Что изображают вступительные звуки альтов

Что изображают вступительные звуки альтов

Что изображают вступительные звуки альтов

Об этом музыкальном инструменте французский композитор Альбер Лавиньяк сказал, что он всегда готов прийти на помощь оркестру, но никогда не привлекает внимание к себе. Визуально альт легко спутать со скрипкой, но разница становится ощутима, как только он начинает звучать. Этот струнный смычковый музыкальный инструмент имеет благородный бархатный тембр, а предпочтение ему отдавали самые знаменитые музыканты мира.

Что такое альт

Смычковый струнный, относящийся к скрипичной группе инструментов, альт значительно крупнее скрипки. Но техника игры сходная. Поэтому детей не учат игре на этом инструменте. К нему приходят уже в юношеском или взрослом возрасте с навыками игры на меньшем представителе струнных, способностью к хорошей вибрации.

Что изображают вступительные звуки альтов

Чаще всего на альте играют люди с крупным телосложением и с крупными кистями рук. Наиболее востребованная сфера применения – струнные, камерные и симфонические оркестры.

Устройство инструмента

Альт и скрипка, действительно, похожи. Конструкция имеет верхнюю и нижнюю деку, гриф, струны и «эфы», как у младшего «собрата». Смычок альта тяжелее, его длина 74 сантиметра. Корпус по форме похож на скрипичный, но его размер варьируется от 35 до 43 сантиметров. У массивных альтов звучание интенсивное, насыщенное. Четыре струны изготавливаются из стали или из жил, как несколько веков назад, покрывают металлической оплеткой.

Инструмент выполнен из ценных пород дерева, чаще всего из клена. От повреждений поверхность защищает маслянистый лак. Лицевая часть или верхняя дека изготавливается из еловых пород, на ней делается вырез в виде буквы «f». Из них выходит звук, который извлекается при помощи смычка. Музыкант им водит по струнам, зажимая их пальцами.

Отличие от скрипки, виолончели, контрабаса

Все четыре инструмента относятся к одной группе струнных скрипичных. Главное их отличие друг от друга – звучание. От скрипки альт отличается только размерами. Конструкция один в один, но звук у нее более мощный, яркий, пронзительный.

Виолончель тоже отличается от альта размером, он крупнее. На нижней части деки есть шпиль, который музыкант упирает в пол во время игры. Без этого инструмента не обходится ни один струнный оркестр.

Контрабас самый большой представитель «семейства» струнных смычковых. Его высота около двух метров. Его звучание еще более низкое, а в современных моделях может быть добавлена пятая струна, которая позволяет извлекать пониженные до контроктавы звуки.

Что изображают вступительные звуки альтов

История альта

В XVI веке большой популярностью пользовались виолы – инструменты, чем-то напоминающие современный альт. Над совершенством формы последнего трудился знаменитый Страдивари, его гению принадлежат лучшие образцы. Музыканты несправедливо пренебрегали использованием новинки, предпочитая виолы. Они тогда переживали период расцвета.

В течение двух веков альт завоевывал мир, конкурируя с предшественником. Итальянские мастера, популяризируя свой инструмент, смогли доказать музыкальному сообществу, что резонансный насыщенный звук и диапазон придает общей оркестровой картине ноты, которые нельзя извлечь из других инструментов. При помощи них в мелодиях можно ярче передать грусть, мольбу, скорбь.

Старинные образцы инструмента не только хранятся в музеях, они активно используются ведущими музыкантами мира.

Что изображают вступительные звуки альтов

Звучание альта

Особенность звучания альта заключается в строе, который не соответствует размеру. В соответствие со стандартами, корпус инструмента должен быть больше на 10 см. Из-за такого несоответствия он звучит в более низком регистре. Диапазон альта менее подвижен, чем у других струнных смычковых представителей. В оркестре его используют для воспроизведения нейтральных и средних частот.

