Что изображено на глобусе 4 класс

Окружающий мир. 4 класс

Конспект урока

Урок № 2 «Мир глазами географа».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

География – наука о Земле.

Масштаб – показывает, какое расстояние на местности соответствующий каждому сантиметру на карте.

Параллели – воображаемые горизонтальные линии пересекающие земную поверхность.

Меридианы – воображаемые вертикальные линии, соединяющие полюса.

Экватор – воображаемая линия, делит земной шар на Северное и Южное полушария.

Географические объекты – материки, океаны, моря, равнины, леса, реки, озёра и др.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Современные путешественники, туристы, водители, отправляясь в путь, пользуются навигаторами, которые показывают дорогу. Но так было не всегда! В древности люди ориентировались по звёздам. Позднее, примерно две тысячи пятьсот лет назад в Древней Греции появились первые карты. Первая карта имела круглую форму, в середине её была изображена Греция. Со временем представления о Земле менялись, люди открывали новые географические объекты: земли, моря, реки, острова. Карты становились точнее и содержательнее. Немецкий географ Мартин Бехайм, в тысяча четыреста девяносто втором году создал первый глобус. Он хранится в одном из музеев Германии. На этом уроке, мы узнаем, что такое «земное яблоко» и научимся «читать» карты.

Воображаемая линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария называется экватором.

Вертикальные линии, которые соединяются в одну точку на полюсах называют меридианами. Через Северный и Южный полюса проходит воображаемая ось Земли.

При работе с глобусом, можно видеть только одну сторону поверхности. Для того, чтобы сразу можно бы увидеть поверхность всего земного шара, глобус условно разрезали вертикальной линией на две части и перенесли половины земного шара на карту. Таким образом получилась карта с Западным и Восточным полушарием.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Конечно, размеры всех географических объектов показаны в уменьшенном размере. На каждой карте указывается масштаб. Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

Карты, на которых изображены различные географические объекты: океаны, моря, материки, горы, равнины, реки, озёра называются физическими.

Карты, на которых показаны страны называются политическими. Страны, города тоже являются географическими объектами.

Умение пользоваться картой человеку нужно для выбора маршрута в походе, поиска и добычи полезных ископаемых, для определения места строительства домов. Географическая карта и глобус по праву считаются самыми замечательными изобретениями человечества.

Разбор типового тренировочного задания

Что изображено на глобусе 4 класс

Что изображено на глобусе 4 класс

Правильный вариант ответа:

Картинка 1: Физическая карта мира

Картинка 2: Карта полушарий

Разбор типового контрольного задания

2. Выберите правильный ответ.

1. География – это наука, изучающая ….

а) движение ветров и облаков

б) небесные и космические тела

в) природу земной поверхности

2. Географ – это человек,

а) занимающийся изучением звёздного неба

б) летающий в космос

в) изучающие и описывающие нашу планету

3. Физическая карта – это

б) изображение поверхности Земли на плоскости

Источник

Урок окружающего мира в 4 классе «Глобус – модель земли. Карта полушарий»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ приложения к уроку.docx

1) Какую форму имеет глобус?

2) Какую он имеет окраску? Почему?

3) Почему глобус называют «мяч в сетке»?

4) Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5) Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально?

6) Как называют «главный пояс Земли»?

7) Что вы скажете о вертикальных линиях?

1) Какую форму имеет глобус?

2) Какую он имеет окраску? Почему?

3) Почему глобус называют «мяч в сетке»?

4) Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5) Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально?

6) Как называют «главный пояс Земли»?

7) Что вы скажете о вертикальных линиях?

1) Какую форму имеет глобус?

2) Какую он имеет окраску? Почему?

3) Почему глобус называют «мяч в сетке»?

4) Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?

5) Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально?

6) Как называют «главный пояс Земли»?

7) Что вы скажете о вертикальных линиях?

Сравните глобус и карту.

Поставьте «+», если свойства совпадают,

параллели и меридианы

Сравните глобус и карту.

Поставьте «+», если свойства совпадают,

параллели и меридианы

Сравните глобус и карту.

Поставьте «+», если свойства совпадают,

параллели и меридианы

Место отправления: Материк Африка.

Направление движения: запад.

На пути следования нам встретились материки:______________________________________________________________________________________________

Что ещё интересного вы можете сообщить?

Место отправления: Материк Австралия.

Направление движения: запад.

