Что изображено на карте италия античная в ватикане
Отреставрирована галерея старинных карт в Ватикане 603 слова читать
ВАТИКАН. В те дни, когда понтифики редко покидали Рим, папа Григорий XIII заказал гигантские карты с изображением всей Италии, чтобы глава католической церкви мог исследовать полуостров, не покидая безопасного города. К 1582 году команда лучших художников на стенах большой галереи нарисовала и проиллюстрировала с особой тщательностью 40 карт, размер большинства из которых составлял 15 на 16 футов. В своём первоначальном виде картины имели то, что сегодня мы называем 3D эффектами, изображающими достопримечательности городов, горные долины и белые гребни океанских волн.
Но время не пожалело галерею в Ватикане — крупнейшее в мире собрание нарисованных карт (длина галереи равна длине футбольного поля). На протяжении многих лет грязь и влага разрушали фрески. Свою весомую лепту внесла и неправильная реставрация карт в XIX веке, в ходе которой они были покрыты клеем, образовавшим желтую патину. В последние годы большинство посетителей музеев Ватикана просто игнорировали карты, спеша скорее попасть в Сикстинскую капеллу, расположенную в дальнем конце галереи.
Теперь же у туристов есть прекрасный повод замедлить свой бег и, по дороге к великолепным фрескам Микеланджело , насладиться всей красотой необычных старинных карт. За четыре года команде из более чем десятка экспертов удалось вернуть галерее близкий к первоначальному вид. Презентация обновленных карт состоялась в прошедшие выходные.
Реализацию своей идеи в XVI веке папа Григорий доверил монаху и географу Игназио Данти (Ignazio Danti), а тот, в свою очередь, нанял нескольких известных художников, в том числе Джироламо Музиано, Чезаре Неббия, фламандских братьев Маттейс и Павла Бриля. Бриль был особенно известен в те времена как хороший пейзажист.
“В картах не было никаких ошибок”, — сказала Мария Людмила Пустка (Maria Ludmila Pustka), руководитель реставрации в музее Ватикана, — “по крайней мере, для того времени, для тех знаний, которыми обладала итальянская география в то время. Данти проделал отличную работу”.
Уже через несколько десятилетий после создания, объёмные вставки на картах стали «сползать» вниз. Папа Урбан VIII в 1630 году восстановил некоторые детали, которые пострадали особенно сильно. Кроме этого, Папа Урбан, потомок семейства Барберини, символом которого является пчёла, населил папские территории на картах множеством пчёл. Пчела оказалась даже над золотым драконом, символом рода папы Григория XIII, и, кстати, находится там по сей день.
В 2011 году Ватикан решил восстановить старинные карты и обратились к меценатам музея Ватикана, в число которых входят, католики, поклонники искусства. Среди других проектов, группа меценатов финансирует реставрацию Сикстинской капеллы и капеллы Паолины, которая является личной часовней Папы и украшена фресками Микеланджело.
Попечительский совет из более чем 300 человек согласился профинансировать проект, стоимость которого составила 2, 3 млн долларов США. Это было очевидным выбором, особенно для тех, кто имеет итальянское происхождение. Многие древние итальянские династии занимают свои особые места на старых картах. Например, одна семья заплатила за восстановление карты Умбрии, потому что в этом регионе родился Святой Франциск Ассизский. В общей сложности, удалось собрать средств больше, чем было необходимо.
В ходе реставрации штукатурка была пропитана специальным органическим клеем, который сделал древние фрески более прочными. Затем каждая из 40 карт была разделена примерно на 64 секции, размером с лист писчей бумаги. С помощью специальных средств был удален клей XIX века, а чтобы вернуть фрескам былую яркость, они были пропитаны специальным составом из морских водорослей. Кроме того, реставраторы дописали отсутствующие детали рисунка. В ходе восстановительных работ эксперты использовали оригинальные методики средневековых художников, древние рецепты римской штукатурки и полностью натуральные пигменты.
Посетители отреставрированной галереи смогут увидеть даже названия улиц в Болонье, которые все ещё существуют спустя 500 лет, или аркады на площади Сан — Марко в Венеции. «Некоторые итальянцы подолгу задерживаются перед картами, ища упоминания о своих предках», — рассказала Ромина Кометти (Romina Cometti), менеджер проекта реставрации.
В числе других исторических подробностей, на отреставрированных фресках в деталях изображена морская битва при Лепанто, в котором католические государства разгромили Османский флот в 1571 году, Юлий Цезарь, пересекающий реку Рубикон, Ганнибал со своими слонами, готовый бороться с римскими легионами, а также Папа Лев I, который убедил Аттилу не разрушать вечный город.