Строй инструмента на квинту ниже скрипичного, от виолончельного он выше на целую октаву. Звучание струн соответствует четырем нотам: «до», «соль», «ре», «ля». Из-за ограниченности диапазона (от «до» малой октавы до «ре» третьей октавы) альт редко используют соло. Он всегда стоял обособленно в оркестре, считался второстепенным, уступая место виолончели и скрипке.

В последнее время современные композиторы больше уделяют ему внимания, расширяя нотную библиотеку не только эпизодными вступлениями альта, но и сольными произведениями.

Что изображают вступительные звуки альтов

Интересные факты

В 70-е годы прошлого столетия знаменитый музыкант Юрий Башмет купил альт, изготовленный в середине XVIII века Паоло Тасторе в Италии. Чтобы приобрести уникальный шедевр, ему пришлось играть на дискотеках.

Есть и другие интересные факты, связанные с этим инструментом:

Что изображают вступительные звуки альтов

Самые великие композиторы в разные времена виртуозно владели альтом. П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович выделяли в своих знаменитых произведениях для него важные партии. Сегодня родоначальник скрипичного семейства продолжает свое шествие по истории музыки. Россияне могут гордиться тем, что лучшим альтистом современности признан Юрий Башмет, который переиграл более 200 произведений, а на своих концертах выступает с шедевром, который когда-то держал в своих руках В.А. Моцарт.

Источник

Что изображают вступительные звуки альтов

Музыкальный инструмент: Альт

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему. Альт – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Историю альта и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.

Что изображают вступительные звуки альтов

Фото:

Что изображают вступительные звуки альтов Что изображают вступительные звуки альтов

Что изображают вступительные звуки альтов Что изображают вступительные звуки альтов

Интересные факты

Что изображают вступительные звуки альтов

Популярные произведения для альта:

Конструкция альта

Что изображают вступительные звуки альтов

Внешне альт очень похож скрипку , отличие лишь в том, что он по размеру немного больше скрипки.

Альт имеет четыре струны, которые настраиваются на квинту ниже, чем струны скрипки.

У альта нет такого понятия, как «полный», размер его может варьироваться от «просто больше, чем скрипка» до массивных альтов. Стоит заметить, чем больше альт, тем звук его более насыщенный. Однако музыкант выбирает тот инструмент, на котором ему удобно играть, все зависит от комплекции исполнителя, длины его рук и размера кисти.

Сегодня альт становится все более признанным инструментом. Производители продолжают экспериментировать с различными формами, чтобы максимизировать его уникальные звуковые качества и создавать новые. Например электрический альт не имеет акустического корпуса, так как нет необходимости, ведь звук появляется с помощью усилителей и микрофонов.

Применение и репертуар

Альт в основном используется в симфоническом оркестре и, как правило, в его состав входит от 6 до 10 инструментов. Ранее альт очень несправедливо называли «Золушкой» оркестра, ведь несмотря на то, что этот инструмент имеет богатый тембр и изысканный звук, он не получил большого признания.

Несмотря на то, что альт в основном используется в ансамблевой и оркестровой музыке, он завоевывает популярность и как солирующий инструмент. Первыми, кто вывел инструмент на большую сцену, были английские альтисты Л. Тертис и У. Примроуз.

Что изображают вступительные звуки альтов

Также нельзя не отметить имена таких выдающихся исполнителей как Ю. Башмет, В. Бакалейников, С. Качарян, Т. Циммерман, М. Иванов, Ю. Крамаров, М. Рысанов, Ф. Дружинин, К. Кашкашьян, Д. Шебалин, У. Примроуз, Р. Баршай и другие.

Нотная библиотека для альта, по сравнению с другими инструментами, не очень велика, но в последнее время из под пера композиторов выходят для него все больше и больше сочинений. Вот небольшой перечень сольных произведений, которые были написаны специально для альта: концерты Б. Бартока , П. Хиндемита, У. Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке , Д. Мийо, Э. Кройца, К. Пендерецкого; сонаты М. Глинки , Д. Шостаковича, И. Брамса, Н. Рославца, Р. Шумана, А. Хованесса, И. Дэвида, Б. Циммермана, Х. Хенца.

