Что изображено на картине ковер самолет
Описание картины «Ковер-самолет» В.Васнецова
Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Ковер-самолет»
Картина написана: 1880 г.
Холст, масло.
Размер: 165 × 297 см
Сын священника, участник многочисленных выставок художников-передвижников, В. Васнецов был не только первооткрывателем былинно-сказочных сюжетов в живописи, а и архитектором, совершившим эволюцию от изображений народного быта до фантастичных мотивов.
Васнецов ранее обращался к исторической тематике, так же имеющей в своей основе легенды народа – такой была «Побоище Игоря Святославовича с половцами». После этого произведения художнику поступил весьма интересный заказ.
Меценат Савва Мамонтов в то время был председателем правления Донецкой железной дороги, которую только-только начали строить. Зная желание Васнецова творить, меценат заказал у него картины, которые должны были олицетворять железную дорогу, как нечто открывающее перед жителями Донецкого края новые возможности для передвижения. В остальном – полная свобода творчества. Васнецов выполнил заказ, но когда презентовал свою картину, большинство из присутствующих подвергли полотно критике, мол, оно не соответствует концепции отрасли. Это и неудивительно – «Ковер-самолет» пробудил в серьезных и импозантных мужчинах детские чувства и воспоминания о сказках. Мамонтов картину выкупил, и долгое время она была в личной коллекции мецената.
До появления картины «Ковер-самолет» летательные аппараты в живописи конструировал лишь Да Винчи, и то в эпоху позднего Средневековья. К сюжетам на тему фэнтези не обращался никто. Ковер-самолет, изображенный на картине, стал материальным, то есть каждый мог увидеть мечту своего детства.
На фоне родной природы художника изображен ковер, больше напоминающий сказочную птицу. Действие на полотне происходит вечером, когда землю окутывает туман, а река с отражающимися в ней кустарниками и деревьями напоминает дорогу в мир фантазий. Это основной художественный прием Васнецова – пейзаж-настроение, он вызывает у каждого, кто хоть раз увидел картину, небывалые чувства.
Кто же летит на этом аэроизделии? Сам Иван-царевич, который после долгих испытаний добыл-таки Жар-птицу. Он гордо стоит посередине подарка Бабы Яги, держа в руках клетку. Его лицо спокойно и выражает уверенность в том, что он справиться с остальными испытаниями. Летит на ковре русский богатырь не один – его сопровождает эскорт в виде трех сов, помощниц Костяной Ноги. То ли путь они указывают, то ли Жар-птицу охраняют, зритель этого не узнает.
Богатырь и птица – самые яркие на картине. Его одежды в традиционных русских зелено-красных тонах, шапка и кушак расшиты золотом. Птица насыщенного золотого цвета, а вот остальной пейзаж поражает унылостью и кажется неживым – река течет лениво, даже несколько сонно, ее берега покрыты мутной зеленью, а деревья редкие. Это противопоставление художником реального мира, что лишен разнообразия, непривлекателен и многоцветия энергичного сказочного мира. Ковер-самолет художник написал на фоне неба, бело-розового, по которому плывут редкие темные облака. Такой контраст призван подчеркнуть как яркость самого ковра, так и красочный образ богатыря.
Единственным и полноценным источником света на картине является жар-птица. Ее сияние столь огромно, что затмевает свет луны. Ореол вокруг заморской диковинки подчеркивает причудливые узоры на ковре, что напоминают древние кельтские руны. Возможно, поэтому изделие ткачей может летать.
Образ Ивана-царевича на полотне Васнецова – собирательный образ героев русских сказок. Богатырь летит с огромной скоростью над равнинами, городами, полями и реками. У многих, кто в молодости слушал старый добрый русский рок, при одном лишь взгляде на это средство передвижения должна возникнуть ассоциация с ковром-вертолетом «Агаты Кристи». Однако, зритель данной картины находится не в мире готической сказки, а в мире яркой фантасмагории. Сколько существует вариаций на тему аэроковра?
Иван-царевич на таком ковре отправлялся в подземелье, спасал Марью Моревну и совершал множество других чудо-подвигов. Это отечественный народный психологический портрет лидера, который не только побеждает чудовищ и совершает подвиги, а и обладает состраданием к другим людям, может им помочь. Присмотритесь к тому, как уверенно глядит богатырь вперед – он четко видит свое будущее и умеет ставить перед собой цели. Это человек, который может достойно встретить испытания, уготованные судьбой и выйти победителем.
Ковер-самолет на картине Васнецова – вполне самостоятельный образ. Он летит над лесными просторами, сквозь туманы и бури. Его края напоминают крылья сказочной птицы Рух, перед могуществом которой расступаются даже огромные совы. Васнецовский парящий в воздухе ковер органично вплетается в пейзаж холста, он прост, как и все сказочные чудеса, а его образ настолько убедителен, что многие, кто увидел ковер на картине, начинают искать такой же на ближайшем блошином рынке, надеясь на чудо.
Художник сумел убедить зрителя в том, что ковер-самолет такой же материальный предмет, как и речка под ним, лес, совы или даже Иван-царевич. Это создается так же и общим фоном картины: вечерним небом с облаками, что лениво плывут по нему. Тонкий и изящный серп луны только подчеркивает силу этого сказочного предмета.
Невозможно не сказать о том, что истоки сказаний о волшебном ковре начинаются со сказок «Тысячи и одной ночи», сюжеты которых вполне успешно переняла западная цивилизация.
Современные литературные произведения, видеоигры, фильмы довольно часто делают чудо-ковер атрибутом главного героя. Кинолента «Багдадский вор», снятая в далеком 1940 году, презентует персонажа на летающем ковре. До этого русский писатель-фантаст Александр Беляев издал рассказ «Летающий ковер». Старик Хоттабыч из советской повести-сказки, советского фильма и отечественного ремейка так же немыслим без летающего ковра.
Известные фантасты братья Стругацкие так же писали про «ковер-самолет гравизащитный», а мультфильмы «Футурама» и «Алладин» показывали героев-владельцев авиаковра. Не обошла вниманием парящий в воздухе ковер родительница Гарри Поттера и Ко Джоан Роулинг.
