Что изображено на картине моне впечатление
Картина «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне — знаковое произведение, открывшее миру импрессионизм
«Впечатление. Восход солнца» — знаменитая картина, написанная Клодом Моне (Oscar-Claude Monet) в 1872 году. На холсте изображён гаврский порт в тот момент, когда стремительно меняется пейзаж, и пробуждается природа. Солнце поднимается из утренней мглы навстречу зрителю. Оно ворвалось ярким оранжевым шаром в сумрак ночи, окрасило небо и воду в тёплый розоватый цвет, отбросило колеблющуюся оранжево-красную дорожку на поверхности залива. Тёмно-зелёными пятнами выделяются лодки на воде, всё окутано влажным туманом — призраки портовых кранов, размытые очертания берега, морские суда. Ещё мгновение и бледные тени ускользнут, предметы приобретут привычную отчётливость. А само произведение даст имя новому направлению в живописи и станет его символом. Но пока художник ещё не догадывается об этом. Кажется, что он просто запечатлел сиюминутные ощущения, наполненные шорохом волн у причала, запахами пробуждающегося порта и перламутровыми бликами на воде.
Клод Оскар Моне — выдающийся французский живописец XIX века, основатель импрессионизма и самый последовательный представитель этого течения. Он любил писать воду, проводил время на пленэрах, его произведения, живые и подвижные, передают «мгновенность» окружающего мира, атмосферу и свет, разлитый в ней.
Картину «Впечатление. Восход солнца», с первоначальным незатейливым названием «Море», Моне написал во время недолгого пребывания в родном Гавре. В то утро он вскочил с постели, подбежал к окну адмиралтейской гостиницы, прихватив мольберт и кисти. Сразу начал покрывать холст широкими размашистыми мазками. Ведь при восходе освещение меняется каждое мгновение. Тут нельзя медлить, надо быстро прописывать каждый оттенок.
Художник лихорадочно спешил запечатлеть открывшийся вид. Он одновременно работал над всем пространством картины. Первый слой должен покрывать как можно большую часть холста. Тонкие переходы, лёгкая основа. Небо, доки, вода и бесчисленное количество оттенков серого. Колорит высветлен, в нём нет чёрного цвета. Мелкие синие и лиловые мазки. Более быстрые и резкие движения — мачты на лодках, очертания пристани, теряющейся в дымке. И наконец, огненными тонами само солнце — оранжевый шар, имеющий слегка неправильную форму. На всю работу ушло не более 10 минут.
Произведение получилось стремительным. Мастер словно обнажает перед зрителем сам процесс создания, приглашает вместе с ним полюбоваться игрой бликов. Ритм кисти, бегло коснувшейся поверхности, передаёт динамику движения, создаёт «мимолётность» природного явления. Положенные рядом чистые краски воспроизводят свет, отражающийся от поверхности. Густые мазки, их направление, размер, форма создают сложную фактуру, осязаемо передают движения воздуха и воды.
Композиция произведения была тщательно выверена. Вытянувшиеся в линию рыбачьи лодки, портовые сооружения на горизонте и солнечная дорожка образуют треугольник. Однако смелые размашистые линии многим показались неряшливыми и даже грубоватыми. Некоторые утверждали, что Моне создал не картину, а лишь набросок.
На выставке, открывшейся после тщательной и долгой подготовки 15 апреля 1874 года на бульваре Капуцинов, в помещении ателье Надара (Nadar) разразился скандал. Публика, не знакомая ранее с творчеством художников нового направления, выразила враждебное непонимание и раздражение. Одни приходили, чтобы посмеяться над чудачествами непризнанных гениев. Другие объявили художников сумасшедшими, упрекали в дилетантизме, находили в их картинах дерзкий вызов прекрасному и оскорбление общественного вкуса. Третьи громогласно негодовали и требовали вернуть деньги, потраченные на входные билеты.
Новизна, непривычный колорит, кажущаяся композиционная случайность и живописный хаос вместо ясной формы и тщательной выписанности, принятой академическими канонами, — всё это послужило поводом для ряда разгромных рецензий. Известный критик Луи Леруа свою статью в журнале «Шаривари» язвительно назвал «Выставка впечатленцев». Тон статьи соответствовал названию. По мнению журналиста, «обойная бумага на стадии наброска и та выглядит лучше, чем такая живопись».
Как ни странно, обидное прозвище художникам пришлось по душе. С тех пор они стали называть себя «импрессионистами» (в пер. с франц. Impression — «впечатление»). При этом пейзаж Клода Моне, давший путёвку в жизнь этому названию, долгое время оставался в тени других его работ. Мастер и сам не рассчитывал на успех. «Я просто писал, стараясь успеть за ускользающим светом. Для меня это была очередная работа, которую не удастся продать» — признавался он.