Приемы игры на альте

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства. Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.

История альта

Что изображают вступительные звуки альтов

История альта и так называемой скрипичной семьи тесно связаны. В прошлом классической музыки альт, хоть им и пренебрегали во многих аспектах, играл довольно важную роль.

Из старинных рукописей эпохи средневековья мы узнаем, что родиной струнно-смычковых инструментов была Индия. Инструменты путешествовали с торговыми людьми по многим странам мира, сначала попали к персам, арабам, народам Северной Африки и затем в восьмом веке в Европу.

Скрипичная семья альта появилась и начала развиваться приблизительно в 1500 годах в Италии от предыдущих смычковых инструментов. Форма альта, как это сегодня говорят, не была изобретена, она стала результатом эволюции предшествующих инструментов и экспериментов разных мастеров по достижению идеальной модели.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Альт

Источник

Конспект урока музыки на тему «Живая сила традиции» (8 класс)

Что изображают вступительные звуки альтов

Что изображают вступительные звуки альтов

Урок 3. Живая сила традиции

Планируемые результаты учебной деятельности:

— выявление связей произведений искусства с традициями, с общей историей культуры.

— укрепление интереса к отечественной истории, культуре, традициям.

— осознание личности сказителя, летописца, хранителя традиций на примере героя оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» Пимена.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о необходимости бережного отношения к традициям в культуре, истории, искусстве, музыке.

Изобразительное искусство: В. Васнецов. «Нестор-летописец»; Н. Рерих. «Баян»; И. Билибин. «Келья в Чудовом монастыре». Эскиз декорации к 1-й картине I действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»; В. Васильев. «Келья Пимена».

Литература: А. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис Годунов».

Музыка: М. Мусоргский. Монолог Пимена из I действия оперы «Борис Годунов» (№ 3 аудиоприложения).

Виды деятельности учащихся: Беседа о необходимости сохранений традиций в искусстве. Смысловое вдумчивое прослушивание монолога Пимена из оперы «Борис Годунов». Сравнительный анализ музыки монолога и картин с изображением летописцев, баянов, сказителей. Разучивание и исполнение песни.

Формы педагогического контроля. Контроль участия в беседе о традициях в искусстве, о связи искусства с историей, о развитии культуры человечества. Контроль выразительного чтения вслух и понимания смысла монолога Пимена. Контроль аналитических навыков при обсуждении текста монолога и после прослушивания фрагмента оперы Мусоргского. Контроль навыков сравнительного анализа слов, репродукций живописных картин и музыки. Контроль качества пения. Контроль знания истории создания и содержания оперы «Борис Годунов».

1. О традиции в музыке

И сокровенный изначальный миг,

Открылся предо мной.

И я постигнул, что моё рожденье

Нанизано на нить рождений прежних;

Так зрелище в одном себе хранит

Поток других, невидимых творений.

Р. Тагор (Фрагмент из стихотворения)

Учитель анализирует с учениками эти важные строки, выявляет их главную мысль — опору и жизненных процессов, и явлений искусства на вековые традиции, их связь с прошлым и настоящим, выстраивание единой цепи от прошлого к будущему.

— На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда.

Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это непреложный (не подлежащий сомнению, неоспоримый) закон: так всегда было и так будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.

Что за таинственное «прошлое», дающее живую силу всему, что с ним соприкоснётся?

И связано ли оно с каким-то конкретным временем, одной какой-нибудь великой эпохой или веком?

2. Хранители памяти, истории, традиций

Раньше, когда хотели отметить особое достоинство какого-либо человека, о нём говорили: «старинный человек». Такие «старинные люди» встречались не только среди убелённых сединами старцев, но и среди людей молодых. Они отличались некоей печатью «нездешности», несовременности – они не были какими-то смешными чудаками, но им как будто было известно неизмеримо большее, чем всем остальным людям. Именно из их числа нередко выходили пророки и поэты, постигшие самые глубокие тайны.

