Что изображено на географической карте 4 класс
Конспект урока по окружающему миру «Что такое географическая карта и как ее читать?», 4 класс
Окружающий мир 4 класс
Тема «Что такое географическая карта и как ее читать?»
Ф.И.О. учителя: Андреева Наталья Юрьевна.
Место работы: Саверовский филиал МБОУ «Репинская СОШ».
— дать понятие географической карты, учить находить и показывать объекты на ней.
— формировать познавательный интерес и экологическое мировоззрение.
— прививать навыки поисковой деятельности.
Обучающие: научить пользоваться географической картой и правильно читать её.
Развивающие: развивать кругозор уч-ся, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру.
— знание условных обозначений, умение читать карту, находить на ней заданные объекты.
— формирование организации учебного труда;
— умение распределять рабочее время на уроке.
— умение отвечать на вопросы, дополнять, комментировать ответы товарищей.
— умение оказывать помощь друг другу при выполнении заданий.
— стремление узнавать новое, совершенствовать имеющиеся навыки.
Тип урока: изучение нового.
Формы работы: групповые, индивидуальные, в парах.
Оборудование: физические карты России, мира; условные знаки: река, равнина, горы, море.
2. Актуализация знаний.
-что можно определить по карте?
-сформулируйте тему урока.
3.Постановка учебной задачи.
— чему должны научиться на уроке? (познакомиться с картой России,
научиться читать её).
— Как нам решить эту проблему?
— Что поможет нам?(карта, условные обозначения, учебник)
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
— Наша Родина велика и прекрасна. Карта поможет тебе, не выходя из
класса совершить путешествие в любой ее уголок
2. Изучение географической карты.
— Что такое географическая карта?
— Что находится на географической карте?
— Моря. Каким цветом изображены?
— Равнины. Каким цветом?
— Можно ли изобразить всю поверхность Земли на одном листе бумаги?
Географическая карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.
Надо понимать и особый язык карты – условные знаки.
Давайте научимся определять по карте стороны горизонта.
Перечислите основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток.
Найдите на карте океаны, омывающие нашу страну:
— с севера: Северный-Ледовитый.
Найдите на карте моря, омывающие нашу страну:
— с севера: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
— с востока: Берингово, Охотское.
— на юге: Черное, Каспийское.
— на западе: Балтийское.
Какие города вы видите на карте?
— Главный город страны? (Москва)
— На какой равнине он находится? (Восточно-Европейская)
-В Москве говорят «Спокойной ночи», а в это время во Владивостоке
звучит приветствие «С добрым утром».
-Теперь сможете ли вы объяснить, почему в один и тот же день на
территории одной страны, одном уголке ребята загорают, а в другом – ходят
Что нам помогло разобраться в этом? Географическая карта.
Работа по учебнику (стр.76-77).
Найти ответы на вопросы:
-как появились первые карты? Кто приказал «землю мерить и чертёж
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по моему вели.
1). Исторический экскурс.
Учитель: В истории нашей страны много было путешественников. Человек, который жил на Земле с древних времен, всегда хотел знать, кто живет за рекой, за лесами, за высокими горами, за далекими морями. И человек начал путешествовать и познавать мир.
— Помогите мне составить рассказ о путешествии Афанасия Никитина в Индию.
Более 500 лет назад, когда Америка еще не была открыта Колумбом,
русский купец Афанасий Никитин отправился в Индию из города Твери.
В начале путешественник плыл на корабле по реке Волге (замените
название объекта условным знаком).
Путь его пролегал по ( равнине ). Она называется Восточно-Европейской.
Затем А.Никитин плыл на корабле по ( морю ). В наше время оно
называется Каспийским морем. После этого он пересек ( горы ). Они
называются Иранское нагорье. Затем он снова сел на корабль и поплыл
по ( морю ), которое называется Аравийским морем. Наконец он пришел в Индию.
— Для чего нужны карты?
3). Работа в тетрадях на печатной основе.
-Мы совершили путешествие по географической карте родной страны.
-Что же такое географическая карта?
-Как понимаете слова «читать карту».