“Картины настолько точны в деталях”, — добавила Мария Людмила Пустка, — “что я призываю Google Maps быть настолько же точным”.
Галерея Карт в Музее Ватикана
Подберите по карте отель в Риме на Ваши даты
Галерея географических карт расположена в западной части Бельведерского Дворца Ватикана и представляет собой не столько собрание «картографических достопримечательностей», сколько «географическое» воплощение мощи папской власти конца 16 века.
Музей Ватикана: Галерея Карт
В 1580 году Папа Григорий-XIII приглашает из Перуджи знаменитого математика и картографа Игнацио Данти, назначает его своим папским математиком, включает в комиссию по реформированию календаря, которым мы пользуемся по сей день; и,
Музей Ватикана: Галерея Карт. Карта восточного побережья Италии, порт Анконы
плюс ко всему, ставит задачу по руководству художниками, которые фресковой живописью должны были изобразить в географических картах все регионы Италии, к тому времени (или когда-либо в прошлом) находившиеся под папской властью. Работа по созданию Галереи Карт Ватикана заняла 3 года.
Галерея географических карт в музее Ватикана. Справа фрагмент карты «Италия античная», слева фрагмент карты «Италия новая»
В итоге получилось сорок фресок отображающие весь Апеннинский полуостров с точной береговой линией, главными портами и городами. Но в то время эти географические карты значили намного больше, чем обычное схематичное изображение земной поверхности в масштабе «1:…».
Кессонный потолок Галереи географических карт в Музее Ватикана
Это было время, когда движение Реформации уже набрало свою политическую мощь и главе Ватикана приходилось любыми средствами, если не удерживать, то, по крайней мере, демонстрировать непререкаемость своей власти. Именно по этой причине в Галерею географических карт Ватикана были включены французский Авиньон как бывшая папская резиденция; карты Корсики, Сардинии и Сицилии, в то время находящиеся под контролем Испании.
Галерея Карт Ватикана. Карта Пармы
Галерея карт Ватикана призвана была продемонстрировать всему миру, что римская церковь – единственное созидающее начало царства божия на земле. Чтобы наглядно продемонстрировать это утверждение (может быть, самим Папой, может быть, гениальным картографом Данти) была придумана такая уловка:
Галерея Карт в Ватикане. Фрагмент кессонного потолка и фрагмент карты «Италия Античная»
Карта окрестностей Рима конца 16 века в галереи географических карт Музеев Ватикана
Галерея географических карт в музеях Ватикана
Галерея географических карт / итал. Galleria delle Carte Geografiche, одна из трех главных галерей музеев Ватикана, выдающийся пример симбиоза искусства и науки эпохи позднего Возрождения.
В Галерее географических карт находится крупнейшая в мире серия фресок, изображающих карты. Представьте, что во времена, когда не было спутников и аэрофотосъемки, люди смогли создать прототип Google Earth и канала History на великолепных фресках, разместившихся на площади, сопоставимой по длине с футбольным полем (длина галереи – 120 м).
Содержание статьи:
Где находится Галерея географических карт
Кратко об истории
Галерея географических карт была создана во время понтификата Папы Григория XIII между 1580 и 1582 годами. Папа Григорий XIII из рода Бонкомпаньи был сам по себе интересной личностью, образованным человеком с разносторонними интересами. Он родился в Болонье, закончил Болонский университет, получив должность профессора права.
Папа Григорий XIII (7 января 1502 г. – 10 апреля 1585 г.)
Став наместником Святого Петра, Уго Бонкомпаньи, принявший имя Григория XIII, активно поддерживал науки и искусства. Самым главным достижением за время его понтификата стала разработка и введение в обиход нового, более точного по сравнению с юлианским календаря. Этот календарь, которым мы пользуемся до сих пор, был назван в честь Папы григорианским календарем.
В целях разработки нового календаря и проведения астрономических изысканий по распоряжению Григория XIII была построена башня, которую также назвали Григорианской в его честь (второе ее название – «Башня ветров»). Постройкой башни занимался земляк Папы болонский архитектор Оттавиано Маскерино. Доступ публики, к сожалению, в Башню ограничен, это часть Секретных архивов Ватикана.
Башня ветров
В 1578-1580 гг. под руководством Маскерино западное крыло Бельведерского дворца выросло на один этаж, соединивший Башню ветров, Сикстинскую капеллу и Бельведер. Один из коридоров этого этажа было решено украсить географическими картами регионов Италии, которые позволили бы понтифику «виртуально» путешествовать по стране, не покидая стен Ватикана, а также соединить две науки – географию и астрономию.
