Что изображено на иконе благовещение пресвятой богородицы
Православная Жизнь
Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.
Современная икона кисти архимандрита Зинона
Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности
Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.
Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века
Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:
О мозаиках базилики Санта Мария Маджоре читайте в отдельном материале.
Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения
На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.
Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины
Благовещение – это диалог
Сам смысл события – в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант – написать соответствующие реплики. Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (пожалуй, самого древнего из сохранившихся на нашей земле изображения Благовещения) – на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой – Богородица с надписью: «Се раба Господня».
Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.
Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в этом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:
Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея
Момент непорочного зачатия Сына Божьего
Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.
Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва – внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и одновременно – во чреве Богородицы в виде Младенца:
Простой сюжет с течением времени обрастает деталями
В основном эти детали черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, либо ограда, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Символ этот Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии): «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос»
Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи
Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.
Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение»). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:
Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны
С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.
За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей – это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это – великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).
Обновленная автором версия статьи. Первоначальная была размещена на сайте «Православие в Украине»
Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещение. Мозаика триумфальной арки ц. Мария Маджоре. Рим. 432-440 годы |
Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.
Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1. 26-38) повествуется о том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: «Да будет мне по глаголу твоему». В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. «Днесь спасения нашего главизна» — поется в тропаре на Благовещение.
В апокрифах — так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.
Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.
Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.
Шелковый покров. VII-VIII вв. Сокровищница собора в Лионе. Франция |
На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.
В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.
Благовещение. Икона. XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай |
Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника (кладезя)», основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. [1] Один из древнейших сохранившихся до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. В более поздних памятниках — мозаике собора Сан Марко в Венеции, фреске из Софийского собора Киева (обе — XI века), мозаике константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1314 г.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря кисти Дионисия (1502 г.) Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием. Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери.
Богоматерь из сцены Благовещение. Мозаика. XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон |
Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.
Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. [2] Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.
Благовещение у кладезя. Фреска Софийского собора в Киеве. XI в. |
В росписях собора Антониева монастыря в Новгороде Богоматерь в сцене Благовещения, расположенной на восточных столбах, также изображена за прядением. Она представлена сидящей вполоборота к Ангелу на фоне архитектуры, состоящей из нескольких зданий с высокой стеной и переброшенным через здание красной тканью — велумом. Такие детали композиции могут быть соотнесены с эпитетами, широко использующимися в богородичной гимнографии, прежде всего в Акафисте Богоматери, где она называется «Граде всех царя», «покрове, державо, стено и утешение» и «Царствия нерушимая стено». [3]
Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время. Так, на плакетке с кафедры архиепископа Максимиана (V век, Архиепископский музей в Равенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Изображаемая архитектура должна была обозначать место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария — он соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие редкие подробности. Так, на иконе XII века из монастыря святой Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством рыб и птиц по берегам, являющаяся символом рая. За троном Богоматери изображен огороженный сад с деревьями и цветами, являющийся образом библейского «вертограда заключенного» (3 Цар. 10, 18), понимаемого как указание на райскую символику. Рассматриваемая икона отличается и изысканным художественным языком. Архангел Гавриил кажется парящим в золотом пространстве, так как вся его фигура и складки одежды пронизаны динамическим движением.
Вид на алтарную часть Палатинской капеллы. Середина XII в. Палермо. Сицилия |
В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. [4] Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери.
Устюжское Благовещение. Икона. XII в. Третьяковская галерея. Москва |
На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». [5] Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. [6] Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем».
Царские врата. Середина XVI в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» |
Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила». Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.
Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах. [7]
В поздней русской иконописи в иконографии Благовещения появляются некоторые новшества. Так, на иконе середины XVI века из Сольвычегодского Благовещенского собора, между Марией и Архангелом изображена пещера, но надпись, идущая по ее черному фону, гласит, что это место будущего Рождества Спасителя: «Вертеп, в нем же Христос хотя родитися».
В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.
Благовещение: иконы и картины
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Благовещение — один из самых излюбленных сюжетов в иконописи (Русская Православная Церковь отмечает этот праздник 7 апреля). Как он изображался в поздней античности и в средние века? В чем русская иконописная традиция здесь наследовала византийской и что привнесла своего? Как к сюжету Благовещения обращались светские российские художники? А как складывалась католическая традиция изображения этого сюжета? Рассказывает искусствовед Оксана ГОЛОВКО.