-Для чего нужно знать карту?
Творческое домашнее задание:
Вылепить из цветного пластилина макет участка земли, на котором должны
быть горы, река, стекающая с горы и впадающая в большой водоем,
Презентация по окружающему миру на тему:»Географическая карта» (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Географическая карта Презентацию выполнила: Анохина Ирина Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г.Азова
Найденные археологами примитивные рисунки местности на камнях, бересте, дереве и даже на куске бивня мамонта, возраст которых достигает около 15 тысячелетий, свидетельствуют о том, что зарождение карты уходит в далекое прошлое.
В древности карты были составлены Анаксимандром, Гекатеем Милетским, Геродотом, Эратосфеном, Птолемеем
Первую географическую карту мира создал древнегреческий географ Анаксимандр (около 611—546 до н. э). Он считал, что Земля имеет цилиндрическую форму подобно каменной колонне, плавающей в пространстве, а населённая её часть была круглая, в форме диска, и, предположительно, является верхней поверхностью цилиндра. Карта Земли по Анаксимандру (одна из современных реконструкций)
Гекатей Милетский пятьдесят лет спустя создал новую карту, основанную на карте мира Анаксимандра. Карта Гекатея описывает Землю как круглый диск окружённый океаном, в центре которого находится Греция. В качестве единиц измерения использовались «Дни плавания» по морю и «Дни ходьбы» по суше. Карта мира по Гекатею VI в. до н. э.
Геродот отклонил преобладающее утверждение большинства карт пятого века, что земля является круглым диском, окруженным океаном. В своей работе он описывает Землю как тело неправильной формы, а окруженными океанами только Азию и Африку (Ливия). Он вводит такие названия как Атлантический океан и Эритрейское море (Красное море). Карта мира по Геродоту
Эратосфен первый попытался построить карту мира на основе координатной сетки с меридианами и параллелями. Он разделил Землю на пять климатических поясов: тропический пояс посередине, две холодные зоны на крайнем севере и юге, и два умеренных пояса между ними. Карта мира по Эратосфену Реконструкция XIX века
Около 150 г. н. э. древнегреческий учёный Клавдий Птолемей составил подробную карту Земли. На ней изображены три части света — Европа, Азия и Ливия ( Африка), а также Атлантический океан, Средиземное и другие моря. Карта имеет градусную сетку. Карта Птолемея (II век)
С развитием мореплавания и открытием новых земель карты всё больше приближались к современному виду.
В 1552 году царь Иван Грозный велел «землю мерить и чертёж государства делать». Так появилась первая карта России- Большой Чертёж земли русской.
Современные карты детально отображают облик Земли
Географические карты классифицируют по масштабу, назначению, территориальному охвату содержанию,
По содержанию все карты подразделяются на Общегеографические Тематические
По территориальному охвату карты подразделяются на карты мира, карты материков, карты стран, карты регионов
По масштабу карты делятся на: Крупномасштабные 1:200 000 Мелкомасштабные 1:1 000 000 Среднемасштабные от 1:200 000 до 1:1 000 000
По назначению все карты подразделяются на учебные, научно-справочные, туристические, дорожные
Изучая события прошлого, историки создают исторические карты. По ним можно узнать, как менялись границы государств, какие народы жили здесь в разное время, направления военных походов.
Стороны горизонта на карте указываются не стрелкой как на плане, а специальными линиями. По направлению: север юг запад восток параллели меридианы
Для изображения различных объектов на картах используют особый язык — условные знаки. Они определяют пространственное положение объектов и указывают их вид и некоторые характеристики. внемасштабные масштабные линейные пояснительные Условные знаки подразделяют на:
На физической карте существует шкала высот и шкала глубин, по которым можно определять примерную высоту местности на суше и глубину моря или океана.
Месторождения тех или иных минеральных ресурсов отмечены на картах специальными значками.
Есть особый вид карт – контурные карты. Эти карты имеют только границы географических объектов, их очертания, градусную сеть. На таких картах необходимо самостоятельно отмечать изучаемые географические объекты, соблюдая точность, аккуратность и используя другие географические карты.
Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Географическая карта. http://iumka.ru/geografiya/testy-pogeografii/item/ Условные знаки и обозначения географических карт. https://ru.wikipedia.org/wiki/ История картографии madamkartinki.blogspot.ru›2012/10/blog-post/ Коллекция картинок: Рисунки на географических картах. http://nibler.ru/cognitive/25854 › Занимательная география: 17 карт, которые могут рассказать много интересного
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1693977
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект окружающий мир 4 класс ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА, УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ НА КАРТЕ
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект окружающий мир 4 класс
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА, УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ НА КАРТЕ
Цель: учить учащихся различать план и карту; учить пользоваться картой для нахождения места расположения предметов; способствовать развитию умений сравнивать, делать выводы; воспитывать активную познавательную деятельность; расширять кругозор.
I. Организационный МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Ответы на вопросы для повторения из рубрики «Проверь себя» (с. 38)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Сегодня на уроке вы узнаете, как изображают Землю на карте.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя
— Какова наша Земля по форме?
— У меня в руках глобус. Глобус-уменьшенная модель Земли. Как и Земля, глобус имеет форму шара.
Линии на глобусе, которые соединяют Северный и Южный полюса и проведены сверху вниз, называют меридианами. Линии, проведенные слева направо, называют параллелями. Меридианы указывают направление Север-Юг, а параллели — Запад — Восток. Параллели и меридианы — это воображаемые линии: их нет на поверхности Земли.
На глобусе земная поверхность уменьшена в десятки миллионов раз. Поэтому с помощью условных знаков на глобусе обозначаются лишь важнейшие объекты Земли: океаны, материки, моря, самые высокие горы, самые большие равнины, реки, города.
На глобусе можно найти изображение любого места на Земле, но в путешествия люди обычно берут с собой карту. Почему?
— Но Земля имеет форму шара, как же перенести ее на плоский лист бумаги? (Дать бумагу, предложить перенести форму шара на плоскость, дети пытаются это сделать, рассмотреть варианты.)
— Как изображают Землю на плоскости?
Географическая карта — это уменьшенное во много раз изображение на плоскости всей Земли или ее части с помощью масштаба и условных знаков.
Мнимо поделим глобус по меридиану на два полушария.
Если поверхность образованных полушарий изобразить на листе бумаги, то получим географическую карту полушарий: западной и восточной (демонстрация на карте).
— Покажите Западное полушарие, Восточное полушарие. (Все объекты дети показывают на карте и глобусе.)
— Покажите Северный полюс; Южный полюс.
— Все ли на глобусе и карте полушарий изображено одинаково? (Да, одинаково.)
— Итак, какой вывод можно сделать? (Изображения на карте и глобусе одинаковы.)
— На глобусе и карте мы видим линии, идущие от одного полюса до другого. Покажите их. Они называются меридианами.
— На глобусе и карте есть другие линии. Как они называются? (Параллели)
— Покажите самую длинную параллель.
— Где находится экватор?
— Нарисуйте экватор. Дорисуйте параллели и меридианы.
— Что общего и чем отличаются глобус и карта?
нет искажений является искажение
— Отгадайте загадку: «государства без людей, города без строений, леса без деревьев, моря без воды. Что это?». (Географическая карта)
Географическая карта — это уменьшенное во много раз изображение на плоскости всей Земли или ее части с помощью масштаба и условных знаков.
1) рассказ о цветах, которыми обозначают сушу и водоемы на карте.
— На карте с помощью разных цветов изображена вся поверхность нашей планеты.
Сушу на карте, как и на глобусе обозначают разными цветами, потому что поверхность Земли не одинакова, не ровная: низменности — зеленым, возвышенности — желтым, горы — коричневым. Водоемы обозначают синим цветом. А также по цвету можно узнать о глубине водоемов: чем темнее синий цвет, тем глубже места; светлым цветом обозначают мелкие места. Аналогично: чем выше горы, тем темнее окраска на карте они имеют.
2) рассказ о различиях между планом и картой.