Что изображают вступительные звуки альтов Что изображают вступительные звуки альтов

В. Васнецов. Нестор-летописец Н. Рерих. Баян

Летописи и предания, книги и партитуры, художественные полотна и храмы – всё это создавалось такими «старинными людьми», хранителями памяти истории и культуры человечества. Не случайно именно память, божественная Мнемозина, согласно древнему мифу, стояла у истоков искусства.

Возможно, именно поэтому каждое великое произведение, как бы точно и полно оно ни отражало своё время, всегда говорит нам о большем – и о неведомых временах, которые не уйдут никогда, пока жива человеческая память, и о нетленных ценностях, которые не изменяются и не предают, ибо временам неподвластны.

3. М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»

Работу над оперой «Борис Годунов» М. Мусоргский начал в октябре 1868 г., используя для либретто текст трагедии А. Пушкина «Борис Годунов» и материалы «Истории государства Российского» Н. Карамзина.

Сюжет повествует о периоде правления царя Бориса Годунова c 1598 по 1605 г. В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

Опера была завершена в конце 1869 г. и представлена в Дирекцию Императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке. Мусоргский внёс ряд изменений, в частности ввёл «польский» акт с новой героиней Мариной Мнишек, а также добавил финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя. Премьера состоялась в 1874 г. на сцене Мариинского театра в Петербурге. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 г. она была снята с репертуара.

Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869, 1872 гг.), две редакции Н. Римского-Корсакова (1896, 1908 гг.), редакция и оркестровка Д. Шостаковича (1940 г.).

Прослушайте монолог Пимена из 1-й картины I действия.

В сцене в келье зрители оперы постепенно замечают, что Пимен на сцене не один, через некоторое время после его монолога просыпается и даёт о себе знать молодой чернец Григорий Отрепьев. Их диалог построен на контрасте степенных интонаций Пимена и напряжённых, взвинченных фраз Григория. Если удел Пимена — ведение летописи из года в год, то Гришка стремится к быстрому достижению цели, он хочет стать знаменитым, богатым, мечтает о власти. Все попытки Пимена обуздать его темперамент ничего не дают. В голове у Гришки созревает дерзкий план — назваться царевичем Димитрием и завладеть русским троном.

5. Итог урока (Вывод)

Жить не только сегодняшним днём, но всей памятью прошлого – памятью истории, культуры, национальных традиций – это не просто показатель образованности, это примета образа мыслей человека, всего строя его личности.

1. Как ты думаешь, почему современные люди нуждаются в музыке прежних эпох?

2. Возможно ли, по-твоему, появление музыкального произведения, абсолютно свободного от любых влияний? Поясни свой ответ.

3. Послушай Монолог Пимена из 1-го действия оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Каким предстаёт в музыке образ летописца-отшельника?

4. Как сам Пимен характеризует значение своей летописи? Найди в его монологе слова, подтверждающие такое значение:

Что изображают вступительные звуки альтов Монолог Пимена

Ночь. Келья в Чудовом монастыре

(пишет перед лампадой)

Ещё одно, последнее сказанье –

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдёт мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду –

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомкам православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за тёмные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною –

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходит до меня,

А прочее погибло безвозвратно…

Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье.

5. Что отличает характер музыкального звучания – контрастность или выдержанность одного состояния? Объясни свой ответ.

6. Присутствует ли звукоизобразительность в партии оркестра? Что изображают вступительные звуки альтов?

7. Внимательно рассмотри эскиз декорации «Келья в Чудовом монастыре» И. Билибина. Известно ли тебе, кто из персонажей трагедии, помимо Пимена, изображён художником? Какова роль этого персонажа в дальнейшем развитии оперы Мусоргского?

Что изображают вступительные звуки альтов

И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.

Эскиз декорации к первой картине I действия

оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

8. Каких известных тебе героев художественных произведений можно назвать «старинными людьми» и почему? В чём заключается их особая мудрость? В «Дневнике музыкальных размышлений» запиши ответ на этот вопрос.