Благовещение в иконописи: Рим и Византия
Принято считать, что одно из древнейших изображений Благовещения встречается в катакомбах Присциллы (III век). По крайней мере, многие исследователи видят в сцене, где перед сидящей женщиной в тунике стоит юноша в римском одеянии — именно сцену Благовещения.
Базилика Санта Мария Маджоре в Риме посвящена Богородице и построена после того, как Эфесский собор 431 года осудил ересь Нестория, отказывающегося признавать Деву Марию Матерью Божией. Отсюда — стремление прославить Богородицу, которая предстает в мозаике в сцене Благовещения как Царица Небесная, торжественно восседающая на престоле в окружении ангелов в роскошном золотом царском одеянии, на шее — жемчужное ожерелье. Сверху к Ней слетает Святой Дух в виде голубя.
В мозаике «Благовещение» из христологического цикла в основании купола церкви Успения в Дафни (Греция) (конец XI века) представлены только фигуры Богородицы и Архангела Гавриила. В ликах — строгость, отрешенность. Чувства, которые все-таки переживают персонажи, не имеют ничего общего с нашим земным строем переживаний. В этой мозаике ощутима связь с античной традицией. Но, используя художественные приемы античных мастеров, византийские иконописцы говорят о совершенстве совершенно иного уровня, нежели их древние коллеги…
Экспрессией и динамичностью наполнена икона «Благовещение» (конец XII века. Монастырь Святой Екатерины на горе Синай). Фигура Архангела Гавриила чуть вытянута, он легко движется, почти летит, движутся и складки его одежд, струящиеся извивистыми линиями. Внизу иконы — река, в которой плавает множество рыб, по берегам этой реки — птицы. Это — намек на утраченный людьми Рай. Но утраченный не безвозвратно. Благовещение — тому подтверждение…
Среди необыкновенно красивых, радостных по колориту мозаиках монастыря Хора (1314 год, турецкое название — Кахрие-Джами) — «Благовещение», где Богородица показывается не с рукоделием, а у колодца (эта сцена имеет в своей основе апокрифические предания).
В иконе «Благовещение» (оборотная сторона иконы «Богоматерь Психострия (Душеспасительница), первая четверть XIV века, галерея икон, Охрид) мы видим Богородицу, восседающую в глубине изобразительного пространства. Архангел движется к Ней чуть по диагонали — как бы вглубь. То есть мы наблюдаем в иконе появление элементов земного пространства, она становится ближе к нашему «здесь». Ведь Бог сошел, снизошел к этому нашему человеческому людскому «здесь».
На Руси
Охридской иконе близка по иконографии и икона «Благовещение» из Благовещенского собора Московского Кремля, которую приписывают Андрею Рублеву и его окружению, написанная примерно в этот же период. Здесь мы тоже видим многоплановое композиционное построение, предполагающее, условно говоря, пространственную трактовку изображений.
Как и в предыдущих иконах, в иконе «Благовещение» второй четверти XIV века из ГМИИ им. А.С. Пушкина присутствуют элементы архитектуры. На заднем плане угадывается архитектура Иерусалимского храма. То есть Ветхий Завет и Новый завет — связываются, объединяются…
В «Благовещении» из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря города Ярославля (первая половина XVI века. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) служанка сидит у ног Девы Марии. В отличие, скажем, от иконы из музея в Охриде, Богородица не отпрянула в испуге, а покорно склонила голову, полностью покоряясь воле Божией. Центральную композицию на ярославской иконе окружают 24 клейма, иллюстрирующие Акафист Богоматери.
Две фигуры, Богородицы и Архангела Гавриила, мы видим и в мозаике «Благовещение» на столбах предалтарной арки Софии Киевской (XI век).
В иконе «Устюжское Благовещение» (начало XII века) наглядно представлена идея Воплощения Христа. Икона, которая происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря, сейчас находится в Третьяковской галерее. Архангел Гавриил протягивает руку к Богородице в благословляющем жесте. На груди Богоматери изображен воплотившийся Христос. Вверху, в облаках — восседающий на престоле Ветхий Днями (Дан. 7:9, Откр. 1:14) в окружении небесных сил.
Во фреске Дионисия «Благовещение у кладезя» собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 — 1503), Дева Мария стоит у колодца, откинувшись в благоговейном испуге от Ангела, летящего над Ней.
Открытая книга лежит между стоящими фигурами Архангела Гавриила и Девы Марии в нарядной, полной различных деталей, иконе «Благовещение» Ивана Максимова (1670 год).