— Географическая карта отображает более значительные территории, чем план. Масштаб на карте мелкий; чем больше территория, изображенная на карте, тем мельче ее масштаб; чем меньше масштаб карты, тем меньше подробностей можно на ней обозначить.
На карте, как и на глобусе, есть градусная сетка, состоящая из меридианов и параллелей. За ними определяются стороны горизонта: меридианы указывают направление с севера на юг, а параллели — с запада на восток.
3. Работа по учебнику (стр. 38-40)
Ученики отвечают на вопросы на с. 38.
— Объясните значение слова «карта».
Учитель предлагает ученикам рассмотреть карту полушарий в школьном атласе и рассказать, что на ней изображено.
— Что называют географической картой?
— Почему на ней нельзя подробно отразить местность?
— Какое направление указывают Меридианы?
— Какое направление указывают параллели?
— Какие условные знаки используют на карте?
— Как обозначают низменности, возвышения, горы, водоемы, крупные города?
— Какие бывают карты?
Учитель предлагает ученикам выполнить практическую работу на с. 39-40.
— Прочитайте и запомните выводы на с. 40.
— Какими словами вы обогатили на уроке свой словарь?
V. обобщение и систематизация полученных знаний
1. Работа с картой полушарий
— Рассмотрите карту полушарий. Каков масштаб карты? (В 1 см — 220 км)
— Покажите, где на карте полушарий находятся Северный и Южный полюса; экватор; северное полушарие; южное полушарие.
— Покажите на карте Меридианы. Какое направление они указывают? (Север-Юг)
— Покажите параллели. Какое направление они указывают? (Запад-Восток)
— На какие два полушария экватор делит Землю? (На Северную и Южную)
— Что объединяет эти линии? (Это воображаемые линии.)
— Рассмотрите условные знаки, использованные на карте полушарий.
— Расскажите, что они означают.
2. Практическая работа
Работа с физической картой Украины
— Внимательно рассмотрите физическую карту Украины. Прочитайте масштаб карты и объясните, на что он указывает. Какие условные знаки есть на карте? Что они означают?
— Найдите на карте столицу Украины — город Киев. Определите, в каком направлении от Киева находится местность, где вы живете.
— Пользуясь физической картой Украины, определите расстояние от Харькова до Киева.
Расстояние между городами на карте.
— Пользуясь физической картой Украины, определите расстояние от Полтавы до Харькова.
Расстояние между городами на карте.
3. Игра»пять предложений»
Ученики в пяти предложениях формулируют усвоенные на уроке знания.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
— Можно ли изобразить Землю на карте?
— Кто легко ориентируется по карте?
— Как на картах обозначают поверхность Земли?
— Что называют географической картой?
Масштаб используют на картах?
— Какие линии указывают направление север — юг, а какие — запад — восток?
— Почему масштаб на карте полушарий меньше, чем на карте Украины?
— На какой из карт — полушарий Земли или Украины-будет изображено больше объектов земной поверхности? Почему?
— Какое значение имеют географические карты в жизни и хозяйственной деятельности человека?
— Правильно ли, что карта-источник важных знаний о поверхности Земли. Почему?
— Для чего людям нужны географические карты? Приведите примеры.
— Для чего на картах используются условные линии экватора, параллели и меридианы? Объясните.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект окружающий мир 4 класс МАСШТАБ
Конспект окружающий мир 4 класс ПЛАН МЕСТНОСТИ
Конспект окружающий мир 4 класс ЭКСКУРСИЯ. ИЗУЧЕНИЕ ЛИНИИ ГОРИЗОНТА И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ КОМПАСА
Конспект окружающий мир 4 класс ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СОЛНЦА, КОМПАСА И МЕСТНЫХ ПРИЗНАКОВ
Конспект окружающий мир 4 класс ГОРИЗОНТ. СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА
Конспект окружающий мир 4 класс ПРОВЕРЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Конспект окружающий мир 4 класс МОЛОЧНЫЙ ПУТЬ-НАША ГАЛАКТИКА. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ
Конспект урока по окружающему миру 3класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5437395 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.