Картина «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне после выставки всё же была продана, хотя и пережила долгий период равнодушия и незаинтересованности. Её первым покупателем стал известный коллекционер Эрнест Ошеде (Ernest Hoschede), заплативший 800 франков. Спустя четыре года от обанкротившегося коллекционера пейзаж перешёл к Жоржу де Бельо (Georges de Bellio), но уже за 210 франков, и лишь к середине XX столетия стал национальным достоянием и украсил экспозицию музея Мармоттан-Моне. Но уже в 1985 году был украден. Грабителям не удалось его продать. Спустя пять лет шедевр нашли в одном из заброшенных домов и вернули на законное место.
«Впечатление. Восходящее солнце» Моне
Художник стал первым, кто низверг человека с пьедестала «главного героя» и возвёл туда свет. Это кардинальным образом изменило культуру.
Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Его вообще мало заботили люди, он даже не тратил время на полотна с ними. Что Моне действительно увлекало, так это природа.
Сюжет
«В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое, ведь на восходе освещение постоянно меняется. Его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут 10, не более. И я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки». Вот так было создано программное произведение, с которого и начался импрессионизм.
Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра. В этом городе Моне вырос и впервые осознал себя художником.
Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима, утверждал Моне. Мы видим на полотне бесчисленное количество оттенков серого. Резкими мазками даны мачты и доки. И огненными тонами само солнце. Такие смелые размашистые мазки многим современникам казались неопрятными, даже грубоватыми. Немало было тех, кто посчитал полотно незавершенным этюдом. Посетители выставки, на которой картина была представлена, возмущались, заявляя, что даже обойная бумага смотрелась бы лучше.
Кстати, среди более поздних исследователей творчества Моне были те, кто называл картину эффектом Луны в тумане, полагая, что художник изобразил не восход, а закат. Чтобы развеять сомнения, американский исследователь, изучив фотографии и метеорологические данные, выяснил, что полотно могло быть написано только 13 ноября 1872 года в 7:35.
Контекст
Клод Моне был новатором. Его интересовали состояния природы, впечатления от неё. Что же до сцен из жизни людей, то, в отличие от его современников (например, Дега, Ренуара, Мане, Сезанна), он совершенно не заботился тем, что происходило с людьми, и очень редко писал жанровые сцены.
Главный герой на его картинах — свет и его игра. Свои работы Моне писал быстро — пока не менялся свет. Ведь с изменением света меняется и смысл картины. Изображение одного и того же мотива (например, одного из порталов Руанского собора или стога сена) в разное время дня даёт разное впечатление, а потому представляет разное содержание. Этот принцип стал одним из важнейших в искусстве последующих десятилетий.
Моне стал современником всех художественных направлений конца XIX — начала XX веков. Он говорил так: «Техника меняется, но искусство отается тем же самым: это свободное и эмоциональное изображение природы».
Судьба художника
Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту. На уроках же мальчик разрисовывал тетради карикатурами учителей и одноклассников. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист. Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.
Благодаря карикатурам о Моне узнал художник Эжен Буден, который научил юношу серьёзному отношению к живописи и заставил смотреть на мир иначе.
Именно он воспитал у Клода привычку писать с натуры и доверять впечатлениям. Буден считал, что нужно «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».
К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами. В Париже, куда Клод поехал учиться, он (не сразу, конечно, были и годы бунтарского отказа от работы в студии) постепенно нашёл себе учителя и единомышленников.
Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжёлым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы. Положение изменилось к началу 1880-х. Картины начали приносить прибыль, и художник смог купить дом в Живерни, где он и провёл остаток лет.
За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски. Именно поэтому на его последних работах лилии, которые здоровый глаз видит в оттенках белого, Моне написал голубоватыми.
Зарождение импрессионизма: Клод Моне и его шедевр «Впечатление, восходящее солнце»
Никто не мог себе представить, что небольшая картина, написанная Клодом Моне в 1872 году станет станет причиной скандала и революционного переворота в живописи. Название этой картины: «Впечатление» по французски звучит impression (импресьон), и дало название новому направлению в живописи, названного импрессионизмом.
В то время Клод Моне был молодым художником, который пытался выставлять свои работы в основном салоне в Париже, эту выставку проводила один раз в год Королевская Академия Живописи и Скульптуры. Но попытки эти были безуспешны. Тогда несколько художников объединились и организовали свою выставку, назвав ее Первой Выставкой Анонимного Общества Художников. Моне был в поиске своих сюжетов, своей техники. Он хотел нарисовать свет. И работа «Впечатление. Восход солнца» как раз и отвечала его представлениям о живописи.
Моне писал об истории создания этой картины: «Для меня солнечный свет был источником вдохновения, каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима. В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое. На восходе освещение постоянно меняется, его нужно писать сразу же, каждый оттенок. И не говорите мне, что в студии можно воссоздать все по памяти. Главное поймать момент. Сколько у меня было времени? Минут десять, не более, я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки. Тонкие переходы цвета, легкая основа. Небо, доки, вода и бесчисленное количество оттенков серого. Более быстрые, резкие мазки — мачты на лодках, очертания пристани теряющиеся в восходе. И, наконец, огненными тонами само солнце!» На вопрос понимал ли художник значимость этой картины для искусства, Моне усмехнулся и сказал: «Я просто писал, еле поспевая за светом, для меня эта работа была очередной, которую не удастся продать.»
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872 год. Холст, масло, 48х63. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Выставка Отверженных художников с треском провалилась. Некоторые посетители, даже, требовали вернуть им входную плату. особенно досталось полотну Моне. В чем только его не обвиняли, и в неумении рисовать и в издевательстве над зрителями. Один из посетителей сказал, что обои на стенах в выставочном зале гораздо выразительнее, чем эта картина. Некоторые источники утверждают, что Моне пытался подраться в одним из посетителей, который высмеивал его картину.
Журналист Луи Леруа из сатирического журнала «Шаривари» в своей статье назвал молодых художников «впечатленцами» (импрессионистами) и, с его легкой руки, это название и прикрепилось к этому направлению в живописи.
Особенность Клода Моне, как художника в том, что он писал внешний мир, писал природу, его мало занимали сцены жизни, его интересовало состояние природы, впечатление произведенное природой. Художественный критик и поэт Шарль Бодлер, высказывался о написании картин. Он говорил, что картина должна быть написана так, что если ее перевернуть, она не должна ничего потерять в своем живописном содержании. Именно так и писал Клод Моне, его картина «Впечатление. Восход солнца» настолько сбалансирована, настолько отражение воды в небе, неба в воде похожи, как в игре волшебных зеркал. Так что если перевернуть эту картину, она ничего не потеряет.
На этой картине мир теряет свою материальную плотность. Воздух, вода, туман, дымка — все это смешалось в нашем видении и понимании. Нет отдельно людей, лодок, порта, а есть данный момент, минутный всплеск вечности, именно это и является «героем» картины. До Клода Моне человек и все человеческие отношения являлись «героем» картин, а теперь человек включен в это пространство, как неотъемлемая его часть. Вы не можете понять, где кончается человек и лодка и начинается вода и это ощущение охватывает и завораживает вас. Эта картина ничему вас не учит, не призывает на баррикады, глядя на нее вы отдыхаете, расслабляетесь и, непостижимым образом, набираетесь новых сил.
Почему мы так любим картины Клода Моне? Не только потому, что смотреть на них это чистое эстетическое наслаждение, но еще и потому, что он позитивен, его картины излучают свет, они положительны, они затрагивают самые светлые струны человеческой души. Импрессионист Камиль Писсаро сказал о Клоде Моне: «Он освободил мое сознание».
Освобождение сознания — это и есть основное, что притягивает нас в творчестве великого художника ХIХ и ХХ столетия Клода Оскара Моне.
Публикация написана по материалам документальных фильмов BBC, проекта Энциклопедия, авторских программ на канале «Культура» Паолы Волковой.
“Впечатление” Клода Моне. Главная картина импрессионизма.
Конечно, и до Моне техника импрессионизма встречалась на полотнах других художников. Например, Гойя нарисовал свою Молочницу из Бордо в этой технике. Однако название она получила именно благодаря картине Моне “Впечатление”.
Выставка, вошедшая навсегда в историю живописи
Картины настолько не вписывались в представления о классической живописи у публики 19 века, что та ехидно отмечала, что “в наброске для комнатных обоев и то больше законченности, чем в этом морском пейзаже” или “теперь пишут, как видят: даже не подготавливают холстов”. В общем, это была обычная негативная реакция людей на нечто совершенно новое и нестандартное.
На этой же выставке Моне показал свою знаменитую картину “Бульвар Капуцинок”. О ней читайте в статье “Необычные факты о “Бульваре Капуцинок Клода Моне”.
Журналист Луи Леруа, написав саркастичный отзыв о выставке, назвал представленных на ней художников “впечатленцами” как раз по названию картины Моне “Впечатление”. По-французски “впечатление” будет impression. Так что в русском языке название закрепилось на иностранный манер – импрессионисты.
Тогда такое сравнение публике показалось смешным и запоминающимся – оно так и закрепилось за подобной техникой в живописи.
Загадочная дата создания
Теперь вернемся на 2 года назад, когда Моне писал эту картину. Я обратила внимание, что в интернете в большинстве источников указывается дата написания картины “1872-1873 гг.” Хотя на самой картине Моне поставил дату “1872 г.” (см. в левом нижнем углу на фрагменте картины).
Я не могла понять, зачем прибавляют еще один год? Ведь художнику виднее, когда он создавал свое творение!