Краткое содержание оперы «Борис Годунов»

П р о л о г. 1-я картина происходит на заполненном народом дворе Новодевичьего монастыря под Москвой. Пристав требует, чтобы все стали на колени и молили Бориса Годунова венчаться на царство. Вышедший к народу дьяк Щелкалов сообщает, что Борис и слышать не желает о троне. К монастырю подходят калики перехожие. Они призывают молиться за избрание на царство Бориса.

2-я картина. Царское коронование на площади в Московском Кремле. Под колокольный звон бояре шествуют в Успенский собор. Народ по приказу боярина Шуйского славит царя. Появляется Борис. Его гнетут зловещие предчувствия.

I д е й с т в и е. 1-я картина. В келье Чудова монастыря монах-летописец Пимен пишет летопись. Проснувшемуся молодому послушнику Григорию Отрепьеву он рассказывает, что Борис Годунов виновен в гибели законного наследника престола царевича Димитрия. Оброненное замечание, что Григорий с царевичем были бы ровесниками, рождает в голове Отрепьева дерзкий план назваться Димитрием.

2-я картина. Корчма на литовской границе, куда забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил, с ними вместе — Григорий. Гости пьют вино, шутят и поют песни. Григорий спрашивает у хозяйки дорогу в Литву. Появляются два пристава: они ищут бежавшего из Чудова монастыря «недостойного чернеца Григория». Григорий, спасаясь бегством, выскакивает в окно. Все бросаются за ним.

II д е й с т в и е. Царский терем в Кремле. Борис утешает дочь Ксению, горюющую об умершем женихе, разговаривает с сыном Феодором. Но ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича. Князь Шуйский приносит весть о появлении в Литве самозванца. Борис расспрашивает его о подробностях гибели царевича; он в смятении, в углу его комнаты ему мерещится призрак убитого младенца.

III д е й с т в и е. 1-я картина. Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Она хочет пленить Самозванца, чтобы занять престол московских царей. Склоняет к этому Марину и её «духовный отец» — тайный иезуит Рангони, убеждая будущую царицу обратить «москалей» в католическую веру. Марина колеблется, но Рангони угрожает ей церковным проклятием.

2-я картина. Лунной ночью в саду Сандомирского замка Самозванец мечтает о Марине. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к панне. По саду в торжественном полонезе проходит шумная толпа весёлых гостей. Самозванец скрывается за деревьями. Все уходят в замок, но Марина возвращается в сад. Хитростью и лаской Марина разжигает в нём чувство любви. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и взойдёт на престол. Звучат страстные любовные признания.

IV д е й с т в и е. 1-я картина. Москва, площадь перед собором Василия Блаженного. Собравшийся народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и надеется на скорое избавление от Борисова произвола. Вбегает Юродивый, за ним — толпа мальчишек. Они дразнят и доводят его до слёз. Закончилась обедня. Голодный люд в отчаянии протягивает руки к боярам, раздающим милостыню. Юродивый жалуется царю на мальчишек. Борис останавливает бросившуюся к Юродивому стражу и просит помолиться за него. «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит», — отвечает Юродивый.

2-я картина. Боярская дума в Грановитой палате Кремля. Шуйский рассказывает о тайных страданиях царя. Появляется Борис. Приведённый Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой царевича Дмитрия. Царь падает без чувств. Очнувшись, он зовёт сына Феодора и, едва успев произнести последние напутствия, умирает.

3-я картина. Народ на лесной дороге под Кромами, близ литовской границы, расправляется с царским воеводой — боярином Хрущовым, устраивая ему шутовское «венчание на царство». Тут и Мисаил с Варлаамом. Они призывают всех встать за законного царя Дмитрия. Толпа глумится над Хрущовым, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Появляется войско Самозванца, народ славит его и идёт за ним следом. Лишь Юродивый остаётся, предрекая нар оду новые страшные невзгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *