Что изображают на натюрморте
Натюрморт — жанр живописи, идеально отражающий внутреннюю Вселенную художника
Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа. Однако птицы, животные или люди в натюрморте по замыслу художника играют второстепенную роль, лишь дополняют основной мотив картины.
Натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как мёртвая природа. Опытным знатокам искусства также хорошо известно другое, англоязычное название жанра — Still Life или неподвижная жизнь. Существует устойчивое мнение, что именно в натюрмортах и пейзажах лучше всего раскрывается внутренний мир художника. Гениальные мастера заставляют зрителя любоваться копиями простых вещей, на оригиналы которых человек в обыденной жизни не обращает никакого внимания.
История натюрморта
Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в XVII веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На храмах и гробницах Древнего Египта среди сюжетов подношения даров богам часто встречаются легко узнаваемые неодушевленные вещи. Неизвестные художники не пытались изобразить их максимально реалистично, но стремились четко обозначить важность каждого нарисованного предмета.
На сохранившихся до наших дней настенных росписях и мозаиках античных мастеров неодушевленные вещи нарисованы более детально. Художники Древней Греции и Рима научились мастерски отображать в своих творениях разные оттенки объектов, но сюжеты с обычными предметами имели исключительно декоративное значение. Изображениями цветов, фруктов или животных в то время украшали отдельные элементы интерьера в домах (ниши, стены жилых и общественных зданий).
В XV-XVI веках натюрморт еще не рассматривался художниками в качестве полноценного жанра станковой живописи. Обыденные вещи были только частью (причем — второстепенной) общей композиции произведения на историческую или религиозную тематику. А отдельные изображения неодушевленных предметов использовались только для декоративного оформления обстановки дома или предметов мебели.
Но уже в XVII веке натюрмортная живопись стала полноценным жанром искусства. Это произошло в крупнейшем центре торговли Северной Европы — Нидерландах. И огромную роль в свершившемся событии сыграли знаменитые «малые голландцы». Чаще других к этой тематике обращались следующие мастера станковой живописи:
Основные поджанры натюрморта
В те времена в Голландии на рынке живописи царила жесткая конкуренция. Художники стремились до идеала отточить собственное мастерство и очень часто сознательно выбирали узкую тематику для своих произведений. Тогда же появились основные поджанры натюрморта:
Широкие возможности для новаторского осмысления натюрморта появились в конце XIX — в начале XX века. Выдающиеся мастера многочисленных новых стилей не боялись проводить смелые эксперименты. К натюрмортной тематике обращались величайшие художники того времени — Поль Сезанн (Paul Cézanne), Поль Гоген (Paul Gauguin), Анри Матисс (Henri Matisse). Жанр в разной степени присутствует в произведениях многих направлений искусства:
После Второй Мировой войны натюрморт грациозно проник в новые стили искусства: поп-арт, фотореализм и неопоп. У этого жанра определенно есть будущее и в наступившем XXI веке.
Известные мастера натюрморта
Простое перечисление всех художников, внесших весомый вклад в становление и развитие жанра натюрморта, займет несколько страниц. Только среди «малых голландцев» можно найти 2-3 десятка мастеров, хорошо известных широкому кругу ценителей искусства. Автор этой статьи заранее просит прощения у читателя за то, что вынужден ограничиться описанием в этом разделе ничтожно малой части достойных представителей жанра:
За многие годы человеческой истории натюрморт не раз переживал взлёты и падения. У этого жанра — увлекательное прошлое, яркое настоящее и достойное будущее в мировом изобразительном искусстве. На аукционах портала Very Important Lot посетители всегда могут найти картины на любую тематику. А также на нашем сайте вы можете приобрести картины напрямую у современных художников и стать счастливым владельцем творений мастеров разных эпох и стилей.
Тайные символы на натюрмортах: О чём могут рассказать фрукты, цветы, свечи и другие предметы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Фрукты
Натюрморт итальянского художника эпохи барокко Караваджо изображает обычную корзину с фруктами, которая драматически выдвинута на передний план композиции с предельным реализмом. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что некоторые плоды гниют и поедаются червями, что может тонко раскрыть чувства художника по поводу продолжающейся протестантской реформации и католической контрреформации в Италии.
2. Memento Mori
Натюрморты vanitas, прославленные голландскими и фламандскими художниками XVI-XVII веков, выражают скоротечность жизни и тщетность материализма. Эта традиция также служила оправданием для рисования красивых и дорогих предметов вместо более откровенных нравоучительных сюжетов. Одним из наиболее тяжёлых символов, появляющихся в натюрмортах vanitas — это череп, который является ярким напоминанием о неизбежности смерти. Такой символ называется Memento Mori.
Ранний современный художник Поль Сезанн был известен тем, что экспериментировал с формой, цветом и перспективой в своих натюрмортах. Он начал включать черепа в свои композиции в течение последнего десятилетия своей жизни, возможно, указывая на растущее осознание своей собственной смертности.
3. Свечи
Постимпрессионистский натюрморт Винсента ван Гога с Библией проще и мрачнее его более известных работ. Ван Гог написал его незадолго до смерти своего отца, который был протестантским священником. На картине изображены потухшая свеча, библия, принадлежавшая его отцу, и современная светская книга. Рядом с двумя соседними книгами свеча может намекать на то, что художник пытался и не смог стать священником, как его отец, или она может относиться к надвигающейся смерти его отца.
4. Цветы
Рашель Рюйш была художницей натюрморта голландского Золотого века, получившей мировую известность благодаря своим тщательно продуманным и микроскопически детализированным натюрмортам с цветами. Она нарочно рисовала комбинации цветов, которые, в действительности, не могли все цвести в одно и то же время года. Это происходит потому, что каждый букет Рашель был тщательно разработан, чтобы раскрыть широту знаний, будь то передаваемые в конкретных типах цветов или их состоянии цветения.
5. Ракушки
Помимо того, что ракушки ассоциируются с женственностью, они могут символизировать рождение и удачу. В христианстве ракушки также символизируют крещение и воскресение. Раковины морских гребешков особенно ассоциируются со Святым Иаковом, одним из двенадцати апостолов Иисуса Христа, и концепцией паломничества. Устрицы были особенно популярны в натюрмортах голландского Золотого века и в то время не считались роскошной пищей. Как и другие раковины, они символизируют рождение и плодородие. Жемчуг является символом чистоты и совершенства. Спрятанная между раковинами устрицы, жемчужина представляет собой скрытое знание и осознание.
6. Зеркала
Натюрморт Роя Лихтенштейна с зеркалом исследует многовековую традицию через призму поп-арта конца девятнадцатого века. Предметы натюрморта Лихтенштейна, в том числе зеркало и корзина с фруктами, являются традиционными символами, которые зрителям предлагается рассматривать в современном контексте явлений массовой информации и поп-культуры.
7. Насекомые
В этом голландском натюрморте Золотого века Бальтазара ван дер Аста множество крошечных насекомых появляется по всей композиции. Хотя их включение и размещение может показаться случайностью, на самом деле это очень преднамеренно. Каждое насекомое обращает внимание на надвигающееся гниение плодов и цветов, которое из-за инвазии уже идёт полным ходом. Неизбежность разложения и смерти ещё больше подчёркивается опрокинутой корзиной и зловеще парящей над сценой стрекозой.
8. Музыкальные инструменты
Кубистическая мандолина и гитара Пабло Пикассо смело игнорируют большинство условностей натюрморта и его традиционной иконографии. Тем не менее, все же стоит рассмотреть символику струнных инструментов Пикассо — они могут представлять шум современной жизни или быстротечность стремительно развивающегося мира искусства двадцатого века.
9. Мёртвые животные
В этом испанском бодегоне начала семнадцатого века Хуан Санчес Котан использует мёртвую дичь, чтобы продемонстрировать противоречивые склонности человечества к мрачному и прекрасному. Такие картины могут также представлять удовольствие и удовлетворение от охоты, очарование добывания товаров или хрупкие отношения между людьми и природой.
10. Серебро и золото
Включение драгоценных металлов в натюрморты может продемонстрировать мастерство художника в точном изображении отражающих текстур или коллекции дорогих предметов мецената. В натюрморте vanitas золотые и серебряные украшения могут усилить напряжение между материализмом и моралью. В религиозных контекстах золото может указывать на то, что что-то является драгоценным, священным или долговечным. Подобно зеркалу, серебро может отражать душу человека по позитивным или негативным причинам. Золотые и серебряные предметы в натюрмортах также могут иметь националистическое значение, либо представляя особенности родины человека, либо демонстрируя его культурный опыт в международной торговле и путешествиях.
Натюрморт эпохи позднего барокко с серебром работы Александра-Франсуа Депорта представляет собой богато детализированную композицию предметов роскоши, принадлежавших владельцу картины. Депорту часто поручали королевские особы и элиты писать декоративные натюрморты своих обширных коллекций предметов, подчёркивая богатство покровителей и явно французский вкус.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Натюрморт: эстетика простых вещей.
Однажды, чтобы помочь ученице с изображением прозрачных предметов, я поставила натюрморт с 10-литровой бутылью, в которых привозят воду для кулера. Многих учеников такая постановка удивила: что это? Это же некрасиво!
Мало того, у многих есть убеждение, что сами предметы бывают достойные изображения художника и совсем не подходящие для этой цели. Давайте разберёмся, почему так происходит и каким образом чувство прекрасного формируется в начинающих художниках и любителях искусства.
Иногда красота скрыта в самых простых вещах: в отражениях на глянцевой поверхности керамической чашки, в прозрачных цветных тенях от стеклянных сосудов, в сетке падающих теней от комнатного цветка на поверхности стола. Настоящая красота не в названии и идентификации предметов, а в умении видеть их каждый раз по-разному, видеть и изображать необычно, интересно, впечатляюще.
Замечательный советский график Дмитрий Исидорович Митрохин часто рисовал простые, незатейливые предметы и объекты, но сколько в этих рисунках красоты, смысла, настоящей, не глянцевой, эстетики!
Тут важно всё: помимо классических рисунка и живописи, станковая и декоративная композиция учит выражать авторскую идею в рисунке ясно и просто; стилизация помогает создавать интересный визуальный образ, корректный идее и её воплощению; цветоведение и колористика учат управляться с цветовыми гармониями и контрастами, грамотно использовать символику цвета. Всего за раз и не перечислить. Словом, вариаций бессчетное множество!
Натюрморт – беседа живописца с натурой
К расота в мелочах. Чтобы взяться за кисть и краски, необязательно выбираться на природу или искать некую экзотическую идею. Вдохновение ждёт нас прямо здесь и сейчас – в спальне на подоконнике, на кухне, среди привычных вещей. Оно притаилось в вазе с цветами, корзине фруктов или атмосфере обычного семейного ужина. Посмотрите на окружающую обстановку свежим взглядом – здесь немало предметов, которые достойны оказаться на полотне. «Тихая жизнь» (stilleven) – именно так с голландского переводится натюрморт – художественное изображение предметов быта. Есть и другая трактовка: «мёртвая, неодушевлённая природа» (от французского nature morte).
Более поэтично выразился К. С. Петров-Водкин в книге «Пространство Эвклида»: «Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой». Давайте проследим развитие этого жанра, разберёмся в его разновидностях и оценим примеры произведений.
Какие виды натюрморта существуют
Перед тем, как сесть за мольберт, художник композиционно располагает необходимые предметы в интерьере в соответствии со смысловой задачей. Это обязательно неподвижные объекты в реалистичном пространстве. В зависимости от того, какими они могут быть, выделяют множество типов натюрморта:
Виды натюрморта не ограничиваются перечисленными. Можно выделить и более узкие типы: винный, музыкальный, овощной, рыбный, цветочно-фруктовый. Кроме того, есть художники, которые работают на стыке жанров, например, располагая неодушевлённые предметы рядом с животными или вписывая их в пейзаж.
История натюрморта: от древности до современности
В искусстве Древней Греции и Востока виды неодушевлённой натуры использовали как часть композиции. В эпоху Возрождения благодаря вниманию творческих людей к материальному миру натюрморт становится самостоятельным жанром.
Значительное распространение получил в конце 16-го – начале 17-го столетия в Испании, Голландии, Италии, Германии, Бельгии. В 18-м веке мастера предпочитают рисовать портреты, исторические и батальные сцены. Второе рождение натюрморт переживает в 19-м столетии на полотнах постимпрессионистов, для которых мир вещей становится основой понимания бытия. В России интерес к этому жанру появляется в этот же период, однако авторы обращаются к нему больше эпизодически. Развитие множества художественных течений в 20-м веке влечёт за собой переосмысление натюрморта. Здесь и импрессионистическая выразительность, и социальный подтекст, и отсылки к народному творчеству, и экспериментальное колористическое богатство, и наполненность революционной патетикой.
Сейчас авторы не стеснены строгими рамками. Они экспериментируют над языком цвета, света, формы, композиции, содержания и смысла. В 1970-х, бросая вызов абстрактному искусству, зарождается фотореализм. За основу художники берут не жизнь, а бытовую, любительскую фотографию. На картинах мы видим обезличенную и банальную повседневность. Нет сомнений, что жанр будет развиваться и вдохновлять ещё не одно поколение творческих людей. Кто знает, может, и ваши будущие картины войдут в золотую коллекцию?
Известные художники и картины
Отношение к жанру в разные эпохи менялось. Он то переживал невиданный расцвет, то жался в сторонке, уступая место другим направлениям. Однако более чем за четыре столетия его существования великие художники создали множество творений, которые отзываются в нашем сердце до сих пор.
Одним из «первопроходцев» был голландский художник Питер Клас (ХVII век). Пристальное внимание он уделял световоздушной среде и богатству оттенков. Его работы можно разделить на два направления: «Завтраки, банкеты» и «Ванитас». Например, оцените «Ромер, табак, курица, сельдь и частично очищенный лимон…», «Натюрморт Vanitas с автопортретом».
Ян Давидс де Хем (XVIII век) и Франц Ксавер Адреас Петтер (XIX век) прославились сочными цветочно-фруктовыми композициями («Цветочный букет в стеклянной вазе, распятие и мёртвая голова», «Цветочный натюрморт с попугаем»). Основателем стиля пуантилизм, который предполагает создание произведений отдельными мазками и точками, стал Жорж-Пьер Сёра. Его работы, признанные в XIX веке иконой живописи, разительно отличаются от полотен предшественников («Ваза с цветами»).
Нельзя не вспомнить и о ярких представителях постимпрессионизма – Поле Сезанне (XIX – начало XX вв.) и Винсенте Ван Гоге (XIX в.). Первый для составления композиции часто использовал глиняные кувшины, лук, яблоки, груши, бутылки вина и драпировки в холодных тонах («Яблоки и салфетка», «Натюрморт с фруктами», «Имбирь, кувшин и баклажаны»). Для Сезанна характерны и изображения букетов («Хризантемы», «Георгины в вазе из делфтского фарфора»). Ван Гог уделял флористике ещё больше внимания («Японская ваза с розами», «Ирисы», «Ваза с подсолнухами», «Маки»).
Среди русских мастеров к этому жанру обращались Исаак Левитан («Лесные фиалки и незабудки»), Илья Репин («Яблоки и листья»), Иван Крамской («Букет цветов. Флоксы»), Казимир Малевич («Натюрморт»). Сюрреалисты – Сальвадор Дали, Рене Магритт, Джорджо Моранди – тоже отдали дань изображению неодушевленных предметов.
Новыми красками «мёртвая природа» заиграла с развитием в XX столетии рекламы. С помощью характерных приёмов Энди Уорхол и Джеймс Розенквист высмеивали потребительский ажиотаж («Сто банок с супом «Кэмпбелл», «Время белого хлеба»).
А каких авторов выделили бы вы? Давайте прямо сейчас нарисуем то, что под рукой! Тем и удобен жанр: не нужно выбираться из дома в промозглую погоду или организовывать пленэр под палящими лучами солнца. Да и объект не норовит ежеминутно поменять положение. Недаром натюрморт – один из признанных учебных жанров. Кстати, чтобы развить свои способности, наша школа предлагает курсы рисования для детей и взрослых. Совершенствуйтесь и творите!
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.