На пути следования нам встретились материки:______________________________________________________________________________________________

Что ещё интересного вы можете сообщить?

Место отправления: Материк Северная Америка. Направление движения: восток.

На пути следования нам встретились материки:______________________________________________________________________________________________

Что ещё интересного вы можете сообщить?

Место отправления: Материк Евразия.

Направление движения: запад.

На пути следования нам встретились материки:______________________________________________________________________________________________

Что ещё интересного вы можете сообщить?

Что изображено на глобусе 4 класс

Что изображено на глобусе 4 класс

Что изображено на глобусе 4 класс

Выбранный для просмотра документ урок окружающего мира Лучевской А. Г..docx

Технологическая карта урока

Технология построения урока

проблемно-диалогическая, частично-поисковая, системно-деятельностного подхода

Глобус – модель Земли. Карта полушарий

ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить их показывать на карте

Основные термины, понятия

Карта полушарий, глобус, масштаб, меридианы, параллели, экватор, полушария, полюс

презентация, глобус, карта полушарий, листы формата А4, карточки-задания, апельсин.

— иметь представление о понятиях «глобус», «карта»;

— уметь пользоваться глобусом и картой, находить и показывать на них части света;

-уметь определять свое отношение к миру.

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее

— определять общие для всех правила поведения;

— определять правила работы в парах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— обнаруживать и формулировать учебную проблему;

— работать по плану, инструкции;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала, пытаться предлагать способ проверки;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку

деятельности на уроке.

— ориентироваться в учебнике;

— ориентироваться в своей системе знаний (определять

границы знания/ незнания);

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

— проводить анализ учебного материала.

— слушать и понимать речь других;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои

-владеть диалогической формой речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Литература: Учебник «Окружающий мир» 4 класс

Технические средства обучения: компьютер, проектор

Дидактические задачи этапов урока

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов (внимание, память). Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала прошлого урока

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Самооценка деятельности на уроке.

Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Окружающий нас мир

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Отвечают на вопрос

(Р) волевая саморегуляция

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Моря есть-плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя

-Какая наука занимается описанием земли?

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны.

-А что такое глобус?

-Что обозначает это слово?

-Чем глобус отличается от других шаров?

Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

.-Какую цель поставим перед собой?

— Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете?

-Рассказать о глобусе вам поможет этот вопросник. Сложные вопросы обведите в кружок.

Отвечают на вопросы, дают определения.

Ставят учебную задачу

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(Р) определять и формулировать цель деятельности на уроке

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Первичное усвоение новых знаний.

— Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже сказали, что

— Как их можно назвать?

-Ответ на этот вопрос найдите в учебнике с.56 второй абзац

— Как называются вертикальные линии, соединяющие полюса?

Что вы можете сказать длине параллелей и меридианов?

На какие два полушария она делит глобус?

-Какое направление мы узнаём по параллелям?

-Определите длину меридианов.

— Найдите в учебнике, какова длина экватора?

-Сколько дней понадобилось вам, чтобы обойти землю вдоль экватора, если проходить за день 40 километров?

-Представьте, что мы отправляемся в путешествие. Что возьмёте с собой?

— Конечно, нет. Хотя достоверную картину Земли может дать только глобус, но его неудобно нести.

— Так если не глобус, то, что возьмём с собой?

Не сразу у людей появились карты.

Давайте проведём эксперимент. Представьте, что апельсин – это глобус, а кожура – это карта, которая нанесена на глобусе. Попробуйте в командах перенести эту «карту» на листок.

Рассматриваем получившиеся варианты. Показ слайда и информация о древних учёных.

.На карте есть искажения.

— А кто нам скажет, что такое «географическая карта»?

Работают по карточке «Сравни глобус и карту.

— А в чем их различие?

Звучит музыка из художественного фильма «Кавказская пленница»: «Где-то на белом свете. ».

-А могут ли медведи на самом деле потереться об ось земли?

— А теперь я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Какой вид транспорта будет самый подходящий?

-Да, корабль. Ведь на земле воды больше чем суши. Каким цветом обозначена вода?

Что вам будет встречаться на пути? Большие участки суши, разделённые океанами – материки.

Каждая группа будет следовать согласно маршруту

Отвечают на вопросы

Читают текст, находят ответ на вопрос

С помощью нитки определяют длину параллелей и меридианов. Делают вывод.

Такую же работу выполняют два других ученика.