Для составления карт и разработки нового календаря Папа Григорий пригласил доминиканца – талантливого астронома, картографа и космографа Игнацио Данти, занимавшего на тот момент пост профессора математики в Болонском университете.
Игнацио Данти (30 апреля 1536 г. – 19 октября 1586 г.)
Прежде чем Данти занял свой пост в Болонье, он потратил десятилетие, участвуя в создании великолепного Зала карт для палаццо Веккьо во Флоренции, так что у него уже имелся определенный опыт.
Зал карт палаццо Веккьо, Флоренция
Помимо Данти, подготовившего эскизы карт, над проектом работали итальянские художники Джироламо Муциано, Чезаре Неббиа, Джованни Антонио да Варезе, Антонио Данти (брат Игнацио Данти) и двое художников-фламандцев Матеус и Пауль Бриль. Работы начались в 1580 г. и были завершены всего за 1,5 года. Результатом стала крупнейшая в мире серия фресок с изображениями географических карт.
Через пару десятков лет уже при папе Урбане VIII были проведены реставрационные работы, в ходе которых в настенные росписи были внесены некоторые изменения. Под прикрытием этих работ на картах появились и пчелы Барберини (три пчелы изображены на гербе Урбана VIII Барберини, этот Папа прославился тем, что любил повсюду, где только мог, оставлять напоминания о себе в виде символов из своего герба).
Что изображено в Галерее географических карт
На стены Галереи нанесены фрески с изображениями 40 географических карт различных регионов Италии, 4 основных портов, некоторых островов и бывшего папского города Авиньона.
Логически карты разделены на регионы, находящиеся к востоку и к западу от Аппенинских гор. На одной стороне регионы, которые омываются Адриатическим морем, а на другой – те, которые омываются Тирренским и Лигурийским морями. Карты регионов сопровождаются картами их главных городов.
Помимо регионов, также изображены крупные острова (Сицилия, Сардиния и Корсика, которая все еще итальянская на картах XVI в.). и некоторые малые (Тремити, Эльба и остров Корфу – тоже бывший итальянским на тот момент). Кроме того, есть карта Авиньона (город, где находилась резиденция Пап в XIV веке), Мальты со столицей Валеттой, древней и современной Италии.
Карта Древней Италии Лацио и Сабина с картой Рима в углу
На короткой 6-метровой стороне Галереи изображены:
на северной стене – сражения христиан с османами и 2 малых острова.
На южной стене – карты 4х основных морских портов того времени.
Мы также видим различные события, связанные с историей Италии. Например, изображен Юлий Цезарь и его войска, пересекающие реку Рубикон (на карте герцогства Пармы и Пьяченцы), сражение между армией Ганнибала и римскими легионами на карте Умбрии, битва при Форново между войсками Карла VIII и армией Венецианской лиги, в результате которой французы были отброшены с Аппенинского полуострова.
Битва при Форново
Карты поражают уровнем детализации. На них изображены города, замки, церкви, горные цепи, деревья, на воде – лодки, фантастические морские существа и даже языческий бог морей Нептун.
Потолок Галереи буквально ослепляет своим золотым покрытием, лепниной и декором
Зная, как выглядят очертания острова Сицилия, вы удивитесь, заметив, что остров изображен севером вниз. Все, что находится к югу от Рима (Калабрия, Кампания, Апулия, Сицилия, Сардиния), изображено в перевернутом состоянии, так как именно так они смотрятся из духовной столицы. Но, например, и Корсика, которая находится севернее Рима, изображена севером вниз.
«Перевернутая» Сицилия
Такое перевернутое изображение связано еще и с тем, что в XVI веке картография только начала формироваться как наука. Совсем недавно (в 1570 г.) был выпущен первый атлас Земного шара, а традиция изображать север наверху и помещать ось север — юг вертикально, а восток — запад горизонтально не устоялась окончательно.
Но не только стены Галереи рассказывают нам об истории Италии. Потолок не менее интересен: «земная» карта региона внизу сопровождается изображением религиозных событий, происходивших в этом регионе, наверху. Святой Амвросий для Милана, Мадонна Лорето для Марке, Святой Франциск из Паолы для Калабрии, Михаил Архангел для Апулии, где его почитают в знаменитой пещере в Гаргано и т.д. Таким образом, подчеркивается диалог земного и божественного, присутствие божьей благодати над землей Италии.
Значение и смысл Галереи
Галерея географических карт в XVI в. – это предвестник событий, которые произойдут только спустя 300 лет. В одном месте были собраны изображения всех регионов Италии, страны, которой тогда не существовало. Папа Григорий XIII хотел подчеркнуть тем самым, что, несмотря на политическую раздробленность, Италия едина духовно. В центре этого объединения находился, конечно, Рим (интересно, что фактически объединение итальянских регионов в XIX веке началось с Сардинии и Пьемонта).
С помощью галереи понтифики могли совершить путешествие во времени и пространстве, не покидая стен Ватикана. Папа не был правителем всего, что он видел, но он был духовным лидером нации.
Для нас же значение Галереи географических карт заключается как в ее художественной ценности, так и в ценности исторической и географической информации, заключенной в изображениях карт. Разглядывая карты, мы понимаем, как выглядела Италия и ее основные города в то время.
Кроме того, после Великих географических открытий и проснувшегося в эпоху Ренессанса интереса к наукам картография по сравнению со Средними веками продвинулась значительно вперед, что подтверждается в том числе этой выдающейся галереей во владениях римских пап.
Галерея географических карт
Невозможно в полной мере познакомиться и оценить культурную и историческую жизни Ватикана, не побывав в Галерее географических карт. Она была образована на закате XVI века и представляла собой специально надстроенный этаж во дворце Папы Римского. Галерея географических карт Ватикана явилась символом абсолютной власти церкви в лице Папы Римского.
История создания Галереи географических карт
По приглашению Папы Григория XIII в 1580 году в Рим прибывает именитый картограф и талантливый математик Игнацио Данти. В скором времени Данти назначается личным математиком папы и становится членом комиссии по изменению календаря, которым мы, кстати, пользуемся до сих пор. Кроме того, приглашены художники, задачей которых является расписать фресками помещение и показать на картах Италию и все ее части, бывшие под властью папы. Эта работа длилась почти три года.
Итогом кропотливой работы стали сорок фресок, изобразившие Аппенинский полуостров и его береговую линию с ведущими портами и городами. Только на первый взгляд галерея несла важный географический смысл, политическая идея значила гораздо больше. Ведь в это время народное недовольство росло и духовенству приходилось прилагать гораздо больше усилий, чтобы удержать власть в своих руках. Это и считается главной причиной, по которой Галерея географических карт в Ватикане присоединила Авиньон, как одну из утраченных резиденций пап; карты, находящихся в ведении Испании Корсики, Сицилии, Сардинии.
Главной целью Галереи географических карт Ватикана было наглядно показать миру, что только церковь Рима – это единственно возможное царство Бога в земных пределах. Чтобы убедить сомневающихся критиков, автором придумана гениальная уловка. При выходе из галереи слева можно увидеть фреску, носящую название «Италия античная», а ровно напротив справа красуется карта «Италия Новая». При сравнении двух фресок становится видно, что масштабы и величие «Новой Италии» несравнимы с античной и делают ее единственной наследницей империи.
Даже не вникая в политическую жизнь того времени, любой турист способен оценить значимость Галереи географических карт в Ватикане. Каждая карта уникальна в своем роде и несет много полезной информации о городах Италии XVI века, об интересных особенностях провинций, а самые внимательные, возможно, смогут понять и человека, жившего в той эпохе.
Информация для посетителей
Чтобы попасть на экскурсию в Папский дворец, нужно приобрести билет, стоимость которого составляет 16 евро. Если вам захочется в одиночку лицезреть экспонаты Галереи географических карт, можно купить аудиогид, который стоит порядка 7 евро.
Режим работы галереи достаточно комфортный: с 9 часов утра и до 18 часов вечера. Нужно учесть, что кассы работают до 16:00, поэтому, если вы планируете вечернюю экскурсию, билеты лучше купить заранее.
ВАТИКАН – ГАЛЕРЕЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ. ОПИСАНИЕ, ИСТОРИЯ и РОСПИСЬ
Галерея географических карт Ватикана представляет художественный, географический, но также и символический интерес: набор всех представленных карт является прообразом духовного единства Италии. Это не просто «коридор», по которому можно быстро пройти к Сикстинской капелле. Это часть истории Италии, рассказанная с помощью непревзойдённой росписи.
ВАТИКАН. Галерея Географических карт в Ватикане.Описание и роспись
Стоимость общего билета в Ватикан включает также посещение Галереи Географических карт.
Ватикан без очереди – Музеи Ватикан 2021
Галерея географических карт по размеру, размаху, скорости и стилю представляла собой образец власти и влияния папы Римского. Длиной 120 метров, галерея длиннее, чем футбольное поле, а великолепные фрески площадью 1200 кв м подчеркивают пространство в элегантном ритме. Помещение было спроектировано Оттавиано Маскерино для Папы Григория XIII, который решил соединить свою новую астрономическую обсерваторию Башню ветров (Грегорианскую башню) с Апостольским дворцом, чтобы его гости могли путешествовать от Сицилии до Альп по земным картам Италии, прежде чем наблюдать за небом.
В эпоху Возрождения карты часто таким образом украшали стены дворцов власти. Амбициозный глобус в Сиене, а Медичи украсили свой Палаццо Веккьо картами со всего мира.
Космограф и астроном, работавший для Медичи Игнацио Данти, был нанят Папой Григорием для Ватиканской галереи.
Настоящее имя Игнацио – Данти Карло Пеллегрино, которое он изменил, вступив в 1555 году в доминиканский орден. Данте и будущий Папа Грегорий XIII познакомились в Болонском университете, где кардинал Бонкомпаньи преподавал право, а Игнацио Данти – математические и космографические науки, связанные с искусством рисования. Будучи большим сторонником Тридентского собора, Бонкомпаньи был убежден, что возрождение католицизма после протестантской Реформации должно происходить на фоне культуры и искусства.
Галерея Географических карт. Герб Папы Римского Григория XIII – заказчика росписи. Пчелы Урбана VIII
ОПИСАНИЕ ГАЛЕРЕИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ
Фрески в Галерее Географических карт сосредоточены только на Италии, разделенные на 40 политических регионов. Имея размеры 4×5 метров предлагают панораму каждой территории, подчеркивая каждую деталь, а также события, планы главных городов Италии.
Зеленые холмы и горы Апеннин,синее небо и розовые закаты, голубое море создают иллюзию путешествия по огромному итальянскому полуострову. Эффект масштабности усиливается за счет больших окон вдоль Галереи географических карт.
Cерии фресок региональных карт в конце маршрута экскурсии по музеям Ватикана заканчиваются двумя общими географическими: Древняя Италия и Современная Италия. На выходе из Галереи географических карт располагаются перспективные виды основных итальянских портов XVI века, представляющие большую художественную ценность, а также свидетельства появления этих городов в эпоху Возрождения: Венеции, Анконы, Генуи и Чивитавеккья.
Серии фрескок в Галерее Географических карт в Ватикане заканчиваются картами Античной и Новой Италии
Огромные массы территории на стенах уступают место яркому и богатому убранству свода. Позолоченная лепнина обрамляет картины с библейскими сюжетами.
Каждая сцена рассказывает об известном чуде, которое произошло на нижней карте стены.
Фактически, если посмотреть на потолок, можно увидеть, как каждому региону соответствует свой святой покровитель. Над Миланом – Амвросий верхом на лошади, изгоняющий последователей еретика Ария из города. Мадонна ди Лорето со своей защитной мантией простирается над Марками, Святой Архангел Михаил летает над Апулией, Святой Франциск из Паолы стоит над Калабрией, Святая Агата охраняет Сицилию.
Таким образом, Галерея служит иллюстрацией как успехов человека в упорядочивании своего естественного мира пространства и времени, так и благосклонности Бога к ним. С одной стороны, эта тщательно разработанная программа является предшественником барочного сочетания временного и божественного, с другой стороны, это отличная пропаганды Италии, показывающая, что в ней больше святых и чудес на квадратный метр, чем в любом другом месте в мире.
В 1631 году по указанию Папы Урбана VIII географические карты были дополнены и уточнены немецким географом и гуманистом Лукой Холстен (1592 – 1662 гг.). Поэтому сегодня везде на станах и своде в Галерее географических карт можно увидеть геральдический символ семьи Барберини пчелу. Пчела являетсся символом усердия и трудолюбия.
Отзывы моих туристов подтверждают, что их особенно впечатляет роспись и завораживает атмосфера при вечернем посещении Музеев Ватикана, в том числе Галереи географических карт.
Виртуальная экскурсия по музеям Ватикана БЕСПЛАТНО, в том числе по Галерее географических карт с отзывами представлена в записи (прямой эфир – онлайн тур в формате IGTV) в моем блоге Инстаграма: GIDVRIME_1
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ в Рим!
Заказать экскурсию по Ватикану, обсудить детали лучшего посещения без очереди у профессионального гида по Риму и Ватикану – Елены. Быстрая связь по Ватсапу.
Экскурсовод Елена – Лицензированный гид в Риме и его провинции,
любительница истории и Италии, живущая в Риме с 1999 года