Что изначально называлось словом спам
Спам: история появления, последние тенденции. Справка
Первоначально слово SPAM появилось в 1936 году. Оно расшифровывалось как SPiced hAM (острая ветчина) и было товарным знаком для мясных консервов компании Hormel Foods. Всемирную известность в применении к назойливой рекламе термин SPAM получил благодаря знаменитому скетчу с одноименным названием из известного шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» (1969 год). Смысл скетча сводился к тому, что в одном кафе все блюда в меню содержат SPAM, некоторые даже по нескольку раз. Когда главный герой скетча, пришедший в это кафе вместе с женой, просит принести ему блюдо без SPAMа, официантка предлагает ему блюдо с «небольшим количеством SPAМа». Посетитель возмущается, и хор викингов, сидящих за соседними столиками, начинает петь хвалебную песню SPAMу. В конце скетча жена героя восклицает: «Я не люблю SPAM! В общей сложности это слово упоминается в скетче более ста раз.
По другой версии, после Второй мировой войны остались огромные запасы данных консервов, которыми снабжались американские солдаты. Для того чтобы сбыть свою продукцию, компания Hormel Foods провела первую в своем роде рекламную кампанию. Слово SPAM бросалось в глаза на каждом углу, с витрин всех дешевых магазинов, оно было написано на бортах автобусов и трамваев. Это слово можно было прочесть на фасадах домов и в газетах, реклама консервов SPAM беспрерывно транслировалась по радио.
В 1986 году в конференциях Usenet (компьютерная сеть, используемая для общения и публикации файлов) появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Заголовок гласил: «Заработай кучу денег», а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством продолжал дублировать свои тексты, и они настолько надоели подписчикам, что их стали сравнивать с рекламируемыми в скетче консервами. Так за словом «спам» закрепилось новое значение, позднее перешедшее в компьютерную терминологию для обозначения назойливых рекламных рассылок.
Как считают специалисты, первый случай массовой несанкционированной рассылки электронных писем в России был отмечен 19 августа 1991 года: во время августовского путча директор «Релком» Алексей Солдатов распространил через электронную почту всем своим клиентам обращение Бориса Ельцина.
Наиболее распространенные виды спама
К наиболее распространенным видам спама относятся реклама законной и незаконной продукции, антиреклама, «нигерийские письма» и «фишинг».
Кроме этого, с помощью спама происходит массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы и вредоносные программы.
По данным «Лаборатории Касперского», пять основных тематик покрывают около 50% всего потока спама, как в Рунете, так и в Интернете в целом: спам «для взрослых», здоровый образ жизни и медикаменты, компьютеры и Интернет, личные финансы, образование. Состав тематических «лидеров» практически не меняется в течение последних нескольких лет и не зависит от региона распространения спама.
Последние тенденции
Согласно данным «Лаборатории Касперского», начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис, достигший России в начале осени, оказал влияние на спам-бизнес, что выразилось в изменении структуры спама: меньше стало рекламы реальных товаров и больше спама криминализированного. Так, по итогам 2008 года доля спама составила в среднем 82,1%, что на 2,1% выше, чем в 2007 году. Выросло количество почтового спама, ориентированного на пользователей социальных сетей, и спама в социальных сетях. Кроме того, широкое распространение получил спам, провоцирующий пользователей посылать дорогостоящие SMS‑сообщения на короткие номера.
Подводя итоги 2008 года, «Лаборатория Касперского» отмечает уменьшение во втором полугодии 2008 года доли спама «Другие товары и услуги», которая характеризует количество заказов, получаемых спамерами из реального сектора экономики. В то же время почти на 10% увеличилась доля спама «для взрослых» и появилась новая тематика русскоязычного спама: копии элитных товаров.
Как подчеркивают эксперты, для привлечения внимания к услугам и товарам, рекламируемым в спаме, широко эксплуатировалась тема мирового экономического кризиса и имя нового американского президента. В то же время, «Лаборатория Касперского» отмечает тот факт, что вопреки ожиданиям, большинство писем, затрагивающих кризисную тематику, не относилось к категории «личные финансы». В них не предлагалось воспользоваться кредитами, не рассказывалось о способах быстрого заработка. Большинство писем кризисной тематики рекламировало различные антикризисные семинары. Помимо этого, тема кризиса красной нитью проходила в рекламе любых товаров и услуг.
Согласно прогнозу «Лаборатории Касперского» на 2009 год спама меньше не станет, а объем криминализированного спама увеличится. Кроме того, пользователям нужно иметь в виду, что кризис создает предпосылки для расцвета фишинга, нацеленного на клиентов банков и пользователей электронных платежных систем. В рамках усиления всех криминальных тенденций в спаме можно ожидать и новой волны рекламы ресурсов «для взрослых».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Почему спам называется спамом: неожиданная история популярного термина
В наши дни слово «спам» ассоциируется исключительно с назойливой непрошеной рекламой, а вот ещё полвека тому назад за этим словом стояла марка продуктов. Но как так вышло, что название консервов превратилось в обозначение массово рассылки сообщений?
Hormel Foods Corporation
Впервые о «спаме» мир услышал 5 июля 1937 года, когда американская компания Hormel Foods Corporation представила консервированную свинину Spam (читается как «спэм»). Новую торговую марку придумал Кен Дайно, брат тогдашнего главы Hormel Foods Corporation Джея Си. Хормела, а расшифровка этого названия, по словам Хормела, «известна лишь небольшому кругу бывших руководителей Hormel Foods». Но считается, что Spam (или SPAM) — это сокращение от «ветчины со специями» (spiced ham), основного ингредиента новых консервов.
Выход продукта на рынок сопровождался активной рекламной кампанией, в которой часто и весьма назойливо упоминалось название Spam, а затем с началом Второй мировой войны и вступлением в неё США, о «спэме» заговорили по всему миру. Свиные консервы Spam стали неотъемлемой частью рациона солдат не только армии США, но и союзников. С продукцией Hormel Foods познакомились в Великобритании и СССР, а также в странах Тихоокеанского региона, где присутствовали американские военные. В условиях боевых действий Spam был незаменимым продуктом, а вот после окончания Второй мировой войны стремление избавиться от запасов консервов сыграло с производителем продуктов злую шутку.
Компания, как и на запуске нового бренда, развернула крайне агрессивную рекламную кампанию, используя для продвижения Spam все доступны способы — в итоге миллиардная банка «спэма» была продана в 1959 году, а спустя 10 лет консервы стали ассоциироваться уже с назойливой рекламой.
В 1970 году британская комик-группа «Монти Пайтон» выпустила свой скетч под названием Spam, в котором обыгрывала ситуацию с повсеместной рекламой консервов. В ролике герои оказываются в кафе, где каждое блюдо в меню содержит «спэм», а все посетители оглушительно распевают рекламную песню Spam. Юмористическая зарисовка, отражавшая ситуацию того времени, не забылась и спустя полтора десятилетия после выхода скетча «Монти Пайтон».
В 1986 году в популярной на тот момент компьютерной сети Usenet некий пользователь Дэйв Родес стал настойчиво рекламировать финансовую пирамиду, публикуя один и тот же текст с инструкцией по «обогащению» в разных конференциях, чем достаточно быстро надоел пользователям. Аудитория быстро увидела аналогию между этими сообщениями и популярным скетчем (в 3,5-минутной зарисовке «Монти Пайтон» слово spam упоминалось 108 раз), так что назойливую рекламу прозвали в честь консервов, которые рекламировались таким же агрессивным способом.
Позднее, когда спам (в таком прочтении слово вошло в обиход в новом значении) уже превратился в способ заработка как честным, так и откровенно мошенническим путём, в Hormel Foods в судебном порядке неоднократно пытались запретить использование своей торговой марки, но не смогли этого сделать. В итоге слово spam в наши дни ассоциируется с мясными консервами SPAM, которые в множестве вариантов выпускаются до сих пор, у абсолютного меньшинства — для большей части аудитории это «мусор», который приходит на электронную почту, в социальных сетях и мессенджерах или поступает в виде звонков, но никак не популярный в середине прошлого века продукт.
Впрочем, сама реклама — это еще полбеды. Хуже, если вы перейдете по ссылке и наткнетесь на сайт мошенников. Вот несколько признаков таких сайтов. И еще несколько советов от «Лаборатории Касперского» как не стать жертвой мошенников.
Что изначально называлось словом спам
Спам (англ. spam ) — массовая неперсонифицированная рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений лицам, не выражавшим желания их получать.
Легальность массовой рассылки некоторых видов сообщений, для которых не требуется согласие получателей, может быть закреплена в законодательстве страны. Например, для сообщений о надвигающихся стихийных бедствиях, о массовой мобилизации граждан и т. п. В первую очередь термин «спам» относится к электронным письмам. Незапрошенные сообщения в системах мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) носят название SPIM (англ. Spam over IM ).
Содержание
Происхождение термина
Первоначально слово «SPAM» появилось в 1936 г. Оно расшифровывалось как SPiced hAM (острая ветчина) и было товарным знаком для мясных консервов компании Hormel Foods — острого колбасного фарша из свинины. Всемирную известность в применении к назойливой рекламе термин SPAM получил благодаря знаменитому скетчу с одноимённым названием из известного шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» (1969) комик-группы Монти Пайтон. Смысл скетча сводится к тому, что в одном кафе все блюда в меню содержат «SPAM», некоторые даже по нескольку раз. Когда главный герой скетча, пришедший в это кафе вместе с женой, просит принести ему блюдо без «SPAM», официантка предлагает ему блюдо с «небольшим количеством SPAMа». Посетитель возмущается, и хор викингов, сидящих за соседними столиками, начинает петь хвалебную песню «SPAMу», после чего скетч погружается в хаос. В конце скетча жена героя восклицает: Я не люблю «SPAM»! (англ. «I don’t like spam!» ). В титрах к именам действующих лиц также было добавлено слово «SPAM». В общей сложности это слово упоминается в скетче более ста раз. [1] [2]
По другой версии, после Второй мировой войны остались огромные запасы данных консервов, которыми снабжались американские солдаты. Для того, чтобы сбыть свою продукцию не первой свежести, компания Hormel Foods провела первую в своем роде рекламную кампанию. Слово «SPAM» бросалось в глаза на каждом углу, с витрин всех дешёвых магазинов, оно было написано на бортах автобусов и трамваев. Это слово можно было прочесть на фасадах домов и в газетах. Реклама консервов «SPAM» беспрерывно транслировалась по радио. В 1986 г. в конференциях финансовую пирамиду. Заголовок гласил: «Заработай кучу денег», а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством продолжал дублировать свои тексты, и они настолько приелись подписчикам, что их стали сравнивать с рекламируемыми в скетче консервами.
Так за словом «спам» закрепилось новое значение, позднее перешедшее в компьютерную терминологию для обозначения назойливых рекламных рассылок. По-видимому, первый случай массовой несанкционированной рассылки электронных писем в России был отмечен 19 августа 1991 года: во время августовского путча директор «Релком» Алексей Солдатов распространил через электронную почту всем своим клиентам обращение Бориса Ельцина.
Наиболее распространенные виды спама
Реклама
Некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Они могут осуществлять его рассылку самостоятельно, но чаще заказывают её тем компаниям (или лицам), которые на этом специализируются. Привлекательность такой рекламы заключается в её сравнительно низкой стоимости и (предположительно) большом охвате потенциальных клиентов. Такая незапрошенная реклама может иметь и обратный эффект, вызывая отторжение у получателей, и даже может стать синонимом навязчивой рекламы, как это случилось с ветчиной
Существует мнение, что, при правильной организации рекламных рассылок, они действительно могут увеличить продажи, не доставляя получателям особого беспокойства. Основными условиями взаимовыгодности для получателя и организатора рассылки являются:
Следует отметить, однако, что рекламные письма, рассылаемые пользователям с их согласия, по определению не являются спамом.
Реклама незаконной продукции
Антиреклама
Запрещенная законодательством о рекламе информация — например, порочащая конкурентов и их продукцию, — также может распространяться с помощью спама.
«Нигерийские письма»
Иногда спам используется для того, чтобы выманить деньги у получателя письма. Наиболее распространенный способ получил название «нигерийские письма», потому что большое количество таких писем приходило из Нигерии. Такое письмо содержит сообщение о том, что получатель письма может получить каким-либо образом большую сумму денег, а отправитель может ему в этом помочь. Затем отправитель письма просит перевести ему немного денег под предлогом, например, оформления документов или открытия счета. Выманивание этой суммы и является целью мошенников.
Более узкое название этого вида мошенничества — скам или скам 419 (по номеру статьи в УК Нигерии).
Фишинг
«Фишинг» (англ. phishing от fishing — рыбалка) — ещё один способ мошенничества с помощью спама. Он представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей. Такое письмо обычно маскируется под официальное сообщение от администрации банка. В нём говорится, что получатель должен подтвердить сведения о себе, иначе его счёт будет заблокирован, и приводится адрес сайта (принадлежащего спамерам) с формой, которую надо заполнить. Среди данных, которые требуется сообщить, присутствуют и те, которые нужны мошенникам. Для того, чтобы жертва не догадалась об обмане, оформление этого сайта также имитирует оформление официального сайта банка.
Другие виды спама
Есть также два типа массовых рассылок, которые обычно не относят к категории спама, потому что они осуществляются неумышленно. Однако они создают такие же (или даже более серьёзные) проблемы для администраторов сетей и конечных пользователей.
Таблица наиболее распространённых видов спама
Таблица наиболее распространённых видов спама на 2006 год. [4]
Спам по категориям | |
Продукты | 25% |
Финансы | 20% |
Для взрослых | 19% |
Обман и жульничество | 9% |
Здоровье | 7% |
Интернет | 7% |
Развлечения | 6% |
Духовные | 4% |
Другие | 3% |
Способы распространения
Электронная почта
Спамеры собирают e-mail адреса с помощью специального робота или вручную (редко), используя веб-страницы, конференции списки рассылки, электронные доски объявлений, гостевые книги, чаты… Такая программа-робот способна собрать за час тысячи адресов и создать из них базу данных для дальнейшей рассылки по ним спама. Некоторые компании занимаются только сбором адресов, а базы потом продают. Некоторые компании продают спамерам e-mail адреса своих клиентов, заказавших у них товары или услуги по электронной почте. Есть ещё один способ получить большой список работающих e-mail адресов: адреса сначала генерируются случайным образом по заданным шаблонам (от тысячи до миллиона), а потом просто проверяются специальной программой-валидатором на их валидность (существование).
Для рассылки спама используются подключённые к Интернет плохо защищённые или неправильно настроенные компьютеры. Это могут быть:
Для затруднения автоматической фильтрации спама сообщения часто искажаются — вместо букв используются похожие по начертанию цифры, латинские буквы — вместо русских, в случайных местах добавляются пробелы. Используются и другие приемы.
Применяются различные уловки для того, чтобы убедиться, что сообщение получено и прочитано. Среди них:
Если спамеры получают подтверждение, что почтовый адрес действительно используется, то поток спама может увеличиться многократно.
Usenet
Многие группы новостей
Мгновенные сообщения
С развитием служб доставки мгновенных сообщений, спамеры стали их использовать для своих целей. Многие из этих служб предоставляют список пользователей, которым можно воспользоваться для рассылки спама.
Более узкое название этого вида спама — спим (SPam + Instant Messenger).
Блоги, вики, форумы, доски объявлений
В последнее время стали популярны веб-сайты, на которых можно оставлять комментарии (например, форумы и блоги) или те, которые можно свободно редактировать — вики. Так как эти страницы открыты для свободного редактирования, на них может быть размещён спам — сплоги. Подобный спам тем более раздражает, что его труднее удалить (как правило, сообщения в форумах и блогах могут редактировать только привилегированные пользователи — соответственно, рядовой участник должен связаться с кем-нибудь из них).
Другой разновидностью спама в блогах является поголовное, часто — автоматическое, внесение пользователей в список «друзей» без знакомства с их персональными страницами, как правило, с целью искусственного повышения собственного рейтинга путем получения «взаимной» дружбы, либо привлечения внимания к сетевой рекламе, размещенной в журнале спамера. Такой вид спама иногда называют «Френдоспамом» (от англ. friend — друг).
Особое внимание стоит обратить на размещение спама на досках объявлений. Обычно на таких досках размещают информацию коммерческого и полукоммерческого содержания. Зачастую спамеры размещают своё объявление во всех доступных разделах, чтобы увеличить релевантность сообщения в индексируемых страницах поисковыми механизмами. Сами объявления маскируются под коммерческое объявление, иногда каждое слово выглядит как гиперссылка. Иногда в одном объявлении можно увидеть более десятка ссылок, ведущих на разные страницы. Модерировать доски объявлений с большим количеством объявлений очень трудно, часто срабатывает человеческий фактор — невнимательность.
Сетевые сообщения
SMS-сообщения
Спам может распространяться не только через Интернет. Рекламные сообщения, присылаемые на мобильные телефоны с помощью
Сбор адресов электронной почты
Спамеры выясняют почтовые адреса пользователей разными способами. Вот некоторые из них:
Причиняемый вред
Спам также наносит вред репутации приверженцам данного способа маркетинга. А имитация спам-рассылки может применяться для дискредитации товара (который в ней рекламируется) и/или оператора связи, с адресов которого она (якобы или действительно) проводится, то есть спам может использоваться в недобросовестной конкуренции и «чёрном» пиаре.
Борьба со спамом
Идеология
Очевидно, что спам приносит экономическую выгоду его заказчикам. Это означает, что пользователи, несмотря на неприязнь к спаму, всё-таки пользуются рекламируемыми посредством спама услугами. До тех пор, пока отдача от спама превышает затраты на преодоление защиты, спам не исчезнет. Таким образом, самым надёжным способом борьбы является отказ от услуг, рекламируемых посредством спама. Встречаются предложения о применении общественного осуждения, вплоть до прекращения общения, против лиц, покупающих рекламируемые спамом товары и услуги. [15]
Другие способы направлены на затруднение спамерам доступа к пользователям.
Превентивные меры защиты
Самый надёжный способ борьбы со спамом — не позволить спамерам узнать электронный адрес. Это трудная задача, но некоторые меры предосторожности можно предпринять.
У всех методик сокрытия адреса есть принципиальный недостаток: они создают неудобства не только предполагаемым спамерам, но и реальным адресатам. К тому же, зачастую адрес опубликовать просто необходимо — например, если это контактный адрес фирмы.
Фильтрация
Поскольку рекламные письма, как правило, сильно отличаются от обычной корреспонденции, распространённым методом борьбы с ними стало отсеивание их из входящего потока почты. На настоящее время этот метод — основной и наиболее широко используемый.
Автоматическая фильтрация
Существует программное обеспечение (ПО) для автоматического определения спама (т. н. спам-фильтры). Оно может быть предназначено для конечных пользователей или для использования на серверах. Это ПО использует два основных подхода.
Первый заключается в том, что анализируется содержание письма и делается вывод, спам это или нет. Письмо, классифицированое как спам, отделяется от прочей корреспонденции: оно может быть помечено, перемещено в другую папку, удалено. Такое ПО может работать как на сервере, так и на компьютере клиента. В последнем случае пользователь не видит отфильтрованного спама, но продолжает нести издержки, связанные с его приемом, так как фильтрующее ПО получает каждое письмо и только потом решает, показывать его или нет. С другой стороны, если ПО работает на сервере, пользователь не несёт издержек по передаче его на свой компьютер.
Второй подход заключается в том, чтобы, применяя различные методы, опознать отправителя как спамера, не заглядывая в текст письма. Это ПО может работать только на сервере, который непосредственно принимает письма. При таком подходе дополнительный трафик тратится только сервером на общение со спамерскими почтовыми программами (т. е. на отказы принимать письма) и обращения к другим серверам (если таковые нужны) при проверке.
Существуют также специализированные online-сервисы, например, «Лаборатория Касперского» (сервис Kaspersky Hosted Security), Outcom («СПАМОРЕЗ»), ИНКАП («Антиспам-Пост»), предоставляющие платную защиту от спама. Изменение MX-записи в доменном имени предприятия (см.
Ещё одна проблема автоматической фильтрации в том, что она может по ошибке отмечать как спам полезные сообщения. Поэтому многие почтовые сервисы и программы по желанию пользователя могут не стирать те сообщения, которые фильтр счёл спамом, а помещать их в отдельную папку.
Методы автоматической фильтрации
Программы автоматической фильтрации используют статистический анализ содержания письма для принятия решения, является ли оно спамом. Наибольшего успеха удалось достичь с помощью алгоритмов, основанных на теореме Байеса. Для работы этих методов требуется предварительное «обучение» фильтров путем передачи ему рассортированных вручную писем для выявления статистических особенностей нормальных писем и спама.
Метод очень хорошо работает при сортировке текстовых сообщений (в т.ч. выборке удаётся отсечь до 95—97 % спама. Для обхода таких фильтров [16] спамеры иногда помещают содержательную часть в картинку, вложенную в письмо, текст же либо отсутствует, либо случаен, что не позволяет фильтру составить статистику для распознавания таких писем. В этом случае необходимо пользоваться программами распознавания текста (большинство современных почтовых программ этого не поддерживают), либо использовать другие методы.
Залог надежной работы байесовского метода — постоянное дообучение фильтра и указание ему на совершаемые ошибки. В почтовых программах для этого вводится возможность ручной пометки сообщения «спам/не-спам», а в почтовых сервисах в интернете — кнопка «пожаловаться на спам».
Неавтоматическая фильтрация
Многие программы и почтовые сервисы в интернете позволяют пользователю задавать собственные фильтры. Такие фильтры могут состоять из слов или, реже, регулярных выражений, в зависимости от наличия или отсутствия которых сообщение попадает или не попадает в мусорный ящик. Однако такая фильтрация трудоёмкая и негибкая, кроме того, требует от пользователя известной степени знакомства с компьютерами. С другой стороны, она позволяет эффективно отсеять часть спама, и пользователь точно знает, какие сообщения будут отсеяны и почему.
Чёрные списки
Принадлежность, использование, эффективность
Неправильное использование
Нередко безответственное и неправильное использование чёрных списков администраторами ресурсов, приводящее к блокированию большого числа ни в чём не повинных пользователей.
Пример: использование списков без точных представлений того, какие адреса и каким образом в него включаются, использование почтовых чёрных списков для web-ресурсов и т. п.
Безответственное использование
Пример: непредоставление пользователю (или администратору) заблокированного адреса информации о списке (так как их существует великое множество) или руководствование в своих действиях принципом презумпции виновности.
Рэкет со стороны администраторов чёрных списков
В последнее время в сети появляется всё больше жалоб на администраторов чёрных списков, которые шантажируют интернет провайдеров и хостинг провайдеров отказами в удалении IP адресов, с которых спам когда-то возможно рассылался (адреса попадают в чёрные списки по анонимным жалобам, которые зачастую невозможно проверить). Кроме того, многие требуют «пожертвования» от владельцев IP адресов за удаление записей из чёрных списков.
Авторизация почтовых серверов
Были предложены различные способы для подтверждения того, что компьютер, отправляющий письмо, действительно имеет на это право (Sender ID, SPF, Caller ID, Yahoo DomainKeys, MessageLevel [1] ), но они пока не получили широкого распространения. Кроме того, эти технологии ограничивают некоторые распространённые виды функциональности почтовых серверов: становится невозможно автоматически перенаправлять корреспонденцию с одного почтового сервера на другой (
Среди провайдеров распространена политика, согласно которой клиентам разрешается устанавливать SMTP-соединения только с серверами провайдера. В этом случае становится невозможно использовать некоторые из механизмов авторизации.
Серые списки
Метод серых списков основан на том, что «поведение» программного обеспечения, предназначенного для рассылки спама, отличается от поведения обычных почтовых серверов, а именно, спамерские программы не пытаются повторно отправить письмо при возникновении вре́менной ошибки, как того требует протокол
Другие методы
Юридические аспекты проблемы
В ряде стран принимаются законодательные меры против спамеров. Попытки законодательного запрещения или ограничения деятельности спамеров наталкиваются на целый ряд сложностей. Непросто определить в законе, какая рассылка является законной, а какая нет. Хуже всего то, что компания (или лицо), рассылающая спам, может находиться в другой стране. Для того, чтобы такие законы были эффективными, необходимо выработать согласованное законодательство, которое действовало бы в большинстве стран, что представляется труднодостижимым в обозримом будущем.
В России спам запрещён «Законом о рекламе» (ст.18, п.1) [17]
С 1 января 2004 года в США действует федеральный закон, получивший название Can-Spam Act. Делаются попытки привлечь спамеров к суду, и иногда такие попытки оказываются успешными.
Первый случай, когда пользователь выиграл дело против компании, занимавшейся рассылкой спама, имел место в декабре 2005, когда бизнесмен Найджел Робертс с острова Олдерни (Нормандские острова) выиграл суд против Media Logistics UK, получив в качестве компенсации 270 £ [21]
Принимаемые законы по борьбе со спамом могут противоречить конституции. Так Верховный Суд Вирджинии отменил приговор спамеру Джереми Джейнсу и признал неконституционным закон о борьбе со спамом [24] как нарушающий право на свободу слова.