40000 : 40=1000 (дней)

Отвечают на вопросы

Очищают апельсин, пытаются сложить карту.

Рассказывают о том, как разрезают земной шар

Девочка показывает движения.

Нет, ось воображаемая.

Отвечают на вопросы.

Работают по маршрутному листу

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

— ориентироваться в учебнике;

— ориентироваться в своей системе знаний (определять

границы знания/ незнания);

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

— проводить анализ учебного материала.

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

учатся работать по предложенному учителем плану;

(П) умение находить и выделять необходимую информацию.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Проектирование и фиксация нового знания.

-Путешествие закончено. Послушаем отчёт.

Выходит ученик к карте, показывает, называет.

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Первичное закрепление нового материала.

На глобусе и карте указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите и покажите

— Что вы можете сказать о материках?

-На каком материке живём мы?

Дополните рисунок, подписав названия линий.

Работают на карточках

(Р) оценка, контроль, коррекция

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1)Задаёт вопросы о задачах урока.

2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

С. 56-60, РТ № 50, составить кроссворд

Что изображено на глобусе 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что изображено на глобусе 4 класс

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что изображено на глобусе 4 класс

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что изображено на глобусе 4 класс

Номер материала: ДБ-715938

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что изображено на глобусе 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изображено на глобусе 4 класс

Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов

Время чтения: 1 минута

Что изображено на глобусе 4 класс

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что изображено на глобусе 4 класс

Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза

Время чтения: 2 минуты

Что изображено на глобусе 4 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что изображено на глобусе 4 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что изображено на глобусе 4 класс

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Глобус

Глобус — это модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств (рис. 34). В пере­воде с латинского языка на русский слово «глобус» означает «шар», так как наша планета Земля имеет форму шара. Это было окончательно доказано, когда искусственные спутники облетели вокруг Земли во всех направлениях. Они получили фотографии Земли, отчётливо показывающие выпуклость земной поверх­ности (рис. 33).

На глобус нанесены части света, океаны, моря, реки, горы и другие географические объекты. На глобусе можно увидеть, что большую часть земной поверхности занимают океаны. Выделяют четыре океана: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.

Огромные участки суши, со всех сторон омываемые водами океанов, называются материками или континентами. Материков на земном шаре шесть: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Антарктида, Австралия.

Материк или часть материка вместе с близлежащими остро­вами называется частью света. Частей света шесть: Евро­па, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. Как видно, на одном континенте Евразия находятся две части света: Европа и Азия. Условную границу между этими частями света проводят по восточному склону Уральских гор, реке Урал, Каспийскому морю, севернее Кавказских гор по Кумо-Манычской впадине, Чёрному морю.

Что изображено на глобусе 4 класс

Рис. 33. Вид Земли с космического корабля-спутника

История создания глобуса

Первые глобусы были созданы еще в Древней Гре­ции. В эпоху Великих географи­ческих открытий в 1492 году был создан первый из сохранивших­ся до наших дней глобус. На нем были показаны только материки Старого Света. По мере изучения различных частей Земли создавались все бо­лее точные глобусы.

Карта полушарий

Если глобус разрезать по одному из меридианов пополам, то получится два полушария, на каж­дом из которых будет изображена половина поверхности земно­го шара.

Такими полушариями пользоваться уже удобнее, так как сразу можно увидеть поверхность всего земного шара. На гло­бусе же видна только та часть, которая обращена к наблюда­телю. Если полушария показать на плоскости, на бумаге, то это и будет карта полушарий, которая помещена в атласах.

Но изобразить полушарие на плоскости нельзя без того, чтобы оно не смялось в складки, а местами и разорвалось. Правда, можно разрезать глобус по меридианам на доли (рис. 35) и из этих долей составить карту (рис. 36). Понятно, что на такой карте неизбежны искажения, причём они возрастают по направлению от Экватора к полюсам. Поэтому, когда требуется узнать расстояние между двумя пунктами, то желательно это делать по глобусу, так как он почти в точности повторяет форму Земли.

Элементы глобуса

Градусная сетка (параллели и меридианы) — это условные линии, на самой поверхно­сти Земли их нет. На карте и глобусе их проводят для то­го, чтобы можно было точно указать, где находится тот или иной географический объект, где находятся путешественники. Мери­дианы и параллели помогают ориентироваться, то есть опреде­лять свое положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта. Параллели и меридиа­ны располагаются перпен­дикулярно друг другу.