Васнецов «ковер-самолет» описание картины, анализ, сочинение
История создания и жанр
«Ковер-самолет» Васнецова — это самая сказочная работа художника, которую он создал в 1880 году следом за полотном «После побоища Игоря Святославича с половцами». Это вторая картина художника со сказочным сюжетом. Позже фольклорную тему он разовьет в таких работах, как:
Полотно имеет необычную историю создания. Известный меценат и промышленник Савва мамонтов обратился к Виктору Михайловичу Васнецову с просьбой написать картину с волшебным сюжетом, изображающую перемещение человека по воздуху. Мамонтов не указал никаких деталей и тем самым предоставил автору полную свободу творчества и простор для фантазии.
В основу сюжета живописец решил положить полет Ивана-царевича на ковре-самолете. Картину планировалось разместить в кабинете директора Донецкой каменноугольной железной дороги, который посчитал, что полотно не способствует созданию рабочей обстановки. В результате произведение пополнило личную коллекцию Морозова.
Картина была представлена на VIII выставке художников-передвижников. Реакция современников была неоднозначной.
Еще ни одна работа мастеров не получила такой неоднозначной оценки. Позже живописец вновь обратился к сказочному сюжету и создал знаменитый цикл «Поэму семи сказок».
Описание картины
Русские сказки были излюбленным сюжетом Васнецова. Он стал основателем целого направления в живописи, поскольку никто из русских художников не обращался к сказочной теме.
Легенды и мифологические сказания о ковре-самолете пришли в русский фольклор с Ближнего Востока. Они быстро дополнили сюжеты известных сказок. Васнецов мастерски проиллюстрировал народную сказку «Иван-царевич и Жар-птица».
Используя живописные приемы, он изобразил волшебство. Художнику удалось запечатлеть мечту человека о полете. Он это сделал просто и понятно.
Благодаря известному сюжету в картине легко просматриваются фольклорные мотивы.
На переднем плане изображен летящий на волшебном ковре Иван-царевич. Он стоит гордо и уверенно. Герой выполнил поручение царя и раздобыл сказочную Жар-птицу. Главный персонаж одет в национальный костюм. Кафтан Ивана-царевича выполнен в красно-зеленых оттенках. Шапка и пояс расшиты золотом и украшены драгоценными камнями.
Изображение героя и птицы самые яркие на полотне. Оперение Жар-птицы излучает яркий свет. Для нее живописец выбирает светлые оттенки, символизирующие чистоту. Она является единственным источником света на картине.
Ее сияние настолько сильное, что затмевает свет показавшегося из-за облаков месяца и расцвечивает причудливый рисунок ковра, напоминающий древние руны.
Может, поэтому художник наделил ковер способностью летать темной ночью.
Птица находится в ажурной клетке, решетка которой украшена волшебными драконами и колокольчиками, издающими мелодичный звон.
Ощущение полета автор передает с помощью изображения ковра, расправившего свои углы-крылья. Он напоминает огромную волшебную птицу. Чтобы передать динамику движения, Васнецов помещает в нижней части полотна птиц, которые с удивлением наблюдают за необычным полетом.
В нижней части полотна расположен лес, извилистая река и равнина, подернутая ночным туманом. Действие происходит вечером. В это время земля наполнена волшебством и таинственностью. Речная гладь отражает лучи заходящего солнца. Сквозь облака смотрит молодой месяц. Их спокойствие и неподвижность помогают подчеркнуть скорость полета.
На заднем плане изображены бескрайние русские просторы. Художник дает почувствовать, как широка и необъятна родная страна.
Описание картины Васнецова для 5 класса подходит для читательского дневника и устного сочинения.
Изобразительные средства
«Ковер-самолет» — это картина, имеющая глубокий философский смысл. Выбор персонажей и изображение, на первый взгляд, незначительных деталей неслучайны.
Полотно символизирует стремление человека обрести другую жизнь, полную радости и волшебства. Художник считал, что его творение является своеобразным призывом к действию и стремлению к победе.
Каждый герой несет свою смысловую нагрузку:
Для изображения художник использует контрастную цветовую палитру. Персонажи, летящие на волшебном ковре, написаны насыщенными, сочными красками. Находящийся внизу реальный мир изображен тусклым и сумрачным.
Художник использует полутона и оттенки. Для художника сказочный мир многоцветный, яркий, в отличие от обыденной реальности, лишенной разнообразия и яркости.
Ковер-самолет передвигается на фоне белого неба, которое подчеркивает яркость сказочных персонажей.
Васнецов создал картину-настроение, глядя на которую каждый зритель испытывает сильные чувства. На полотне отсутствуют яркие раздражающие детали. Оно наполнено спокойствием и умиротворением. Несмотря на возраст произведения, его репродукцию можно встретить до сих пор на стенах квартир и учреждений.
Васнецов, картина «Ковер-самолет»: описание и сочинение по картине
Искусство и развлечения 1 февраля 2015
За свою жизнь много живописных сюжетных полотен создал Виктор Михайлович Васнецов. Картина «Ковер-самолет» была написана им в 1880 году. Это вторая работа художника (после «Витязя на распутье), в которой он обратился к сказочной тематике.
Краткая биография художника
Виктор Михайлович Васнецов появился на свет в селе Лопьял, которое находилось в Вятской губернии Российской империи. Это событие, значимое не только для его семьи, но и для многих будущих поклонников творчества мастера, произошло 15 мая 1848 года.
Отец мальчика был церковным священником. Окончив сначала Вятское духовное училище, затем духовную семинарию, юноша уехал поступать в Академию художеств Санкт-Петербурга. Он начал выставлять свои работы, будучи еще студентом, с 1869 года. В 1878 году Васнецов стал членом Товарищества передвижников, посетил Францию, Италию. В 1893 году он стал действительным членом Академии Художеств.
Сначала творец рисовал для журналов, недорогих народных изданий. В 1870-е годы он написал ряд картин, где показал жизнь чиновников, мелких купцов, городской бедноты. В 1879 году художник оставил эту жанровую живопись и обратился к народным сказкам, былинам, историям. Среди самых известных его полотен на сказочные темы: «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «Снегурочка».
Одна из первых работ, которой ознаменовал свой переход к народной сказочной тематике Васнецов – картина «Ковер-самолет».
История создания полотна
Кто знает, увидела бы картина, ставшая впоследствии столь знаменитой, свет, если бы не Савва Иванович Мамонов – меценат и крупный промышленник.
Именно он заказал Васнецову картину на данную тематику, сказав, что нужно нарисовать 3 полотна, которыми нужно было украсить кабинет правления строящейся тогда Донецкой железной дороги. Но сначала он поговорил с Виктором Михайловичем и узнал, что бы тому хотелось изобразить на холсте.
Нужно сказать, что Мамонтов всячески способствовал продвижению и объединению талантливых людей, он дал возможность и Васнецову переложить свои творческие желания на полотно.
Васнецов, картина «Ковер-самолет». Краткое описание картины
На своем творении художник запечатлел мечту людей о полётах. В те времена еще не были изобретены самолеты, но многие хотели взмыть в небо, на высоту птичьего полета.
Для этого ещё в древние времена люди делали крылья, затем дельтапланы, воздушные шары. Была отражена эта мечта и в старинных народных сказках, в которых герои могут вот так передвигаться, как это и показал Виктор Васнецов.
Картина «Ковер-самолет» многоплановая. В ее центре мы видим ковер, который расправил свои углы-крылья, будто птица. На нем уверенно стоит красиво одетый герой сказки. Он придерживает одной рукой клетку, в которой находится Жар-птица.
Продолжение краткого описания
Ковер взмыл даже выше птиц, видно, как совы с удивлением смотрят на странное средство передвижения.
На заднем плане художник изобразил бескрайние русские просторы. В легком предрассветном тумане сливается река, поле с безбрежным небом. Для создания настроения ожидания чуда подобрал очень верные краски Виктор Михайлович Васнецов.
Картина «Ковер-самолет» создает у зрителя благодушное настроение. Здесь нет раздражающих пятен, все оттенки и цвета очень гармонично сочетаются друг с другом.
Созерцание этого полотна способствует успокоению, пробуждению мечтаний и погружению в мир грез.
Подробное описание деталей шедевра – начало
Теперь фамилия художника и его творение для многих стали почти синонимами, достаточно произнести: «Васнецов – картина «Ковер-самолет», — описание картины и образ ее создателя сразу же всплывут в памяти. Это поможет лучше запомнить автора и развить ассоциативное мышление. Чтобы полотно надолго осталось в памяти, необходимо уделить внимание его мельчайшим деталям.
Небо изображено белой и местами розовой краской. Отблески солнца передает желтая. Она отражается и в реке, простирающейся внизу. Высь спокойна, именно эти оттенки помогли это увидеть. На таком фоне прекрасно смотрятся главные герои полотна.
Продолжение подробного описания деталей шедевра
Когда школьникам, ученикам 5-6 классов, зададут написать работу на тему «Васнецов, «Ковер-самолет», сочинение можно начать с рассказа о писателе и продолжить описанием деталей картины.
Говоря о ковре, нужно указать, что роль его двух крыльев выполняют углы ткацкого изделия. По диагонали, почти на одинаковом расстоянии от них, полотно слегка выгнулось наверх. Эта часть похожа на спину птицы.
Ее можно легко представить под ковром. Именно форму большой птицы имеют очертания ковра.
На нем стоит герой сказки. Он выполнил поручение царя – добыл в дальних краях чудесную Жар-птицу. Юноша посадил ее в клетку, чтобы довезти до места назначения.
Три совы, изображенные в левой части полотна, еще шире открыли от удивления свои и так большие глаза. Ведь далеко не каждый день им удается увидеть в небе человека, летящего на ковре. Всё это очень достоверно смог передать Васнецов.
Картина «Ковер-самолет», сочинение
Свою творческую работу по литературе ученики могут также начать с описания самого полотна, его деталей. Если преподавательница предложит придумать собственный сюжет на эту сказочную тему, вы можете написать следующее. В одном городе жил умный юноша по имени Иван. Когда он вырос, пошел учиться, затем работать.
Как-то парень увидел через стены ограды принцессу и решил на ней жениться. Но отец девушки придумал для жениха различные испытания.
Со всеми справился отважный Иван, после одного из них добыл ковёр-самолет. Последним заданием было привезти птицу. И это оказалось юноше по плечу.
Теперь он летит навстречу своей мечте и его просветленное лицо освещает яркий блеск, исходящий от волшебного создания в клетке.
Сочинение по картине Виктора Васнецова «Ковер-самолет»
История создания картины «Ковер-самолет» весьма интересна и курьезна. Известный и влиятельный меценат Савва Мамонтов обратился с просьбой к начинающему, но уже заявившему о себе как о художнике Виктору Васнецову, нарисовать картины на тему полёта и волшебного перемещения. Так появился ряд полотен под названием «Ковер-самолет». Савва Иванович планировал разместить эти произведения искусства в кабинете председателя Донецкой каменноугольной железной дороги. Но у председателя было свое мнение по поводу картин: он счел, что полотна со сказочными сюжетами не вписываются в рабочую атмосферу кабинетов. Вот так и вышло, что картины пополнили личную коллекцию Саввы Ивановича Мамонтова.
На полотне мы видим гордого Ивана-Царевича, который победоносно возвращается с очередного задания самодура-царя. Ему велено раздобыть Жар-птицу, что герой с честью и сделал. Как и подобает русским героям, Иван-Царевич одет в национальный праздничный костюм. Он гордо и уверенно стоит на ковре-самолете, держа золотую клетку с Жар-птицей в левой руке.
Ощущение полета художник показывает зрителю развевающимся ковром, который подобен огромным крыльям волшебной птицы. Как в противовес Виктор Васнецов добавляет в нижней левый угол картины живых птиц.
Глядя на картину, мы ощущаем полет конечно же ещё благодаря пейзажу, который мы видим в перспективе под ковром. Всё окутано туманом и вечерней дымкой: извилистая река, деревья и опушки.
В речной глади отражаются последние лучи заката, а на небе, между птицами и ковром, через облака скромно выглядывает месяц.
Васнецову несомненно удалось передать давнюю, сказочную мечту человечества о полете. Несмотря на то, что это полотно молодого тогда ещё художника, в ней уже видна кисть мастера и профессионала.
Сочинение по картине Васнецова «Ковёр-самолёт»
Излюбленным жанром художника Виктора Васнецова была иллюстрирование русских народных сказок. До него этого еще никто не делал, поэтому он является основателем этого направления.
Его великолепная картина «Ковер-самолет» была написана в девятнадцатом веке, в 1880 году. Основная тема полотна — это сюжет русской народной сказки.
Поэтому так легко просматриваются в картине талантливого художника фольклорные мотивы.
Известно, что эта картина была написана под заказ. Ее заказал богатый промышленник Савва Мамонтов, который восхищался живописными полотнами Виктора Васнецова и всячески покровительствовал ему.
Вот тогда-то ее и купил лично для себя промышленник.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Сюжет художественного полотна Виктора Васнецова взят им из русской народной сказки «Иван-царевич и Жар-птица», которая известна всем.
Сюжет очень прост: Иван прибывает на ковре в Тридевятое царство, чтобы добыть Жар-птицу и затем на том же ковре-самолете вернуться домой.
Вот на васнецовском полотне как раз и изображен ковер-самолет в полете и на нем во весь рост стоит царевич. Ковер просто мчится по небу, и эта скорость видна по тому, как развивается одежда царевича, его волосы.
Облик Ивана-царевича интересен. Он одет в кафтан с длинными полами, а от холодного ветра на еще лице появился даже румянец. Но раскрасневшиеся щеки молодого человека лишь только радуют глаза.
Иван стоит на ковре так, словно капитан на небесном корабле, смотрящий вдаль.
А что же тогда напоминает ковер, который так легко летит по воздуху? Он чем-то похож на птицу, которая имеет огромные крылья, а некоторые могут сравнить его с большим военным самолетом.
Виктор Васнецов показал в своей картине, что хотя ковер и выглядит совсем непримечательно и кажется самым обыкновенным, но он выполнен вручную. Все детали рисунка прекрасно и четко пририсованы художником.
Например, на необычном и волшебном ковре можно различить и геометрические фигурки, человеческие образы и какие-то сказочные существа. Среди них есть и дракон. Но видно по тому, как развивается на ветру ковер, что он очень мягкий.
А его подвижность и изворотливость даже удивляет.
Конечно же, удивляет то, как на таком ковер, который быстро мчится по воздуху, может удержаться человек. Но царевич стоит гордо, высоко подняв голову. Он смотри вдаль, желая быстрее увидеть родные места.
Его одежда восхищает и поражает своим богатством и роскошью. Зеленый кафтан красиво развивается на ветру, а на голове Ивана шапка. И сорочка, да и кушак красного цвета выполнены из дорого материала.
Когда ветер раздувает ветры кафтана, то можно увидеть еще и халат, который расшит прекрасными узорами.
Весь кафтан украшен позолотой, а на шапке много драгоценных камней. Такие одежды носили на Руси лишь только знатные и богатые люди. Но невозможно не заметить меч-кладенец. Он весь переливается от позолоты, которым украшен.
Но самое интересное, что на шее у героя картины висит толстая цепь, к которой была прикреплена клетка из золота. В этой темнице долгое время томилась прекрасная Жар-птица.
На поясе у царевича вышитый мешочек, в котором ключ от клетки.
Виктор Васнецов детально изобразил клетку-тюрьму. Она вся ажурная и чудесная, а вверху каждая решетка оканчивается необычными фигурками драконов, в зубах которых находятся колокольчики. Когда клетка покачивается, то раздается приятный и мелодичный звон.
На тоненькой и изящной жердочке сидит прекрасная Жар-птица, и от нее вокруг разливается необычный яркий свет. Художник для ее изображения использует белый цвет, которые символизируют ее чистоту.
Эта необычная птица ждет, когда откроется хотя бы на минутку клетка, чтобы взлететь в небо и получить долгожданную свободу.
Все происходящее на картине переносит смотрящего в конец дня, на самом его закате, когда за тучками уже начинает слабо пробиваться серп луны. Видно не только небо, но и то, что раскинулось далеко внизу: это и чудный лес, и великолепные поля, и нежная речка.
Вода в ней гладкая и спокойная, словно освещенная необычным светом луны. А вот в лесу все сказочно, даже деревья необычные: они имеют неровные стволы и листья на них совсем отсутствуют. По небу летают и птицы, только их полет совершается намного ниже, нежели летит волшебный ковер.
Птицы некоторое время сопровождают ковер, совершенно не понимая, что это такое.
И опять известный и талантливый художник использует контраст, когда подбирает краски для изображения ковра и тех, кто на нем находится. И совсем уже другие оттенки и цвета Васнецов использует для изображения мира реального, который оказывается внизу.
Так, в сказке все цвета яркие, сочные и насыщенные, а для изображения мира реального он использовал уже темные и сумрачные полутона и оттенки. И каждый образ на этой картине имеет свое какое-то символическое значение.
Например, Жар-птица — это символ счастья, удачи и радости, только вот, к сожалению, не каждому человеку удается ее поймать.
Иван-царевич на картине Виктора Васнецова — это символ победы над любыми проблемами. Он так уверенно стоит на ногах, словно пытается донести до каждого человека, что нужно верить в себя и в свои силы, и тогда обязательно появиться возможность поймать свою Жар-птицу. Он доказывает всему миру, что ничего сложного в том, чтобы быть счастливым, нет.
Эта картина была высоко оценена критиками после того, как участвовала в выставке передвижников. Ее сюжет и удивительные образы восхищали тех, кто решил посетить эту выставку.
После этого она стала широко известна, интересна многим и популярна. В настоящее время эта чудесная картина Виктора Васнецова «Ковер-самолет» хранится в художественном музее в Нижнем Новгороде.
Она является настоящим достоянием русского искусства.
Сочинение по картине Васнецова Ковер-самолет 5, 6 класс
Васнецов очень любил писать свои картины по мотивам русских народных сказок. Одним из таких полотен и было полотно «Ковер самолет». Оно было написано известным русским художником в конце ХIХ века.
В центральной части полотна нарисован высоко летящий в небе фантастический ковер-самолет, а на нем стоит Иван-царевич. Художник в образе парящего на ковре-самолете Ивана-царевича жаждал обратить внимание на желание человека летать. По этой причине и был выдуман сказочный ковер-самолет.
Свой путь ковер-самолет совершает над полями, лесами и реками. Скорость полета ковра-самолета очень велика, о чем свидетельствуют раскачивающийся на ветру низ и рукава его одежды.
Глядя на картину видишь, что день клонится к концу, так как на небе уже виднеется месяц, который слабо освещает картину. А сама фигура Ивана-царевича ярко освещена сиянием жар-птицы, клетку с которой он держит в руках. Не очень далеко от ковра, почти невидны в вечернем тумане, летят охранницы-совы, которые охраняют героя.
Глядя на холст веришь в то, что ковер-самолет и жар-птица не выдуманные персонажи, а абсолютно естественные, как и сам Иван-царевич. Так же созерцателя картины, поражает безграничное раздолье родной земли, на которых случаются такая диковина.
На этом полотне очень убедительно нарисован ковер-самолет, он соответствует всем тем повествованиям, которые народ излагал в своих сказках. Это полотно словно взято из жизни, просто не верится в то, что на нем нарисованы выдуманные герои.
По задумке картина должна была находиться в кабинете начальника возводящейся Донецкой железной дороги. Она должна была олицетворять быстрое формирование железнодорожного транспорта в виде быстрого можно сказать фантастического приспособления к передвижению. Однако, к большому сожалению когда картина уже была нарисована она не понравилась начальству. После чего эту картину приобрел Мамонтов.
Описание и сочинение по картине Ковер-самолет
Самое яркое на этой картине как раз ковёр-самолет. Фон очень серый, осенний. Желтая листва, серое небо…
А волшебный ковер, конечно, красный. Нижняя сторона ковра коричневая. На ней видно красное солнце. Можно понять, что с другой стороны, где весь ковёр красный, солнце это будет коричневым.
Ковёр летит посреди неба. На ковре герой – Иван, наверное. Дурак или Царевич. Или и тот, и тот – в одном лице. Одет герой тепло – в шапке и чем-то вроде тулупа.
Летит ковёр прямо над тремя утками. Думаю, что птицы улетают на юг, так как им как раз пришло время. Утки эти пока не заметили ковёр, летящий над ними. Когда заметят (через секунду), будет паника. Не могли они быть привычными к такому. Наверняка, ковёр ещё и неслышно летит… Но передвигается он быстро, так как у Вани волосы развеваются и пола кафтана – тоже.
Под ковром как раз небольшой водоём. По цвету судя, вполне уже замерзший. Над водой высокая и «грустная» трава. Просто стебли уже склонились – от холода, ото льда. Ноябрь, судя по всему.
Интересно, что в руках у Ивана что-то, похожее на золотую клетку. Наверное, в ней Жар-птица, как в сказке и должно быть. От неё свет исходит, поэтому особенно и не разглядеть. Ваня держит её, как фонарь, чуть впереди.
Вокруг серые поля. Вдали, может быть, леса… Скучный пейзаж. Было б Ивану очень скучно и долго передвигаться тут пешком.
Картина очень интересная. Ковёр волшебный её спасает не только самой идеей, но и своей яркостью, динамичностью.
← Баян↑ Васнецов В.М.Северный край →
Сочинение по картине Васнецова Ковер-самолет 5 класс
В.М. Васнецов – один из известнейших русских художников. Он нашел вдохновение для множества своих картин в народных сказках и былинах.
В основу произведения «Ковер-самолет», написанного Васнецовым в 1880 году, легла сказка «Жар-птица». Сюжет помнит каждый из детства: у царя был красивый сад с золотыми яблоками, но повадилась туда летать и яблоки есть Жар-птица.
Тогда царь послал своих сыновей изловить ее, но это удалось лишь младшему сыну, Ивану. Он получил ковер-самолет от Бабы Яги и на нем возвращался из Тридевятого царства домой с птицей.
Этот триумфальный момент и запечатлел на своем полотне Васнецов.
Иван-царевич держит в руках золотую клетку с птицей и стоит на ковре, как победитель. Он смело смотрит вперед и, кажется, узнает родную сторону. Ковер летит на большой скорости, его полы развеваются.
Кафтан на царевиче и его волосы под расшитой шапкой тоже треплет ветер. Одежда его выглядит дорого, расшита национальными узорами. Ножны кинжала на поясе Ивана сверкают самоцветами. Щеки царевича раскраснелись то ли из-за порывов ветра, то ли из-за радости и гордости от возвращения домой с жар-птицей. Ковер поднялся даже выше сопровождающих его сов.
Васнецов также неповторимо описал задний план картины. Небо посветлело после ночи, заря оставила на нем красивые розовые отсветы. Русские просторы – леса, поля, река – лежат внизу, и над ними расстилается утренний туман. Благодаря дымке незаметен переход земли в небо, горизонт размыт. Плавные переходы красок без ярких пятен отлично передают природную естественность окружающего мира.
Васнецов четко прорисовал узоры на ковре, народные мотивы: дракон, цветы, этнические узоры, сказочные существа. Картина приносит приятные, положительные эмоции. Хотя сюжет картины сказочный, но выглядит он очень правдоподобно. Кажется, что именно так все и происходило наяву и хочется увидеть все эпизоды любимой детской сказки в иллюстрациях В.М. Васнецова.
Художник вложил большой труд в картину, это видно в каждом мазке его кисти – плавные переходы оттенков неба и подробная детализация таких объектов, как одежда царевича, узоры на ковре, украшенная позолоченная клетка.
Описание картины
Васнецову больше всего на свете нравилось писать картины, где изображены различные герои из сказок. А ведь до него еще ни одному художнику не удавалось писать в этом направлении.
Картину «Ковер самолет» художник писал одному богатому и знаменитому промышленнику. Когда смотришь на данную картину, то и вам тоже хочется летать. А ведь сегодня вы можете полететь туда куда давно сердце зовет.
Вот только того самого ковра-самолета нет и никогда не будет и это навсегда останется несбыточной мечтой, которая навсегда останется в сказке. На картине ковер изображен большим и широким.
Он будто большая птица расправила крылья и несет на себе главных героев.
А вот на этом ковре-самолете стоит Иван Царевич, а в руках он держит большую клетку, в которой сидит Жар-птица. Иван ничего не боится поэтому легко и просто держится на ногах и смотрит в разные стороны. Но по тому, как распахивается его костюм, можно понять, что скорость ковра очень большая.
Холодный ветер дует ему прямо в лицо, но мужчина не показывает этого. На поясе располагается большой меч-кладенец, который он всегда носит с собой. В мешочке находится ключ, на который он закрыл клетку.
Ему было поручено очень сложное и практически невыполнимое задание, но он справился с ним и теперь нужно представить все доказательства этого.
Жар-птицу Иван не собирается пока выпускать и поэтому она до сих пор находится в клетке золотого цвета. А ведь у нее имеются свои мечты и желания, которые ей уже никогда не исполнить.
И поэтому она ждет хотя бы одного шанса, когда клетка откроется, и она сразу же взлетит в небо и навсегда скроется за облаками. Кроме этого ей хочется жить на воле.
А поскольку птица светится, то ее свет освещает всю дорогу до самого дома.
Впереди ковра летят три большие совы, которые сопровождают главного героя, а может быть, даже показывают правильную дорогу. Небо показано на картине в черных или даже темных тонах. Но есть и те участки неба, где небо, кажется немного светлее. Если немного присмотреться, то можно увидеть месяц золотого цвета.
Далеко под ковром течет река и растет большой и редкий лес, сквозь который не пройти ни одному человеку. От всего этого Ивану становится как-то не по себе и поэтому он еще больше хочет домой.
Васнецов — Ковер-самолет
Сочинение-описание по картине Ковер-самолет Васнецова (5, 6 класс)
Художника Васнецова вдохновляли русские народные сказки. В них он часто черпал вдохновение. Одной из его работ является полотно под названием «Ковер самолет».
По центру картины мы видим парящий в воздухе фантастический и необычайный ковер-самолет. Сверху него гордо стоит сказочный персонаж Иван – царевич. Возможно, этой картиной Васнецов хотел показать нам, то насколько сильно люди желают получить возможность летать. Именно поэтому художник выдумал ковер – самолет.
Иван – царевич на своем ковре – самолете пролетает над полями, могучими лесами и быстрыми реками. Фантастический ковер может развивать огромную скорость. Об этом свидетельствует сильно развивающая на ветру одежда царевича.
На картине изображен конец дня. Небо слегка темное и начинает показываться месяц. Весь свет исходит от него, потому, что солнце недавно спряталось за горизонт.
Иван – царевич изображен в ярких лучах света, которые исходят от сказочной жар – птицы. Зверь находится в клетке, которую левой рукой держит молодой человек. Неподалеку от ковра летят совы, которые охраняют героя.
Их практически не видно из-за вечернего тумана.
Когда зритель смотрит на полотно, ему кажется, что ковер-самолет и жар-птица существуют на самом деле. Людям всегда хочется верить в то, что сказка может стать явью. В обыкновенной жизни многим не хватает чудес. Вокруг центральных персонажей картины Васнецов изобразил богатую русскую землю. Только на ее безграничных просторах могут происходить диковинные события и чудеса.
Художник очень точно и убедительно изобразил на своем полотне ковер-самолет. Он подходит под все его описания, которые присутствовали в сказках написанных народом. Картина кажется реалистичной и все ее персонажи до боли знакомыми. Еще в детстве мы с ними знакомились из книг. А теперь благодаря художнику Васнецову мы можем смотреть на них собственными глазами.
Васнецов рисовал свою картину для начальника Донецкой строящейся железной дороги. Она должна была висеть у него в кабинете и вдохновлять всех на работу. Картина должна была побуждать, на создание нового скоростного транспорта. Глядя на нее начинаешь верить в то, что скоро появятся новые разновидности средств передвижения. Картина побуждает мечтать и творит, что то новое.
Работа художника не понравилась начальнику, и ее продали Мамонтову. Второй владелец полотна оценил труд и работу Васнецова.
Сочинение 2
Знаменитая картина «Ковер-самолет» создана кистью художника в. М. Васнецова.
Художник почерпнул для этой работы вдохновение из русских сказок и былин, как для многих других своих работ.
В центре внимания наблюдателя находится человек на ковре-самолете. Этого человека зовут Иванушка-дурачок. Вместе с ним на ковре, который симпатично развивается при полете находится какая-то клетка с чем-то светящимся.
Это жар-птица, что издавна считается символом волшебства, добра, мудрости и прочих сверхъестественных вещей. Иванушка одет богато, так как он является самым младшим сынком богатого царя. На нем прошитый драгоценностями кафтан, шапка высокая с дорогими камнями.
На поясе у него висит длинный тяжелый меч в ножнах.
Скорее всего Иванушка имеет какую-то благую цель, потому что выражение лица у него гордое и целеустремленное. Он глядит в прекрасную даль. Иванушка летит на ковре-самолете, глядит в даль.
Васнецов был именно тем художником, который с легкостью мог адаптировать сказочный сюжет по реальность так, чтобы наблюдатель мог не только поверить в существование данного явления, но восхититься сполна. Эх, было бы таких творцов искусства побольше! Как богаче бы с точки зрения искусства стала бы Россия…
Вокруг Иванушки-дурачка на ковре-самолете с клеткой, в которой сидит Жар-птица, рассеяно небо. Небо невзрачное, обычное, серо-белое.
На заднем плане видно еще какое-то болото. Но оно покрыто густоватым туманом. Туман непременно ассоциируется с мистическими явлениями. Болото кажется жутковатым.
Слева летают три белых совы. Совы характеризуют не что иное, как мудрость и, безусловно, магию. Птицы о чем-то шепчутся. Они двигаются относительно хаотично. Хотя, хорошо рассмотрев их, можно подойти к выводу, что совы больше серые, чем белые, они грязные.
Доминируют такие цвета, как серый и зеленый.
Картина создает достаточно сказочное настроение. Хочется вернуться к русским сказкам и перечитать их.
В нижнем плане, картины, а конкретнее – под ковром-самолетом, изображен Васнецовым замечательное, магическое, поистине сказочное болото. Нарисовано именно болото с целью подчеркнуть сказочность сюжета картины.
← Северный край↑ ВаснецовТри царевны подземного царства →
Популярные сочинения
Сочинение по картине В. М. Васнецова “Ковер-самолет”
Картина “Ковер-самолет” написана В. М. Васнецовым в 1880 году. Жанр русской сказки, русского фольклора был излюбленным жанром художника. Этот жанр раскрывает внутренний мир и внешний облик народа.
Картину художнику заказал промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов, покровительствующий ему. Предполагалось, что висеть полотно будет в кабинете директора правления строящейся Донецкой железной дороги, как символ нового скоростного средства передвижения. К сожалению, правление не одобрило картины, и ее купил для себя С. И. Мамонтов.
картины взят из русской сказки “Иван-царевич и Жар-птица”, когда Иван, добыв в Тридевятом царстве Жар-птицу и ковер-самолет, возвращается домой. В центральной части картины изображен летящий высоко в небе сказочный ковер-самолет и стоящий на нем Иван-царевич.
Ковер не просто величаво парит в воздухе, а летит с большой скоростью. Это видно по развевающимся волосам Ивана, полам и рукавам его кафтана. На щеках молодого человека играет румянец от холодного ветра.
Сам ковер по форме напоминает летящую птицу с огромными крыльями и современный самолет военного типа. Хотя изобразил художник обыкновенный ковер ручной работы. Автор красочно прорисовал узоры рисунка.
Рисунок виден даже с изнаночной стороны ковра. На рисунке можно различить человечка, геометрические фигуры, фигуры каких-то сказочных существ, возможно, одно из них – дракон. Бахрома ковра трепещется на ветру.
Ковер мягкий, подвижный, извивается в полете, непонятно, как на нем удерживается и не падает человек? Стоит Иван-царевич твердо, гордо и решительно смотрит вдаль. Одет он в царские богатые одежды. Шапка, зеленый кафтан, сорочка, красный кушак пошиты из дорогих материалов.
Под кафтаном поддет расшитый халат. На шапке блестят дорогие каменья, кафтан украшен позолотой, сорочка – вышивкой. Рукава кафтаны длинные.
Такие кафтаны шили для богатых и знатных людей в старину на Руси. На поясе висит меч в золоченых блестящих ножнах. Рукоять меча тоже позолочена. Наверное, это сказочный меч-кладенец.
Рука царевича уверенно лежит на нем. Через шею молодого человека переброшена толстая цепь с кольцом, к которому прикреплена золотая клетка с Жар-птицей. На поясе висит вышитый мешочек с ключом от клетки.
Молодой человек рукой в рукавице крепко сжал кольцо. Клетка от жара нагрелась, поэтому Иван надел рукавицу, чтобы не обжечься. Клетка ажурная, вверху решетка заканчивается фигурками драконов, держащих в зубах колокольчики, издающие мелодичный звон при покачивании. От сидящей на жердочке Жар-птицы исходит необыкновенный свет, бликующий на щеке Ивана и его кафтане.
Васнецов схематично нарисовал птицу белыми красками на фоне желтого сияния, заполняющего всю клетку. Чувствуется, что чудесной пленнице тесно в темнице, в которую она заключена. Клюв от нехватки воздуха приоткрыт, крылья слегка раскинуты в стороны, она готова улететь, как только получит свободу.
Полет происходит на закате дня. За тучками слабо виден восходящий серп луны. На землю опускается туман, он закрыл уже весь горизонт. На панораме внизу видны лес, луга и речки.
Вода в реке гладкая, спокойная, слабо освещенная лунным светом. Многие деревья в лесу без листьев, они какие-то сказочно корявые. Ночной вид на землю с высоты птичьего полета написан Васнецовым темными, мрачными красками. В нижнем левом углу картины три летящих птицы.
Это совы или филины, которые ночью не спят, а охотятся. Полет ковра-самолета встревожил их, поэтому они вспорхнули с веток и кружат в воздухе, сопровождая летящих.
Контрастность красок в изображении сказочного летящего ковра-самолета с Иваном-царевичем и вечернего вида земли подчеркивает разницу между обычной, повседневной жизнью и сказочной.
В сказке все фантастически выдумано, поэтому краски сочные, яркие.
В то же время образ Ивана и ковер убедительно материальны, так реалистично выписаны, что поневоле веришь в возможность существования ковра-самолета.
Давнее воплощение человеческой мечты о покорении неба, способности летать и побеждать отражены в русской сказке, подхвачены и воплощены в картине “Ковер-самолет” Васнецовым. Художник предполагал, что картина будет символизировать скоростное передвижение и покорение пространства.
Жар-птица в клетке символизирует обладание человеческим счастьем, пойманной удачей. Недаром, в народе сложилась поговорка “поймал свою Жар – птицу” про удачливого, счастливого человека.
Иван-царевич крепко стоит на ногах, уверенно вглядывается вдаль, олицетворяя победителя. Ему удалось, благодаря своей ловкости и умению, поймать Жар-птицу, летать по небу, выполнить успешно все задания и возвращаться домой.
Картина не понравилась руководству Донецкой железной дороги, но получила одобрение публики, после выставки картин художников передвижников приобрела всеобщее признание и популярность. Хранится картина в Нижегородском государственном художественном музее.
Глоссарий:
Описание картины «Ковер-самолет» В.Васнецова
Художник: Виктор Михайлович Васнецов Название картины: «Ковер-самолет» Картина написана: 1880 г. Холст, масло.
Размер: 165 × 297 см
Сын священника, участник многочисленных выставок художников-передвижников, В. Васнецов был не только первооткрывателем былинно-сказочных сюжетов в живописи, а и архитектором, совершившим эволюцию от изображений народного быта до фантастичных мотивов.
Васнецов ранее обращался к исторической тематике, так же имеющей в своей основе легенды народа – такой была «Побоище Игоря Святославовича с половцами». После этого произведения художнику поступил весьма интересный заказ.
Меценат Савва Мамонтов в то время был председателем правления Донецкой железной дороги, которую только-только начали строить. Зная желание Васнецова творить, меценат заказал у него картины, которые должны были олицетворять железную дорогу, как нечто открывающее перед жителями Донецкого края новые возможности для передвижения.
В остальном – полная свобода творчества. Васнецов выполнил заказ, но когда презентовал свою картину, большинство из присутствующих подвергли полотно критике, мол, оно не соответствует концепции отрасли. Это и неудивительно – «Ковер-самолет» пробудил в серьезных и импозантных мужчинах детские чувства и воспоминания о сказках.
Мамонтов картину выкупил, и долгое время она была в личной коллекции мецената.
До появления картины «Ковер-самолет» летательные аппараты в живописи конструировал лишь Да Винчи, и то в эпоху позднего Средневековья. К сюжетам на тему фэнтези не обращался никто. Ковер-самолет, изображенный на картине, стал материальным, то есть каждый мог увидеть мечту своего детства.
На фоне родной природы художника изображен ковер, больше напоминающий сказочную птицу. Действие на полотне происходит вечером, когда землю окутывает туман, а река с отражающимися в ней кустарниками и деревьями напоминает дорогу в мир фантазий. Это основной художественный прием Васнецова – пейзаж-настроение, он вызывает у каждого, кто хоть раз увидел картину, небывалые чувства.
Кто же летит на этом аэроизделии? Сам Иван-царевич, который после долгих испытаний добыл-таки Жар-птицу. Он гордо стоит посередине подарка Бабы Яги, держа в руках клетку.
Его лицо спокойно и выражает уверенность в том, что он справиться с остальными испытаниями. Летит на ковре русский богатырь не один – его сопровождает эскорт в виде трех сов, помощниц Костяной Ноги.
То ли путь они указывают, то ли Жар-птицу охраняют, зритель этого не узнает.
Богатырь и птица – самые яркие на картине. Его одежды в традиционных русских зелено-красных тонах, шапка и кушак расшиты золотом. Птица насыщенного золотого цвета, а вот остальной пейзаж поражает унылостью и кажется неживым – река течет лениво, даже несколько сонно, ее берега покрыты мутной зеленью, а деревья редкие.
Это противопоставление художником реального мира, что лишен разнообразия, непривлекателен и многоцветия энергичного сказочного мира. Ковер-самолет художник написал на фоне неба, бело-розового, по которому плывут редкие темные облака.
Такой контраст призван подчеркнуть как яркость самого ковра, так и красочный образ богатыря.
Единственным и полноценным источником света на картине является жар-птица. Ее сияние столь огромно, что затмевает свет луны. Ореол вокруг заморской диковинки подчеркивает причудливые узоры на ковре, что напоминают древние кельтские руны. Возможно, поэтому изделие ткачей может летать.
Образ Ивана-царевича на полотне Васнецова – собирательный образ героев русских сказок. Богатырь летит с огромной скоростью над равнинами, городами, полями и реками.
У многих, кто в молодости слушал старый добрый русский рок, при одном лишь взгляде на это средство передвижения должна возникнуть ассоциация с ковром-вертолетом «Агаты Кристи».
Однако, зритель данной картины находится не в мире готической сказки, а в мире яркой фантасмагории. Сколько существует вариаций на тему аэроковра?
Иван-царевич на таком ковре отправлялся в подземелье, спасал Марью Моревну и совершал множество других чудо-подвигов.
Это отечественный народный психологический портрет лидера, который не только побеждает чудовищ и совершает подвиги, а и обладает состраданием к другим людям, может им помочь.
Присмотритесь к тому, как уверенно глядит богатырь вперед – он четко видит свое будущее и умеет ставить перед собой цели. Это человек, который может достойно встретить испытания, уготованные судьбой и выйти победителем.
Ковер-самолет на картине Васнецова – вполне самостоятельный образ. Он летит над лесными просторами, сквозь туманы и бури. Его края напоминают крылья сказочной птицы Рух, перед могуществом которой расступаются даже огромные совы.
Васнецовский парящий в воздухе ковер органично вплетается в пейзаж холста, он прост, как и все сказочные чудеса, а его образ настолько убедителен, что многие, кто увидел ковер на картине, начинают искать такой же на ближайшем блошином рынке, надеясь на чудо.
Художник сумел убедить зрителя в том, что ковер-самолет такой же материальный предмет, как и речка под ним, лес, совы или даже Иван-царевич. Это создается так же и общим фоном картины: вечерним небом с облаками, что лениво плывут по нему. Тонкий и изящный серп луны только подчеркивает силу этого сказочного предмета.
Невозможно не сказать о том, что истоки сказаний о волшебном ковре начинаются со сказок «Тысячи и одной ночи», сюжеты которых вполне успешно переняла западная цивилизация.
Современные литературные произведения, видеоигры, фильмы довольно часто делают чудо-ковер атрибутом главного героя.
Кинолента «Багдадский вор», снятая в далеком 1940 году, презентует персонажа на летающем ковре. До этого русский писатель-фантаст Александр Беляев издал рассказ «Летающий ковер».
Старик Хоттабыч из советской повести-сказки, советского фильма и отечественного ремейка так же немыслим без летающего ковра.
Известные фантасты братья Стругацкие так же писали про «ковер-самолет гравизащитный», а мультфильмы «Футурама» и «Алладин» показывали героев-владельцев авиаковра. Не обошла вниманием парящий в воздухе ковер родительница Гарри Поттера и Ко Джоан Роулинг.