Оказывается, долгие годы искусствоведы считали, что Моне был несколько не в себе, поставив неверную дату на картине – ведь документально было известно, что в порту Гавра (Франция) он был в 1873 году.
И только в 2014 году профессор физики Дональд Олсон доказал, что картина была написана все-таки в 1872 году, как и указал Моне.
Более того, Олсон смог установить число и даже время написания картины с точностью до минуты, проанализировав положение солнца, возможность захода больших парусников в порт только во время прилива, направление ветра (по дыму) и данные о погодных условиях (туман) того времени.
Рождение новой техники в живописи
Исследование Олсона мне кажется очень даже уместным – ведь время играет гораздо более важную роль для импрессионистов. До них картины писали в студиях, не один день и даже не один месяц.
Так, для сравнения, Гойя писал картину “Портрет семьи Карла IV” один год. А здесь мы точно знаем, что Моне начал рисовать картину в 7.35 и закончил ее через 10 мин!
Он писал быстрыми и широкими мазками, с натуры, через открытое окно своего номера в гостинице. Он спешил набросать свое мимолетное впечатление от увиденного, пока солнце не взошло выше и природный свет не заиграл по-другому.
Так что мы видим туман, солнце, оттенки воды и неба ровно такими, какими они были 13 ноября 1872 года в 7 часов 35 минут.
Моне позже признавался, что в то утро думал, что пишет очередную картину, которую никто не купит. Мог ли он тогда представить, что его картина через 100 лет будет стоить несколько десятков миллионов долларов? Думаю, если бы знал, она бы такой не получилась.
Порт Гавра на картинах Моне
Моне потом еще не раз писал порт Гавра. Большинство этих работ находятся в частных коллекциях. Я нашла лишь две картины, которые можно увидеть каждому желающему в музеях (“Музей в Гавре” и “Вид на старую гавань в Гавре”).
Восход солнца. впечатление, клод моне — описание картины
Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Его вообще мало заботили люди, он даже не тратил время на полотна с ними. Что Моне действительно увлекало, так это природа.
Сюжет
«В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое, ведь на восходе освещение постоянно меняется. Его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут 10, не более. И я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки». Вот так было создано программное произведение, с которого и начался импрессионизм.
Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра. В этом городе Моне вырос и впервые осознал себя художником.
«Впечатление. Восходящее солнце», 1872. (wikipedia.org)
Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима, утверждал Моне. Мы видим на полотне бесчисленное количество оттенков серого. Резкими мазками даны мачты и доки. И огненными тонами само солнце.
Такие смелые размашистые мазки многим современникам казались неопрятными, даже грубоватыми. Немало было тех, кто посчитал полотно незавершенным этюдом.
Посетители выставки, на которой картина была представлена, возмущались, заявляя, что даже обойная бумага смотрелась бы лучше.
Кстати, среди более поздних исследователей творчества Моне были те, кто называл картину эффектом Луны в тумане, полагая, что художник изобразил не восход, а закат. Чтобы развеять сомнения, американский исследователь, изучив фотографии и метеорологические данные, выяснил, что полотно могло быть написано только 13 ноября 1872 года в 7:35.
«Женщины в саду», 1866—1867. (wikipedia.org)
Контекст
Клод Моне был новатором. Его интересовали состояния природы, впечатления от нее. Что же до сцен из жизни людей, то, в отличие от его современников (например, Дега, Ренуара, Мане, Сезанна), он совершенно не заботился тем, что происходило с людьми, и очень редко писал жанровые сцены.
Главный герой на его картинах — свет и его игра. Свои работы Моне писал быстро — пока не менялся свет. Ведь с изменением света меняется и смысл картины.
Изображение одного и того же мотива (например, одного из порталов Руанского собора или стога сена) в разное время дня дает разное впечатление, а потому представляет разное содержание.
Этот принцип стал одним из важнейших в искусстве последующих десятилетий.
«Бульвар Капуцинок», 1873. (wikipedia.org)
Моне стал современником всех художественных направлений конца XIX — начала XX веков. Он говорил так: «Техника меняется, но искусство отается тем же самым: это свободное и эмоциональное изображение природы».
Судьба художника
Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту.
На уроках же мальчик разрисовывал тетради карикатурами учителей и одноклассников. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист.
Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.
«Водяные лилии», около 1915. (wikipedia.org)
Благодаря карикатурам о Моне узнал художник Эжен Буден, который научил юношу серьезному отношению к живописи и заставил смотреть на мир иначе.
Именно он воспитал у Клода привычку писать с натуры и доверять впечатлениям. Буден считал, что нужно «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».
К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами. В Париже, куда Клод поехал учиться, он (не сразу, конечно, были и годы бунтарского отказа от работы в студии) постепенно нашел себе учителя и единомышленников.
Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжелым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы. Положение изменилось к началу 1880-х. Картины начали приносить прибыль, и художник смог купить дом в Живерни, где он и провел остаток лет.
Водяные лилии в Музее Оранжери. (wikipedia.org)
За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски. Именно поэтому на его последних работах лилии, которые здоровый глаз видит в оттенках белого, Моне написал голубоватыми.
Стиль импрессионизм в картине Моне «Впечатление. Восход солнца»
Здравствуйте коллеги. Как появилось название художественного направления — стиль импрессионизм?
Все благодаря полотну Моне «Впечатление. Восход солнца» (1873 год). Он не планировал такое название, первоначально полотно предполагалось назвать «Море». Перед выставкой передумал и переименовал работу.
В то время рисунок воспринимался, как фотография, с четкой прорисовкой, детализацией.
Выставляя такие произведения, как «Впечатление. Восход солнца», живописцы шокировали публику, вызывали негодование критиков.
«Впечатление. Восход солнца» — 1873 Клод Моне
«- Как же так. Все рисуют по канонам, а эти выскочки, «маляры» решили «мазней» спорить с вековыми догмами в искусстве!!»
Так думал и французский журналист Луи Релуа. В своей разгромной статье он изобрел ехидное слово импрессионисты, что означало – «впечатленщики» (соответственно названию).
Моне отреагировал на это не стандартно, протестуя стал называть себя и коллег импрессионистами.
Выставку организовали в 1874 г. На ней были представлены работы известных сегодня мастеров живописи:
Коммерческого успеха она не имела. Из ста шестидесяти пяти полотен несколько было продано за незначительные суммы. Сегодня же работы стоят миллионы долларов.
Картина в стиле импрессионизм
Живя в гостинице, мастера поразил вид из окна на порт и его окрестности. Взяв кисти и холст, он запечатлел увиденное. Назвал «Впечатление. Восход солнца».
На самом произведении четкого рисунка нет, краски художник не пытался смешивать, рисовал открытым цветом, не заботясь о прорисовке. Вдали, намеком угадываются портовые краны и корабли.
Мы больше додумываем, что там за строения. Но такой эффект и отличает это направление от классической живописи.
Вечером прогуливаясь по городу или берегу моря, мы же не видим четких очертаний предметов. Но все равно вечерние прогулки на закате нам нравятся, и мы получаем впечатления, что и пытаются сделать импрессионисты в картинах.
У картины не простая история. Ее и несколько других работ украли в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. По истечении пяти лет преступление было раскрыто, и рисунок вернулся в музей Мармоттан.
Как подобрать музыку к картине К. Моне «Впечатление от восхода солнца»
Домашняя работа ученицы 5 класса «Как звучит картина Клода Моне
«Впечатление Восход солнца, впечатление?»
Клод Моне, известнейший представитель французского импрессионизма написал полотно «Впечатление. Восход солнца» в 1872 году.
Картина «Впечатление, восход солнца Клода Моне была написана им поутру, во время пребывания художника в Гавре, городе своего детства. На картине изображен утренний восход в порту, своеобразным символом промышленной революции 19 века.
По мнению некоторых историков искусства на картине Моне «Восход солнца, впечатление» изображен порт, который можно видеть из окон гостиницы «Адмиралтейской» города Гавр.
Картина Моне имеет богатую историю. По началу, её не хотели принимать критики, посчитав картину бездарной. Но все – же картина имела популярность у публики, она попадала в руки частных владельцев, перепродавалась за смешную цену.
На переднем плане картины изображено море в сине-зеленых тонах, выделены два силуэта рыбацких лодок. Жирные выделенные темные мазки кисти и невыраженные силуэты уходящих лодок дают явное ощущение глубины моря.
Все цвета, использованные в картине «Впечатление, восход солнца» тусклые, приглушенные.
Единственное яркое пятно на всем полотне- ясно-оранжевый диск восходящего над французским городком солнца, расплывающегося также в отражении неспокойной морской воды.
На заднем плане, в серо-голубом тумане еле заметны силуэты парусных судов, кранов у причала и дымовых труб. Дым из труб указывает на северо-восточный ветер.
Если же присмотреться внимательно, то и солнце здесь не является ярким пятном. Искусствоведами и учеными Гарвардского Университета с помощью фотометра было определено, что степень яркости изображенного солнца и кусочка чистого неба, окружающего его, находятся на одном уровне. Особенности человеческой сетчатки воспринимают оранжевый цвет солнца как за самое яркое пятно на картине.
Бледно оранжевые лучи солнца, смешанные с грязным серым дымом практически не придают картине ясности. В этой местности царствует не солнечный свет, а пелена промышленного дыма намекает художник.
Я считаю, что очень подходит для просмотра картины Прелюдия Клода Дебюсси «Паруса».
Как и художники-импрессионисты, вышедшие на пленэр для того, чтобы уловить бесконечную изменчивость красок природы, и схватить неуловимость и поэтичность момента, Дебюсси призывает слушать природу и находить новые средства для выражения неповторимости этих ощущений.
Этот лейтмотив звучит с удивительной настойчивостью в высказываниях Дебюсси: «Я думаю, что музыка покоилась до сих пор на ложном принципе. Природа окружает нас, и мы жили внутри неё, не замечая этого до сих пор».
«Шум моря, изгиб какой-то линии горизонта, ветер в листве, крик птицы откладывают в нас разнообразные впечатления. И вдруг, ни в малейшей степени не спрашивая нашего согласия, одно из этих воспоминаний изливается из нас и выражается языком музыки».
«Видеть восход солнца полезнее для композитора, чем слышать «Пасторальную симфонию» Бетховена».
Слушая музыку Дебюсси, мы поражаемся её пластичности, свободе и непосредственности. И представляем раннее утро, свежий ветен, играющий парусами рыбацких лодок.
Клод Моне — Впечатление. Восход солнца
Эту необычную картину Клод Моне писал с натуры в старом аванпорте Гавра. Готовая работа была представлена на выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, граверов и литографов», которая состоялась в 1874 году в бывшей мастерской парижского фотографа Надара, и вызвала жаркие споры.
Журналист Луи Леруа, освещавший это культурное событие в газете Le Charivari, подверг картину жестокой критике, заявив, что обои смотрелись бы намного более законченными, чем «Впечатление».
Написанная им статья называлась «Выставка впечатленщиков», или, иначе говоря, «Выставка импрессионистов» (по названию полотна).
Это меткое слово художники затем использовали в знак протеста для обозначения своей группы.
На самом деле мнение о данном полотне Клода Моне сложилось неоднозначное. Одни называли его работу настоящей мазней, другие не могли составить определенное мнение и просто пожимали плечами, третьи пребывали в восторженном состоянии после увиденного.
На картине видны резкие стремительные мазки, которые больше напоминают сверкающие пятна. Чтобы добиться чистоты и прозрачности света, художник использовал краску в чистом виде, а не смешивал цвета на палитре. Подобное новшество было воспринято как нонсенс.
Композиционным центром полотна является оранжевое солнце. С трудом пробиваясь сквозь дымку, оно отбрасывает на поверхность воды теплый розоватый отсвет.
Удивительно, но если картину перевести в черно-белую гамму, этот эффект практически исчезнет. Порт едва различим, все вокруг окутано густым туманом, лишь лодки на воде выделяются темно-зелеными пятнами.
Их уходящие вдаль силуэты дают явное ощущение бесконечной глубины моря.
Поскольку картина писалась с натуры, у художника было совсем немного времени, чтобы запечатлеть все на холсте. Это очередной раз доказывает, что Моне в совершенстве владел мастерством передачи увиденного.
Впечатление. Восход солнца — 1873 Клод Моне
Впечатление. Восход солнца
1873; 48х63 смМузей Мармоттан, Париж
Эта знаменитая картина в первоначальной версии должна была называться «Marine» («Море»). Подпись художника, различимая возле даты «1872», не соответствует подлинной дате создания картины. Моне неправильно датировал полотно, которое он рисовал в 1873 году, в Гавре, из окна гостиницы, обращенной фасадом к порту.
Освещенные проникающими сквозь утреннюю мглу солнечными лучами силуэты кораблей подтверждают увлеченность импрессионистов наукой и техникой. Великие художники и реформаторы живописи, они были сыновьями XIX века, периода быстрого развития и прогресса.
Картина была внесена в каталог первой выставки созданного в 1874 году Анонимного общества художников (Societe Anonyme d’artistes-peintres). Моне в последнюю минуту принимает решение о новом названии: «Впечатление. Восход солнца».
Выставка у известного фотографа Надара является очередной попыткой Моне, Писсаро, Ренуара, Дега, Моризо и других увлечь общественность своими художественными взглядами и найти покупателей картин. На стенах было размещено 165 картин.
Критики восприняли выставку в штыки, продано было очень мало, да и то за гроши.
Техника импрессионистической живописи базируется на утверждении, что все оттенки разделяются на основные и дополнительные цвета. Чистые белый и черный сведены к минимуму.
Пятна цвета наносятся на полотно быстрыми, мелкими движениями кисти и сливаются воедино, если рассматривать их с определенного расстояния.
Картина как бы проявляется, когда на ней смотрят: глаз смотрящего дополняет работу художника.
Зрители, привыкшие к живописи, представляющей религиозные или античные сцены, не были готовы к восприятию любимой импрессионистами сельской тематики, которая считалась банальной и недостойной быть отображенной в искусстве. Ясная палитра и отсутствие четких контуров интерпретировались просто как неумение рисовать
В сатирическом журнале «Шаривари» появляется статья Луи Леруа, иронически называющего молодых художников «импрессионистами» (впечатлительными). Это оскорбительное (по замыслу Леруа) определение подхватывается художниками, которые с этой минуты так и будут называться; протестует один Дега.
Выставка приносит одни убытки, но приводит к появлению немногочисленных поклонников импрессионизма. Эрнест Ошад покупает «Впечатление. Восход солнца». Несколько критиков защищает новое направление, отмечая в нем новаторские тенденции. Появляется несколько маршанов (продавцов живописи), которые ставят на молодых художников и начинают регулярно покупать работы.
(1840-1926) Клод Моне
Поделиться ссылкой в социальных сетях
Картина «Впечатление. Восходящее солнце»
Дата создания: 1872 год.
Тип: холст, масло.
Габариты: 48*63 см.
Местонахождение: музей Мармоттан (Париж)
Восходящее солнце
История создания
Известный французский импрессионист Клод Моне закончил работу над этой картиной в 1872 году. Она положила начало такому стилю живописи, как импрессионизм. Эта работа была показана на первой выставке Клода и других молодых художников, желающих получить свободы творчества, в 1874 году.
Один известный в то время критик был так поражен пейзажем Моне, что сделал о ней и о всей выставке статью, где в шутку назвал живописцев впечатленщиками, как их и стали называть.
Он придумал им такое название из слова «впечатление», упоминающегося в названии полотна, что в переводе на английский означает «impression», поэтому на английском языке их назвали импрессионистами.
Статья критика была размещена в известной газете и называлась «Выставка впечатленщиков». На сегодняшний день людей мало заинтересовало бы такое название, но тогда это обществу очень смешным. Художники вместо того, чтобы обижаться на людей, официально заявили себя под таким названием, с тех пор все знают их как импрессионистов.
Дорога в Лувесьенн, тающий снег, закат
Цветовое решение
Импрессионистам было свойственно использование широкой и яркой цветовой гаммы в своих произведениях, Клод Моне не был исключением. Он всегда много времени тратил на подбор идеальной палитры оттенков для своих полотен.
На картине изображен порт Гавра, который едва можно увидеть, так как он выполнен беглыми легкими мазками, просто обозначая его силуэт. Это позволяет зрителю не отвлекаться на него от общего сюжета картины, а также навевает дух загадочности и таинственности.
Солнце и небо на картине выглядят блеклыми и бледными, благодаря чему пейзаж кажется сырым и туманным. Интересным фактом является то, что художник писал этот пейзаж яркими и насыщенными цветами, совсем не делая их светлее, что не помешало ему изобразить туман насыщенным и натуральным.
Моне считал, что тусклые разбавленные краски сделают пейзаж не интересным для зрителя. Солнце и его отражение в реке выполнены одним и тем же цветом. Если изображение перевести в черно-белый формат, то солнце совсем перестанет выделяться.
На сегодняшний день полотно хранится в музее Мармоттан в Париже. В этом месте находится довольно много картин, созданных Моне. Позже, в 1985, полотно было похищено и вернулось в музей только через пять лет, где оно и остается по сей день.
Картина «Впечатление. Восходящее солнце» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Валентина
Впечатление. Восходящее солнце
Описание: «Впечатление. Восходящее солнце» (фр.
Impression, soleil levant) — картина Клода Моне, написанная в 1872 году с натуры в старом аванпорте Гавра и давшая название художественному направлению «импрессионизм». Полотно впервые экспонировалось на выставке 1874 года в бывшей мастерской фотографа Надара. С лёгкой руки журналиста Л.
Леруа название произведения стало именем направления, представители которого принимали участие в этой выставке. В своей статье «Выставка импрессионистов» (1874, газета Le Charivari) Леруа пишет: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!» Холст выставлен в парижском музее Мармоттан.
В 1985 году картина была украдена из музея вместе с другими работами Моне, а также Ренуара и Моризо. Полотно было обнаружено лишь пять лет спустя. С 1991 года картина вновь заняла своё место в экспозиции.
«Впечатление. Восходящее солнце» — картина французского художника-импрессиониста Клода Моне, которая стала символом импрессионизма. Произведение содержит многие элементы, характерные для этого стиля: особая роль света, подбор цветов, техника мазка и многие другие.
Картина показывает часть порта в Гавре в свете зари и тумане, окружающего гавань. На заднем плане видны корабли, исчезающие в дымке. На переднем плане хорошо видны три небольшие рыбацкие лодки. Свет солнца отражается в воде; вдалеке заметны краны и городские трубы.
Моне использовал только фиолетовые и синие краски, за исключением отражения солнца на воде, оно оранжевое. Элементы промышленных предприятий и судов, которые заметны в тумане, создают линейную структуру произведения. Также на картине практически отсутствует перспектива, она заметна только благодаря расположению судов.
Чтобы реализовать свои идеи, Моне использует с небольшие короткие штрихи и накладывает краску очень тонкими штрихами. В живописи художника есть только цвет и свет, а формы играют уже второстепенную роль. Важную роль играет вода в гавани. У импрессионистов, особенно у Моне, в воде всегда отражается важная часть изображения.
Проведенные в 2014 году исследования позволили установить точную дату и время появления картины: на основании топографических и метеорологических данных, а также расчета небесных траекторий вычислено, что такой вид у гавани в Гавре был в 7:35 утра 13 ноября 1872 года.
Картины была представлена на выставке в мастерской Надара в 1874 году вместе с работами Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, Поля Сезанн, Эдгар Дега и некоторых других художников.
Большинство посетителей были в шоке от таких картин, особенно от «Впечатления…» Моне.
Работы были раскритикованы прессой, а благодаря журналисту Леруа, который обыграл название картины, появился термин «импрессионизм».
Картина «Впечатление, восход солнца» была написана после утренней прогулки по городу. Знатоки мировой живописи утверждают, что на полотне изображен порт, являющийся неким отображением развития промышленности в XIX веке.
В начале жизненного пути картины искусствоведы не принимали ее во внимание, считая бездарным творением. Несмотря на этот удручающий факт, картина все же имела хождение. Ее приобретали любители живописи, давая за картину смехотворные деньги.
При написании картины, Моне использовал маловыразительные цвета. Главный акцент в картине сделан на изображении моря, которое написано в синих и зеленых тонах.
Положенные мазки густой краски темных тонов и слабовыраженные очертания рыбацких лодок, усиливают впечатление морской бездны.
Единственным в своем роде красочным пятном проявляется ореол утреннего солнца, играющий бликами на поверхности слегка бурлящего моря.
Задний план картины скрывает серо-голубая дымка, где едва видны изображения парусников, стоящие у причала краны, дымящиеся трубы.
Разглядев повнимательнее картину, понимаешь, что солнце не представляется бросающимся в глаза, светом.
Ученые из Гарвардского университета провели сравнительный анализ степени яркости солнца и небольшого участка неба вокруг него. Специалисты выяснили – интенсивность цвета у них равная.
Это объясняется строением сетчатки глаза, которая воспринимает ярко-желтый солнечный свет в качестве броского пятна в изображении.
Лучи утреннего солнца, скрывающиеся в дыме, не дают картине ощущения тепла и света. Как будто художник хотел сказать, что в этом городе главенствует не природа, а изобретение человечества – тяжелая промышленность.
Моне дал рождение термину «импрессионизм»
Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года, и получившей название «Выставка мятежников». Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников.
Стоит отметить, что в то время натюрморты и пейзажи Моне и его соратников обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Из вызова художники этот эпитет приняли.
Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение.
Интересно, что лучшим произведением от импрессионизма в живописи считают тоже картину Клода Моне. И это несмотря на то, что к моменту, когда художник начал писать знаменитые «Водяные Лилии», он уже терял зрение.
Моне дал рождение термину «импрессионизм»Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце», которая была выставлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года, и получившей название «Выставка мятежников». Всего на выставке были представлены 165 работ тридцати художников. Стоит отметить, что в то время натюрморты и пейзажи Моне и его соратников обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Бичуя выставку, малоизвестный журналист Луи Леруа в своём материале в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Из вызова художники этот эпитет приняли.
Со временем он утратил своё первоначальное негативное значение.
Интересно, что лучшим произведением от импрессионизма в живописи считают тоже картину Клода Моне. И это несмотря на то, что к моменту, когда художник начал писать знаменитые «Водяные Лилии», он уже терял зрение.
Картина Моне за 10 минут. ( Первая картина в так называемом жанре «импрессионизм» )
Время играет гораздо более важную роль для импрессионистов. До них картины писали в студиях, не один день и даже не один месяц.
Так, для сравнения, Гойя писал картину «Портрет семьи Карла IV» один год. А здесь мы точно знаем, что Моне начал рисовать картину в 7.35 и закончил ее через 10 мин!
Он писал быстрыми и широкими мазками, с натуры, через открытое окно своего номера в гостинице. Он спешил набросать свое мимолетное впечатление от увиденного, пока солнце не взошло выше и природный свет не заиграл по-другому.
Так что мы видим туман, солнце, оттенки воды и неба ровно такими, какими они были 13 ноября 1872 года в 7 часов 35 минут.
Моне позже признавался, что в то утро думал, что пишет очередную картину, которую никто не купит. Мог ли он тогда представить, что его картина через 100 лет будет стоить несколько десятков миллионов долларов? Думаю, если бы знал, она бы такой не получилась.