которые вели к изображению «беса» — самой крупной фигуре на этой скале. «Бесовы следы» окружало множество силуэтов оленей, лосей, китов и других животных. Были выбиты здесь на первый взгляд малопонятные сцены быта и различных промыслов. Всего на этой скале насчитывалось до трехсот рисунков. До сих пор не могу понять, как же сорочане, жившие в семи километрах от деревни, ничего не знали о «Бесовых следках»?
Вот в этот день и решился для меня нелегкий вопрос — куда ехать работать после окончания геофака.
Беломорские петроглифы. Залавруга
Другая группа петроглифов Беломорья выбита на скалах Залавруги. С веками море ушло на несколько километров, а на пересохшем протоке реки Выг остались более двух тысяч древних наскальных изображений.
— Здесь есть совершенно уникальные многофигурные композиции, — говорит археолог Надежда Лобанова. — Больше нигде в мире подобной выразительности, экспрессивности нет. Такие петроглифы — только на Залавруге. Безусловные шедевры мирового наскального искусства.
«Старая» Залавруга была открыта в 1936 году. Здесь нашли несколько групп петроглифов: батальные сцены и лесная охота на оленей.
«Новую» Залавругу открыли на 27 лет позже, в 1963 году. Археологическая экспедиция под руководством Юрия Савватеева вскрыла слой почвы по соседству с ранее найденными рисунками и обнаружила ещё 26 групп петроглифов.
Здесь популярны сцены, связанные с морской охотой. В основном на белух, но есть несколько, где показана охота на тюленей. Они обычно наиболее впечатляют посетителей и исследователей. Динамичные, с обилием деталей, которые не получишь ни из какого другого источника.
А это — охота на лося. Практически фотоотчёт.
Петроглифы, охота на лося. Фото: Игорь Георгиевский
Видите длинную лыжню? Три охотника шли по следу лося (есть след в натуральную величину, как в учебнике). Есть отпечатки лыжных палок, всего три пары. Лыжня разделяется — лосей было несколько, и каждый охотник отправился за своей добычей. Считается, что в Залавруге находится самое древнее в Европе изображение человека на лыжах.
За сезон сюда приезжает не менее 15-20 тысяч посетителей. Кого-то привозят туристические автобусы, кто-то сам ищет информацию в интернете — и находит отворотку с трассы, тропу, ведущую в лес. Входных билетов нет, так что учет достаточно условный: его ведут смотрители-добровольцы. Они же и экскурсии проводят.
Алексей Вербов в начале 2000-х приносил сюда камушки с уменьшенными копиями петроглифов на продажу. Познакомился с археологами, начал читать о петроглифах, а потом и проводить экскурсии для желающих. Последние десять лет весь туристический сезон Алексей здесь, с утра до вечера.
— У меня нет специального образования, — говорит Алексей. — Но за эти годы я много прочел, много общался с учеными, археологами. Линевский, Равдоникас, Савватеев, Лобанова — свои экскурсии я строю на предположениях и версиях ученых. Некоторые посетители задают десятки вопросов, некоторые просят побыстрее: только самое главное минут за двадцать.
Я самостоятельно изучал не только беломорские петроглифы, но и всё, что нашел в интернете о наскальных изображениях России, Северной Европы, мира. Наши рисунки уникальны. Даже по количеству: беломорские петроглифы — это около четырех тысяч изображений, в России такого нигде нет. Тем более петроглифов, доступных для посещения.
И главное — здесь мы видим многофигурные композиции повествовательного характера. Сюжеты, происшествия, события — всё в движении, в динамике, в развитии. Художественная традиция не прерывалась на протяжении столетий — и вот наши шедевры: коллективная зимняя охота на лосей, на кита.
Онежские петроглифы
Бесов Нос — почти километровый мыс восточного берега Онежского озера. Удивительное, почти мистическое место. На Бесовом Носу кажется, что именно здесь проходит граница миров — между небом, бескрайней водой и земной твердью, под солнцем и луной, которые нередко видны рядом, одновременно.
Древние люди, по всей видимости, тоже не остались равнодушными к магии места — они оставили после себя рисунки на самом долговечном носителе: граните. Петроглифы Бесова Носа относятся к эпохе неолита (V — IV тыс. до нашей эры) и входят в группу онежских петроглифов.
Они разбросаны по скалам мысов восточного побережья Онежского озера. Всего на 20 км озерного берега насчитывается более тысячи изображений. Но самые знаменитые из онежских петроглифов находятся на Бесовом и Пери Носах.
Время сохранять камни
Уссурийские петроглифы, культурный памятник мирового значения, едва не исчезли с лица земли
Артур Ласкин,
кандидат исторических наук, заведующий сектором археологии Хабаровского краевого центра охраны памятников истории и культуры
«Коммерсантъ Наука» №10(2), апрель 2020
В конце марта появилось ужасное сообщение: пропали петроглифы Сикачи-Аляна, которые только в декабре 2019 года правительство России отнесло к особо ценным объектам культурного наследия! Тут же, к счастью, оказалось, что новость фальшивая — но внимание к неолитическому памятнику было привлечено.
Сикачи-Алян. Рельефная личина. Это изображение было обнаружено только в 2003 году, оно почти всегда скрыто и находится под слоем речного песка. Фото: Игорь Георгиевский
На берегу Амура, у национального нанайского села Сикачи-Алян, неприступной стеной лежат огромные базальтовые валуны — хранители тысячелетней истории древнейших народов, населявших суровый дальневосточный край. Эти валуны не что иное, как результат интенсивной вулканической деятельности, происходившей здесь около 15 млн лет тому назад. Раскаленные каменные глыбы катились по склонам горного массива и остывали в водах Амура, образуя хаотичное нагромождение в прибрежной полосе. Затем природа в течение долгого времени сглаживала пористые каменные грани, подготавливая их, как своеобразные полотна, для нанесения загадочных образов и знаков, многие из которых до сих пор не поддаются расшифровке.
Гипотеза, будто первоначально петроглифы Сикачи-Аляна были выполнены на скалах, которые впоследствии обвалились на амурский берег, не нашла подтверждения. Характер окатанности камней и расположения изображений указывает, что они выбиты именно уже на отдельно лежащих валунах. За сотни лет и тем более тысячелетия уровень воды в Амуре был подвержен значительным колебаниям, поэтому достоверного ответа на вопрос, на каком уровне по отношению к береговой линии находились камни с петроглифами, когда на них выполнялись изображения, нет. По письменным источникам первых исследователей петроглифов известно, что в конце XIX — начале XX века уже не всегда выпадала возможности осмотреть весь комплекс, поскольку многие камни находились под водой. И в настоящее время нечасто выпадает временной интервал, когда береговая полоса с валунами не затоплена и представляется редкий благоприятный случай для обследования основной массы обширного петроглифического комплекса. Такая возможность представилась в 2003 и в 2018 годах, когда на протяжении лишь одного летнего месяца уровень Амура у села Сикачи-Алян опускался до минусовых отметок −75 и −100 см при среднем многолетнем уровне в +200 см. Так что количество всех сикачи-алянских петроглифов можно установить лишь приблизительно, поскольку многие могут находиться под водой. На сегодняшний день в комплексе петроглифов Сикачи-Аляна зафиксировано 440 изображений на 125 базальтовых валунах и вертикальных плоскостях скальных обнажений.
Сикачи-Алян. Личина. На вертикальной грани камня древний художник изобразил личину-маску с раскосыми глазами и устрашающим оскалом. Фото: Игорь Георгиевский
Следы мифического народа
Первые сведения о наскальных рисунках Сикачи-Аляна стали известны в конце XIX века, по дневниковым записям русского востоковеда Палладия Кафарова и небольшой заметке в газете «Приамурские ведомости» штабс-капитана Петра Ветлицына. В зарубежной печати информацию об этих петроглифах опубликовал в 1899 году американский востоковед Бертольд Лауфер — участник этнологической экспедиции на Амур, организованной Американским музеем естественной истории. Лауферу так понравились амурские петроглифы, что он даже предпринимал попытки вывезти их с собой в Америку. В начале XX века интерес ученых к петроглифам на берегу Амура возрастает, валуны с загадочными изображениями посещают известный исследователь-натуралист Владимир Арсеньев, этнограф Лев Штернберг, которому удалось услышать от местных аборигенов древние сказания и легенды, как о самих петроглифах, так и о мифическом народе «ха», населявшем эти места много веков назад. В 1935 году петроглифы у села Сикачи-Алян обследовали участники Нижнеамурской археологической экспедиции Института этнографии АН СССР под руководством Алексея Окладникова. Были калькированы наиболее значимые рисунки, сделаны первоначальные выводы о стилях и временных рамках древних изображений.
С 1950-х годов началось планомерное научное изучение петроглифов Сикачи-Аляна под руководством того же Алексея Окладникова. Итогом огромной научно-исследовательской работы явилась монография Окладникова «Петроглифы Нижнего Амура», посвященная уникальным памятникам наскального искусства Приамурья.
Каменная личина
Время возникновения петроглифов Сикачи-Аляна включает довольно продолжительный исторический период от начального неолита XII–IX тыс. до н. э., до эпохи раннего средневековья VII–XIII вв. н. э. В эпоху неолита и раннего железного века петроглифы выбивались при помощи каменных орудий, а в средневековье наносились уже техникой резьбы или гравировки железным инструментом. Петроглифы довольно разнообразны по сюжетам и стилистике. Широко представлены изображения антропоморфных личин, зверей (лошади, лоси, тигры, кабаны, волк и др.), водоплавающих и лесных птиц, змей, стилизованных лодок, концентрических окружностей и различных неопределяемых знаков. Самое крупное и эффектное из всех наскальных изображений Сикачи-Аляна — это композиция, выполненная на горизонтальной плоскости обособленно лежащего валуна, состоящая из фигуры лося, в так называемом рентгеновском стиле, заполненная внутри орнаментом из завитков-спиралей и концентрических кругов, а также небольшого стилизованного изображения человека, стреляющего из лука в грациозного зверя. Доминирующее место в сикачи-алянских петроглифах, безусловно, занимают стилизованные антропоморфные изображения — личины. Их формы, заполнения и размеры очень разнообразны. Овальные, сердцевидные, трапециевидные, череповидные и соединения из этих нескольких форм, с ярко выраженным контуром и без него, а также рельефные личины, выполненные на схождении двух или трех граней камня. Многие личины внутри заполнены сложным орнаментом, состоящим из углов, треугольников, дуг или их сочетанием. Изображение личин дано в абстрактном виде, часто в орнаментальной схеме с фантастическими дополнениями. Не случайно при описании этих антропоморфных изображений употребляется слово «личина», которое обозначает не истинное лицо, а маску — искусственное поддельное лицо человека. В маске человек является в новой сущности, например, духом предка или животным, которых олицетворяет маска.
Сикачи-Алян. Изображение лошади. Остается загадкой семантический образ антропоморфной личины, выбитой на крупе животного. Фото: Игорь Георгиевский
Говоря о маске как о представительстве мира духов в мире земных людей, нельзя не упомянуть о шаманизме. На Амуре происхождение шаманства связывают с мифическим священным древом «конгор дягда яло туйгэ», на котором вместо листьев росли шаманские принадлежности. Центральной фигурой этой древней религии являлся шаман — человек, обладающий способностью общаться с душами людей, а также духами-помощниками.
Сикачи-Алян. Изображение лося в рентгеновском стиле. Это основной культовый камень, возле которого и в настоящее время проводятся национальные нанайские обряды для удачной охоты и рыбалки. Фото: Игорь Георгиевский
Кроме того, одной из основных функций шамана были проводы души умершего в загробный мир. Неотъемлемым элементом ритуального облачения шаманов всегда была маска. Имея маску на своем лице, шаман окончательно преображался в духа, становился посланником потустороннего мира. Существует мнение ученых, что именно здесь, на месте поселений древних людей и каменных лабиринтов с загадочными ликами, начиная с XIII тыс. до н. э. зародился своеобразный культовый центр, который продолжал свое существование необычайно продолжительное время.
Кормление камня
Почему же камни становились местом отправления культов и проведения ритуалов? Одухотворение окружающего мира, вера в то, что он заселен духами, которые могут воплощаться в камне, было свойственно различным народам древности. Твердость, извечность, неуязвимость камня была антитезой бренности жизни, хрупкости предметов и смены явлений. Мистическое олицетворение священности камня требовало дополнительного обозначения через ритуальную деятельность, поэтому ее зримым, долговременным и символическим воплощением становились наскальные изображения. С камнями люди разговаривали, приносили им пищу. За то, что их кормили, камни отплачивали людям помощью в разных делах, подманивали животных, чтобы человек мог на них успешно охотиться, отводили болезни, помогали в зарождении новой жизни. Обряды общения с сикачи-алянскими камнями были связаны с природными ритмами и повторялись весной и осенью, когда снижался уровень воды в Амуре и освобождались ритуальные площадки, а валуны с образами духов появлялись из реки, которая, в данном случае, возможно, представлялась мифической дорогой мертвых.
Сикачи-Алян. Череповидная личина. Одно из самых крупных изображений личин не только Сикачи-Аляна, но и других местонахождений петроглифов Амура и Уссури. Фото: Игорь Георгиевский
Несомненно, древние петроглифы, разнообразие их форм и загадочных сюжетных линий во многом оказали влияние на формирование нанайского этноса. Это прослеживается в традиционных обрядах, мифах, национальной одежде. К сожалению, древние традиции постепенно умирают, очень редко теперь можно увидеть совершение обрядов у магических валунов с петроглифами, да и то, проводятся они в основном для туристов и создания телевизионных сюжетов.
Они разрушаются
С годами не ослабевает интерес ученых к древним изваяниям на берегу Амура. Последние 15 лет на Сикачи-Аляне проходят совместные исследования Хабаровского краевого центра охраны памятников, Института археологии РАН и Лаборатории RSSDA, связанные с документированием петроглифов и их ландшафтного окружения, с применением современных методов и средств геоинформационных систем, спутниковой геодезии, аэрофотосъемки с беспилотных летательных аппаратов, лазерного сканирования, фотограмметрического моделирования. В рамках этих исследований удалось обнаружить целый ряд новых петроглифов, неизвестных ранее. Организатором и научным руководителем этих исследований всегда была Екатерина Георгиевна Дэвлет — талантливый ученый, крупнейший специалист в области изучения памятников наскального искусства. Благодаря ее огромным усилиям и неисчерпаемой работоспособности воплощались самые смелые и передовые идеи по изучению, документированию и сохранению петроглифов Амура.
Многолетний мониторинг состояния петроглифов на Сикачи-Аляне показал, что памятник интенсивно разрушается под воздействием природного и антропогенного факторов. Во время весеннего ледохода продолжается процесс перемещения и переворачивания базальтовых валунов с петроглифами. В результате значительных сезонных перепадов температур и колебаний уровня воды в Амуре прослеживаются негативные для петроглифов процессы заиливания валунов, покрытие изображений минеральными и органическими элементами, растрескивание и расслоение поверхности камней. Совершенно наглядна и очевидна необходимость проведения неотложных и эффективных мероприятий по сохранению и музеефикации сикачи-алянских петроглифов. За последние десятилетия разработано достаточное количество концепций и проектных решений по организации на базе петроглифов Сикачи-Аляна разного рода историко-культурных, музейных, этнографических и туристических центров, но из-за отсутствия финансирования все эти проекты и решения остались только на бумаге.
Сикачи-Алян. Информационный знак в пункте 1. Автор знака Альберт Бабаев (Хабаровск). Знак установлен в 2003 году в начале обзорного туристического маршрута по петроглифам Сикачи-Аляна. Фото: Игорь Георгиевский
Особо ценный объект
Благодаря своей мировой известности еще в 2003 году петроглифы Сикачи-Аляна были включены в предварительный список ЮНЕСКО. Продолжительное время ведется непростая и кропотливая работа по включению Сикачи-Аляна уже в основной список всемирного наследия ЮНЕСКО. Важным шагом на этом пути стало в декабре 2019 года решение правительства признать уникальные петроглифы Сикачи-Аляна особо ценным объектом культурного наследия Российской Федерации. Это первый объект наскального искусства в России, удостоившийся такой высокой чести. Появилась надежда на сохранение такого ценного для нашего государства историко-культурного памятника.
Значение петроглифов Сикачи-Аляна для нас безгранично огромно. Сначала природа, а потом и руки древних художников сделали это место гармоничным соединением духовных и естественных начал. Окаменелые лики и сейчас остаются особо почитаемым и священным местом для коренных жителей национального села Сикачи-Алян. Сегодня как никогда назрела острая необходимость в осуществлении последовательной и эффективной программы действий, направленных на обеспечение сохранности, благоустройство, музеефикацию и охрану петроглифов Сикачи-Аляна. Пришло время не разбрасывать, а сохранять священные камни.