На глобусах и картах прове­дены также условные линии полюсов, экватора, тропиков и полярных кругов. Существует также условная линия перемены дат.

Градусная сетка

Градусная сетка — это сетка из условных тонких линий, которыми покрыт глобус и географическая карта, и образованная её элементами: пересечением параллелей и меридианов (рис. 37). Линии эти крайне необходимы. С их помощью легко оты­скать любую точку как на глобусе, так и на карте.

Параллели

Параллельно Экватору на глобусе через определённые промежутки проведены окружности, называемые параллелями. Параллели на карте и на глобусе вытянуты с запада на восток.

Параллели образуют окруж­ности, кольца, размеры ко­торых уменьшаются от эк­ватора к полюсам. Отсчет градусов по параллелям начинают с самой длинной парал­лели — с экватора. Его значение — 0 градусов. Экватор — нулевая, начальная и самая длинная параллель.

В Антарктиде, на Южном полюсе, есть американская научная станция Амундсен — Скотт. Гостей станции американцы ведут к памятному знаку, который установлен в географической точке полюса. Гость обходит вокруг него, и ему выдается свидетельство, что он обогнул земной шар по параллели.

Меридианы

Через Северный и Южный полюсы на поверхности Земли условно проведены окружности, ко­торые называют меридианами. Каждый меридиан идет с севера на юг. На глобусе видно, что меридианы — это половинки окружности и все они равны между собой.

Длина всех меридианов одинакова. Люди условились началь­ным, нулевым, меридианом считать меридиан г. Лондона. Его называют Гринвичским. В Гринвиче, пригороде Лондона, нахо­дится крупная астрономическая обсерватория. Нулевой меридиан и лежащий на противоположной стороне Земли 180-й меридиан делят Землю на Восточное и Западное полушария.

Тень, отбрасываемая гномоном в полдень, есть направление местного меридиана.

Полюсы

Полюсы — это такие точки на земном шаре, через которые проходит воображаемая ось Земли. Вокруг этой воображаемой оси Земля за 24 часа совершает один оборот. Полюсы на земном шаре никак не обозначены (рис. 38), но известно, что наблюдатель, находящийся на Северном полюсе, видит Поляр­ную звезду прямо над головой. На земном шаре два полюса — Северный и Юж­ный.

Экватор

На одинаковом расстоянии от полюсов по глобусу проведена окружность, которая называется Экватор. Он делит земной шар на две половины: Северное и Южное полушария. Длина зем­ного Экватора более 40000 км. На земном шаре Экватор, так же как и полюсы, никак не обозначен (рис. 39). Но известно, что если наблюдатель будет находиться на Экваторе, то По­лярную звезду он увидит у самого горизонта.

Линии тропиков и полярных кругов

Северный тропик — это парал­лель 23,5° с.ш., над которой в день летнего солнцестояния, 22 июня, в полдень солнечные лучи падают отвесно и предме­ты не дают тени. В Северном полушарии лето. Солнце по­долгу освещает Землю, а над Северным полярным кругом на широте 66,5° с.ш. 22 июня Солнце совсем не заходит. Зато зимой, 22 декабря, Солнце над Северным полярным кругом вообще не поднимается. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

22 декабря, в день зимнего солнцестояния, солнечные лу­чи падают вертикально вниз над Южным тропиком — па­раллелью 23,5° ю.ш., а Солнце не заходит над Южным полярным кругом на широте 66,5° ю.ш. В Южном полушарии лето. Солнце не показывается над Южным полярным кругом 22 июня, зимой Южного полушария. Дважды в год, 21 марта и 23 сентября, лучи Солнца падают вертикально вниз над экватором и равномерно освещают Землю от полюса до полюса. В эти дни весеннего и осеннего равноденствия день и ночь повсюду длятся по 12 часов.

Линия перемены дат

Географические координаты

Географиче­скими координатами какой-либо точки называют ее широту и долготу. Координаты любого места земной поверхности можно определить по глобусу или по карте. И наоборот, зная координаты географического объекта, можно найти его место на карте или глобусе.

Измерение расстояний на глобусе

Для измерения расстояний на глобусе с помощью нитки измеряют нужное расстояние, затем, приложив нитку к линейке, определяют её длину в сантиметрах и миллиметрах и по масштабу, помещённому на глобусе, находят действительное расстояние.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *