Что измеряют одометром на транспортных средствах
Одометр
Водитель постоянно во время нахождения за рулем автомобиля видит перед собой панель приборов, на которой размещены различные измерительные устройства. Так, спидометр отображает текущую скорость движения, тахометр показывает, сколько оборотов в минуту совершает коленчатый вал. Есть здесь также указатели давления масла, заряда аккумуляторной батареи, температуры тосола. На грузовых и пассажирских автотранспортных средствах имеются приборы, которые показывают уровень давления в тормозной системе, давление воздуха в покрышках и указатели температуры трансмиссионного масла.
Есть также еще один прибор, расположенный обычно между тахометром и спидометром, на котором показывается километраж, пройденный автомобилем. Данный прибор называют одометром — очень полезная вещь. В частности, если вы покупаете авто с пробегом, нужно проверять, не скручен ли километраж. Как это сделать — мы рассказывали ранее на Vodi.su в одной из предыдущих статей.
Принцип работы
Зная радиус колеса и скорость движения автомобиля, можно по простой формуле определить угловую скорость, с которой движется произвольно выбранная точка на окружности вокруг центра. Ну, а оперируя всеми этими данными, вы без труда определите, какой путь проехал автомобиль, телега или колесница.
Действительно, идея создания этого простого прибора пришла на ум греческому математику Герону Александрийскому, который жил в первом столетии нашей эры. По другим источникам первым человеком, которого озарила идея одометра, был либо всем известный Архимед, либо китайский философ и мыслитель Чжан Хэн. В любом случае достоверно известно, что уже в III ст. н. э. китайцы активно использовали данное изобретение для измерения пройденного пути. А называлось оно у них «счетчик пути, который прошла повозка».
Сегодня данное устройство установлено на любом автомобиле и мотоцикле. Работает по простому принципу: счетчик связан через датчик с колесом. Датчик определяет угловую скорость вращения, а в CPU рассчитывается пройденный километраж.
Одометр может быть:
Если у вас более или менее современное авто, то скорее всего на нем стоит именно электронный одометр, который измеряет пройденный путь благодаря эффекту Холла. Мы тоже ранее на Vodi.su писали про датчик Холла, который измеряет непосредственно скорость вращения коленчатого вала. Полученные данные абсолютно точные, и погрешность в измерениях — минимальная, не превышающая 2 процентов (для электронных) и пяти (для механических и электромеханических устройств).
Что нужно знать об одометрах?
Преимущества электронных одометров перед менее совершенными типами в том, что электронный одометр не обнуляется. В механическом же индикаторе колесики совершают полный круг и обнуляются. Как правило, километраж более 999 тысяч км. на них не отображается. В принципе, мало какое транспортное средство, кроме грузовых фур или пассажирских автобусов, способно пройти такое расстояние на протяжении всей своей эксплуатации.
Также нужно обратить внимание, что одометр отображает как полный километраж, так и расстояние, пройденное за определенный промежуток времени. Это относится как к электронным, так и механическим одометрам. Обычно индикатор располагается непосредственно на циферблате спидометра. Поэтому, вероятно, часто думают, что спидометр и одометр — это один и тот же прибор. В верхнем окошке показан общий километраж, в нижнем — расстояние, пройденное за сутки. Данные показания можно легко обнулять.
При покупке подержанных машин водители первым делом проверяют пробег, который показывает одометр. Есть целый ряд признаков, по которым можно догадаться, что пробег скручивали на механическом одометре. В принципе, горе-мастера научились скручивать и электронные устройства. Но нужно понимать, что в современных авто все данные о состоянии транспортного средства сохраняются в памяти компьютера, очистить которую практически невозможно. Именно поэтому при возникновении любых подозрений необходимо либо отказываться от покупки, либо гнать авто на полную диагностику и выяснять его реальный пробег.
Одометр автомобиля: что это такое
Приборную панель современного автомобиля, конечно нельзя сравнить с приборной панелью самолета, тем не менее, она может поставить в тупик не опытного водителя. Спидометр, тахометр, одометр и другие приборы и индикаторы, безусловно, нужные и важные, все же требуют разъяснения своих функций и своего предназначения. В этой статье мы поговорим о том, что такое одометр автомобиля, какими они бывают, а так же скажем пару слов о том, как и зачем искажают показания этих приборов.
Что измеряет одометр
Электронный одометр на приборной панели. Внизу общий пробег, вверху суточный пробег, справа кнопка для сброса суточного пробега.
Если спидометр измеряет скорость, с которой движется в данный момент автомобиль, то одометр показывает количество километров, которое проехала машина. В переводе с греческого, одо – дорога, а метр, соответственно измерять. Вот в итоге мы и получаем, такой себе «дорогомер».
Одометр считает пройденные километры на основании подсчета количества вращений колеса. Обычно у этого прибора есть два вида показаний. Общий пробег автомобиля, здесь считается каждый километр пройденный авто с момента схода ее его с конвейера, а так же, так называемый, суточный пробег. Суточным он называется весьма условно. По сути же вы нажимаете кнопку, обнуляете показания этой шкалы, после чего можете посмотреть километраж какого-либо отрезка пути, который вы проехали за какое-либо время. Ну а суточным этот показатель называют обычно таксисты, вот от них и пошло это название.
Читайте также: Что такое круиз контроль и климат контроль в автомобиле
Как работает одометр на автомобиле
Как выглядит механический одометр на приборной панели
Существует всего три вида одометров:
Механические одометры более чем просты. Есть трос, который соединяется с выходным валом коробки передач, есть механический счетчик с несколькими, как правило, пятью барабанами, на которые через специальный механизм передается вращение троса. На барабанах нанесены цифры, из которых и складываются показания одометра.
В электронно-механических одометрах, вращение троса фиксируется при помощи электронного счетчика. Ну а в сугубо электронных одометрах трос вообще отсутствует. Вместо этого для подсчета расстояния используют показания датчиков Холла или других электронных компонентов. При этом в случае электронного одометра показания фиксируются бортовым компьютером машины. Такие системы считаются наиболее точными и надежными, но даже в них допускается погрешность измерения в целых пять процентов.
Как выглядит электронный одометр на приборной панели
Причины искажения показаний одометра могут быть разными. Например, это пробуксовка колес, когда они вращаются, но машина стоит на месте. И хотя такие моменты составляют мизерную часть от общей работы авто, при больших значениях пробега, они могут вносить свою лепту в искажения показаний одометра.
Еще одна причина неточностей в показаниях таких приборов, это шины с размером отличным от того, на который рассчитан одометр.
Видео о проверке показаний одометра
Читайте также: Как проверить скручен пробег авто или нет.
Зачем и как отматывают одометры
Причинами для сознательных коррекций показаний одометра могут стать:
Как мы можем увидеть, причины в основном не очень правильные и порядочные. Если уменьшить цифру реального пробега, автомобиль можно продать его дороже. Если отмотать одометр до определенных показателей, можно скрыть тот факт, что машина ездила и порой ездила много, когда она должна спокойно стоять в гараже.
Тем не менее, сегодня официально выпускается оборудование, которое позволяет корректировать показатели даже для электронных одометров, что без специальных навыков и знаний, задача очень непростая. Более того, в ряде стран Европы за подобные манипуляции полагается тюремный срок и достаточно значительный как для таких проделок.
Проще всего, с технической точки зрения отмотать механический одометр. Трос снимается с вала, цепляется к дрели или иному подобному электроинструменту, после чего какое-то время вращается в нужную сторону. Но, далеко не все даже механические одометры позволяют так просто отматывать себя. Тогда приходится снимать сам счетчик и производить более сложные манипуляции уже с ним.
Что касается электронных одометров, коих сегодня большинство, то они отматываются при помощи специальных устройств и программных средств, которые вносят измененные данные в память бортового компьютера автомобиля. В ряде случаев приходится перепрограммировать один или несколько бортовых контроллеров, ведь показания магнитных датчиков скорости вращения колеса, передаются не только на одометр.
Нужно отметить, что измененные показания одометра не только вводят в заблуждение либо потенциального покупателя, либо человека, осуществляющего контроль использования машины, они могут являться препятствием для своевременного прохождения машиной, технического обслуживания или даже правильной диагностики тех или иных неполадок. Поэтому, в подавляющем большинстве случаев, такие коррекции, это по сути, мошенничество.
Что такое Одометр в автомобиле, отличия устройства от Спидометра
Каждый автовладелец видел одометр на панели приборов своего автомобиля. Но не каждый задумывался о том, как работает это устройство и для чего оно создано. Тем более, когда авто включает в себя массу различных датчиков, сенсоров, электронных и механических систем – знать о них все просто невозможно.
Зачем нужен одометр в машине
Основная задача одометра – показывать общий пробег автомобиля. Эта цифра важна при покупках или продажах транспортного средства.
На приборной панели можно видеть не один, а целых два одометра – один считает общий пробег, а второй – суточный. Общий обнулить нельзя, а вот суточный обнуляется очень легко.
Многие начинающие автомобилисты задают массу вопросов о том, зачем вообще считать количество пройденных автомобилем километров. Неужели это значение так важно?
Показатели одометра используются в следующих случаях:
Показания суточного одометра полезны тем, кто ездит на газе второго поколения – именно так и только так можно определить количество газа в баллоне. Также цифры будут важны тем, кто зарабатывает от пробега авто.
Устройство и принцип работы
Принято думать, что одометр умеет считать километры пути. На самом деле устройство замеряет количество оборотов колес авто при его движения. Наверное, каждый мог наблюдать разный пробег при одном и том же расстоянии, но при разных диаметрах колес.
Одометр устроен следующим образом:
Само по себе устройство может быть механическим либо электронным. Колесо на каждый километр способно осуществить точное количество оборотов. При этом данный показатель в разных условиях будет одинаковым. Если прибор точно знает количество оборотов на один километр, то вполне способен просчитать пройденное расстояние.
Механический одометр приводится в действие с помощью гибкого кабеля – он изготовлен из туго свернутой пружины. Зачастую, кабель находится внутри трубки из металла, которая, в свою очередь, находится в резиновом корпусе.
Для функционирования механизма кабель одной стороной подключен к выходному валу коробки передач, а обратной стороной к приборной панели. Там кабель соединен с входным валом на одометре.
Внутри механического устройства применено несколько червячных передач. В общем и целом передаточное отношение равно – 1690:1.
Входной кабель заставляет вращаться первую червячную передачу – один оборот способен провернуть шестерню лишь на один зуб. Этот же механизм заставляет вращаться и следующую передачу, которая приводит в движение следующую.
В каждом индикаторе механического типа имеется ряд шпилек, которые торчат с одной стороны. Также имеется набор из двух шпилек, которые точат уже с дугой стороны.
Когда две шпильки соединяются с шестеренкой, одни зубец попадает между шпилек и может вращаться совместно с индикатором, пока шпильки не переместятся дальше. В данном механизме работает и одна из шпилек, имеются большее число и совершает 1/10 часть приворота.
Теперь, наверное, ясно и понятно, почему когда одометр показывает между 19 999 и 20 000 цифра «2» находится где-то посередине, а не на общем уровне с остальными цифрами. Дело в том, что в устройстве используются небольшие шпильки, предотвращающие одинаковое положение всего цифрового ряда. Зачастую, для того. чтобы все цифры стали в ровный ряд, прибор должен показать 21 000.
Что касается электронных одометров современных автомобилей, то здесь все гораздо сложнее. У каждого был или есть велосипед с компьютером. Так вот на колесе такого велосипеда закреплен магнит, на неподвижной части, например, на вилке, закреплен геркон. Когда магнит проходит рядом с герконом, компьютер считает оборот колеса, а затем обновляется информация на дисплее.
В автомобиле используется система, подобная велосипедной. Конечно, магнитного датчика автовладелец на колесе не обнаружит – вместо него можно наблюдать зубчатую шестерню на выходном вале КПП. Специальный датчик считает импульсы, когда мимо него проходит зубец шестеренки.
В некоторых моделях авто можно видеть щелевое колесо и оптические датчики – такая реализация есть в компьютерной мышке. Компьютер автомобиля знает, сколько машина проедет между импульсами и на базе этих цифр обновляет показания одометра.
Одна из интересных вещей касательно современного одометра связан с тем, как данные о пробеге попадают на панель приборов. Кабеля, который был в механическом датчике, здесь совсем нет. Приборная панель получает информацию от ЭБУ через электронные цепи.
В данном случае автомобиль можно сравнить с локальной сетью. В большинстве машин применяют стандартные коммуникационные протоколы – например, SAE J1850. Благодаря им все электронные системы и устройства в автомобиле могут общаться и обмениваться данными между сбой.
ЭБУ автомобиля учитывает каждый импульс и следит за общим расстоянием, которое автомобиль прошел за время совей жизни.
Среди специалистов есть мнение, что с электронным одометром сложнее продать машину – его трудно скрутить назад. Цифры на приборной панели поменять легко, но ЭБУ, блок КПП или другие системы обмануть очень трудно.
Погрешность показаний
Одометр – не точный измерительный прибор. Он имеет погрешности, как и спидометр. Сегодня существует целые стандарты этих самых погрешностей. Считается, что механический счетчик пробега имеет погрешность от 5% до 15%.
Если автомобиль эксплуатируется по большей части в жестких условиях, то погрешности могут составить и больше.
Необходимо учитывать, что датчик считает обороты колес, а значит, погрешность увеличивается за счет износа узлов и механизмов, износа шин и других систем. Также на погрешность влияет пробуксовка – машина не едет, но одометр считает.
На показания могут влиять зазоры, расслабившиеся пружины, плохое сцепление. Электромеханическая система считывает сигналы, которые ЭБУ подает в одну единицу времени.
В этом случае процент погрешности будет ничтожно мал. Но в среднем, погрешность электромеханического прибора составляет больше 5%, а погрешность электронного одометра меньше, чем 5%.
Корректировка одометра
Корректировку одометра в России очень любят. Есть мнение, что она помогает подороже продать любую машину. Обычно автомобиль нещадно эксплуатируется в режиме такси, в перевозках или других коммерческих целях, нередко машина используется просто в обычном режиме, но пробег – это магическая цифра.
Если пробег большой, то цена снижается. Вот одометр и крутят назад, чтобы увеличить стоимость автомобиля. Этим часто занимаются санитары автомобильного рынка – перекупщики. Хотя, по правде говоря, корректировка счетчика пробега уже давно превратилась в один из этапов предпродажной подготовки.
Корректировку можно проводить и своими силами – для этого покупается или изготавливается специальное устройство. Но при должном опыте выявить откорректированный пробег легко – проводят диагностику крепления привода. Если место, где привод фиксируется, чистое, то туда не вмешивались. Если все вокруг покрыто грязью, то гайку выкручивали и пробегу доверять не стоит.
Корректор электромеханического одометра также легко позволяет получить любой пробег. Но для работ необходимо вскрывать корпус и рассоединять шестеренки. Если целостность корпуса нарушена, а элементы крепежа имеют следы, которых на них быть не должно, то пробег не настоящий.
Электронные счетчики корректируют при помощи электронных систем и ПО – так называемые калькуляторы одометров. Нужно искать следы работ по нарушенной целостности корпуса.
В самых современных автомобилях пробег считается и фиксируется одновременно в разных блоках и смотав счетчик километража только на приборной панели при должных навыках и серьезном оборудовании можно увидеть реальных пробег, например, в блоке климат-контроля.
Чем одометр отличается от спидометра
Счетчик пробега авто вмонтирован в спидометр и может показаться, что это один и тот же прибор. Но на самом деле разница между ними довольно существенна.
Спидометр нужен для фиксации текущей скорости авто и никоим образом не связан с счетчиком пройденного пути.
Шкалы приборов совмещается только потому, что человек таким образом лучше воспринимает информацию. Ну и потому, что это уже классика.
Зачем отматывают показания пробега в автомобиле
На самом деле есть только одна причина, чтобы выгодно продать старый авто-хлам. Ведь в большинстве случаев при выборе автомобиля обращают внимание на его пробег.
Формула простая – больше пробег, меньше цена и наоборот. Начинающие автовладельцы могут легко поверить в показания откорректированного одометра и купят за большие деньги такую машину.
Одометр автомобиля: что это такое, что измеряет, что показывает, виды, устройство, принцип работы
Одометр – особый прибор для измерения пробега автомобиля, присутствующий на передней панели автомобиля рядом со спидометром и тахометром. Его видел каждый владелец и смотрел на показания, но далеко не всем известно, какие данные отражает счётчик и как он работает.
Этот механический индикатор содержит внутри себя колёсики или электронную начинку. Это устройство показывает путь, совершенный транспортным средством. На его показатели стоит обращать внимание, покупая подержанный автомобиль с рук. Он покажет, сколько километров пройдено транспортным средством.
Но, показатели устройства можно обнулить, скрутив его. Потому стоит выяснить, как не попасться на уловки недобросовестного продавца и не стать обманутым покупателем. Изучим, что можно определить по одометру, и какие еще функции возложены на прибор.
В статье – что такое одометр, виды устройства, погрешность показаний, устройство и принцип работы, всё про корректировку и скрутку счётчика.
Что это такое
Одометр — это прибор, предназначенный для измерения общего пробега (километража) автомобиля. Эта цифра важна при покупке и продаже транспортного средства. Принцип устройства прост – он считает количество оборотов колеса и выводит количество пройденных километров или милей.
На передней панели можно встретить два таких механизма, имеющих разный вид, но работающих по одному принципу. Первый показывает общий пробег, совершенный машиной, а второй – суточный. Обнулить полный пробег – довольно сложно, а снять данные, имеющиеся на последнем устройстве довольно просто.
Кто изобрёл одометр? Самый первый в мире прототип одометра упоминается в I веке. Герон Александрийский, изобретатель и математик из Греции, придумал этот механизм. Одометр выглядел в виде простой телеги, с колёсами определённого диаметра. Колеса в тележке поворачивались 400 раз за 1 миллиарий (1598 метров). Этот механизм приводила в движение зубчатая передача. А индикатором пробега были мелкие камушки, которые падали в специальный лоток. Чтобы подсчитать пройденное расстояние, надо было просто сосчитать количество камней. Это изобретение в то время было просто фантастикой. Уже в III веке китайцы использовали простейший одометр для измерения пути, которое называлось «счётчик пути, который прошла повозка».
В переводе с греческого языка одометр переводится как «ὁδός» – дорога + «μέτρον» — мера.
По сути, одометр это простой прибор, способный преобразовать пройденный километраж в числовые показатели на индикаторе. Обычно он состоит из счётчика, датчика и самого индикатора. Отдельные элементы связаны с вращением колеса.
Видимой частью на приборной панели является индикатор. Устройство механического типа содержит несколько барабанов (колёсиков) с цифрами на доске. Каждый из элементов имеет свою градацию, нанесены цифры. Колеса вращаются по мере того как авто проходит путь, цифры появляются последовательно. Сейчас в автомобилестроении используются одометры разных видов: механические, электронные, электромеханические. Наиболее популярны одометры с датчиком Холла.
Назначение
Многие автомобилисты игнорируют показания этого модуля и считают их незначимыми, но это напрасно. Одометр не зря присутствует на передней панели и требует к себе внимания.
Для чего нужен одометр? Его показатели являются значимыми в таких ситуациях:
Показатели одометра весомы для водителей и других людей, чей заработок зависит от пробега машины и расхода топлива. Знание этих цифр позволяет точно установить сумму дохода за день.
На какой технике есть одометры: велосипеды, мопеды, мотоциклы и даже поезда.
Что определяет одометр пройденный путь или перемещение? Устройство призвано установить только пройденный путь.
Одометры устанавливают на машины уже несколько десятилетий, потому вариации счётчиков совершенствуются в соответствии с веяниями технического прогресса. В настоящее время разработано 3 разновидности. Принцип их действия остаётся неизменным, отличается лишь работа прибора, функционал и удобство пользования. В зависимости от конструкции одометры бывают:
Чтобы понять, какой из приборов является более совершенным, следует изучить каждый вид для определения преимуществ и недостатков.
Механический
Именно с устройств механического типа начиналась разработка современных одометров. Отказаться от их использования сейчас решили практически все компании, поскольку они не являются совершенными. Прибор работает с достаточной погрешностью, она достигает 5-10% в большую или меньшую сторону.
Устройство счетчика принципиально простое и легко исправляемое. Он включает в себя 6 колесиков одного диаметра с размеченными ячейками под каждую цифру от 0 до 9. По мере пробега эти элементы поворачиваются к лицевой части прибора и по горизонтальной линии можно понять, какой пробег совершён. При определении хода подержанного автомобиля, оснащённого одометром такого типа, надо проявить осторожность. Устройство способно обнулится самостоятельно, после того как отсчитает шесть девяток. Но на практике пробег в 999 тыс. км автомобили достигают крайне редко.
Электронно-механический
Комбинированные электромеханические устройства являются гибридными. Этот одометр с расширенными функциями имеет сниженную погрешность в измерениях, поскольку цифрует значение оборотов колёс транспорта с механического привода. Полученная информация обрабатывается датчиками, проводится корректировка, и цифры отображаются на электронном дисплее.
Количество оборотов колеса не показывает точный пробег – в этом и заложена основная погрешность, которая составляет около 2-5% в большую или меньшую сторону. Используются гибриды и сегодня, но довольно редко. Связано это с недостаточной прочностью и ускоренным износом механической части модуля.
Электронный
Наиболее современным, точным и простым в использовании является электронный одометр. В нем отсутствуют механические детали, и поэтому минимизируется погрешность. Приборы дают точный результат на 98-99%. Электронный датчик обрабатывается бортовым компьютером автомобиля.
Цифровые одометры показывают значения в электронном виде. Это условие и обеспечивает хорошую видимость фактического пробега при взгляде на приборную панель.
Также этот тип устройства фиксирует не только полный километраж, но и суточный, что очень удобно. С суточным пробегом можно измерить расстояние от одной точки до другой, а потом посчитать количество потраченного топлива.
Погрешность показаний одометра
Одометр в автомобиле – не самый точный измерительный прибор. Устройства любого вида и принципа работы имеют свою погрешность. Все модули, находящиеся на приборной панели – несовершенны, включая тахометр и спидометр.
Минимальная погрешность прибора механического типа составляет 5%, но она способна достигать весомых 15% по мере того как растёт скорость движения автомобиля. Если машина работает в сложных условиях, постоянно ездит по бездорожью, показатель может увеличиться ещё больше.
Какую физическую величину определяет одометр – это пройденный путь за определённый промежуток времени. Устройства электронного типа не только передают показания, но и переводят их в километры или мили.
Функционирование датчиков зависит от слаженной работы системы. Модуль учитывает количество оборотов колеса и преобразует их в пробег. Погрешность способна заметно возрастать за счёт износа механизмов и узлов, шин и других не менее важных систем
Погрешность зависит и от пробуксовки на льду или снегу — пробег будет больше даже у электронных одометров, несмотря на то, что авто оставалось на месте.
Показатели существенно искажают и другие факторы: зазоры и щели, разболтанные пружины, нарушенная работа сцепления. Система считывает сигналы, передаваемые в одну точку за конкретную единицу времени движения. Влияние этих факторов провоцирует незначительные колебания.
Устройство
Часто автомобилисты думают, что одометр считает километры пройденного расстояния, но это суждение совершенно неправильное. На самом деле счётчик пробега отсчитывает число оборотов колеса при его движении. Разница становится понятной при замене покрышек на элементы с большим или меньшим диаметром.
Электронные устройства имеют такое строение:
Где находится одометр в автомобиле? Он размещается на передней приборной панели рядом с другими устройствами: тахометром и спидометром.
Вращение механического одометра обеспечивается посредством гибкого кабеля, представленного в формате скрученной пружины. Обычно элемент вращается внутри самой металлической трубки. В машине кабель приводится в движение за счёт вращения вала коробки передач. Обратный конец элемента подключается к приборной панели и соединяется с входным валом одометра.
Принцип работы
Чтобы понять, как пользоваться одометром, стоит изучить принцип его работы. У механических устройств он довольно простой. У них имеется трос, сообщённый с валом коробки передач и механический счётчик с 5-6 барабанами. Вращение последних обеспечивается при помощи связи и провоцируется за счёт движения ведущей пары колёс. На барабанах нанесены цифры. Они появляются на приборах – их и нужно фиксировать.
Принцип работы электронно-механических приборов – сложнее. В них вращение троса фиксируется при помощи счётчика. В электрических одометрах, гибкая пружина отсутствует, для подсчёта точных показаний используется принцип датчика Холла. Полученные показатели фиксирует бортовой компьютер. Именно эти системы признаны самыми надёжными, имеющуюся информацию сложно откорректировать. За счёт работы этой системы обеспечивается повышенная надёжность.
Цифровые одометры считывает данные с магнитного датчика установленного у зубчатого колеса на входном валу коробки передач. Каждый раз, когда колесо совершает полный круг, магнитный датчик подсчитывает импульсы, когда проходит рядом с зубцом колеса. В некоторых авто вместо магнитного датчика установлен оптический, как в компьютерной мыши.
Цифры на одометре могут быть неточными. Значимы узлы и детали, принимающие участие в получении информации. Искажает статистику часто и сам водитель, устанавливающий шины неподходящего размера.
Принцип работы одометра простыми словами: колесо совершает одинаковое количество оборотов за 1 км независимо от скорости движения. Поэтому зная точно количество оборотов несложно просчитать длину пути – пробег автомобиля. Количество оборотов переводятся в километры, значения которых отображаются на панели управления.
Одометр и спидометр: в чем разница
Одометр вмонтирован в спидометр, поэтому с виду кажется, что это один и тот же прибор. Только это и сближает эти счётчики, а также возможная погрешность. Но разница между ними довольно большая.
Одометр – что это в машине? Это устройство определяющее пробег. А спидометр измеряет текущее показание скорости в км/ч и он никак не связан со счётчиком километража.
Оба модуля работают независимо друг от друга. Их шкалы производители совмещают для повышения комфорта – так водителю проще воспринимать полученную информацию. Следовательно, отличие от спидометра у одометра – значительное.
Корректировка одометра
Коррекцию реально обеспечить без участия посторонних. Для этого применяются простые в эксплуатации приборы. Но, выявить скрутку – не менее реально. Опытные автомастера при каждом техническом обслуживании обращают внимание на крепление привода и проводят его диагностику. Если область фиксации – чистая, волноваться не о чем. Если имеются загрязнения, значит, фиксирующий болт снимали неоднократно.
Корректировка одометра необходима после смены диаметра колёс и ремонта некоторых узлов автомобиля.
Откорректировать показатели электронного прибора собственными силами будет тяжело. Для этого потребуется сложное программное обеспечение. В современных машинах скрыть следы «преступления» — не удастся, потому что информация фиксируется и записывается сразу в нескольких местах, потом может отобразиться в блоках климат-контроля и др.
Как снять показания
Прибор находится на передней панели. Электронные одометры часто объединены со спидометрами и находятся в одной ячейке.
Как включить одометр? Непосредственной функции начала работы у устройства нет. Он запускается, когда транспортное средство начинает движение. Как снять показания одометра в автомобиле и зачем это делается?
Чтобы снять показания необходимо выполнить следующие действия (на примере автомобиля Toyota Wish):
Теперь понятно, что определяет водитель по одометру. Это устройство позволяет оценить пробег машины и высчитать расход топлива. Полученные сведения позволяют сделать эксплуатацию более комфортной и экономичной, что очень важно для людей, проводящих много времени за рулём в поездках.
Самый главный показатель технического состояния машины – это пробег. Чем больше показатель пробега, тем сильнее износ мотора и узлов.
Суточный пробег обнуляется каждый раз, когда показатель достигает нужной величины. В других случаях этот счётчик можно обнулить самостоятельно. А вот общий пробег обнулить без специальных навыков невозможно!
Посмотрите интересное видео о то, как скрутили счётчик на 400 тыс. км!
Видео: как снять показания одометра
Скрутка пробега
Правильная корректировка одометра помогает продать машину дороже, потому что она позволяет скрыть значительные погрешности в эксплуатации, особенно если авто эксплуатировалось в такси и других коммерческих целях. Состояние автомобиля прямо пропорционально пробегу – так думают многие водители.
Зная, как одометр считает пробег, можно легко предположить методы коррекции. При помощи хитрости устройство заставляют крутиться в обратную сторону и показывать меньшие значения одометра.
Автомобилисты знают, что от показателей одометра, отображающих пробег в километрах – многое зависит, а если их открутить назад, цена заметно повысится. В России скручивать пробег очень любят перекупщики. Это для них является одним из этапов предпродажной подготовки. Они приобретают транспортные средства по бросовой цене, меняют детали, придают товарный вид и конечно корректируют данные счётчика. Иногда пробег специально накручивают водители на коммерческом транспорте, чтобы скрыть реальный расход топлива.
Эта информация должна заставить покупателя быть более осторожным при выборе и не поскупиться на предварительный технический осмотр. Выявить «ювелирную» работу по открутке самостоятельно вряд ли получится.
На сегодняшний день официально продаётся оборудование, при помощи которого можно скрутить реальный пробег даже в электронных одометрах. Но в некоторых странах за подобное грозит серьёзный срок.
Проще всего отмотать механический счётчик. Трос надо убрать с вала, прикрепить его к дрели (или похожему инструменту) и открутить показатели в обратную сторону. Но не все механические одометры можно так просто отматывать. В таких случаях надо снять одометр и производить с ним другие манипуляции.
Электронные одометры отматываются при помощи специальных программ и устройств, благодаря которым можно менять данные в бортовом компьютере. Иногда приходится вносить изменения в несколько контроллеров, поскольку данные о вращениях колёс передаются не только на одометр.
Как определить скрутку одометра
Для проверки механического одометра надо проверить крепление привода. Если оно чистое, то его не трогали. Если на нём имеется грязь — то его откручивали для того, чтобы скрутить пробег.
Электромеханические одометры просто вскрывают и уменьшают показатели. На крепежах и целостности кожуха не должно быть царапин и видимых повреждений. Если они есть, то одометр скручивали.
Электронные счётчики пройденного пути тоже реально скрутить. Для этого понадобится специальная техника и программное обеспечение. Разбирается щиток приборов и разъединяется плата. Такие действия заметить бывает сложно, поэтому для определения махинаций нужно обратиться в официальный сервисный центр.
В этом видео пошаговая инструкция как определить скрученный пробег в автомобиле. Используя все советы из этого видео, вы не дадите себя обмануть, и поймете — смотанный пробег или честный.
Теперь вы знаете, как называется прибор, который показывает пробег автомобиля. Одометр это специальный прибор, находящийся на передней панели рядом с другими счётчиками – тахометром и спидометром. Его видел каждый автовладелец и пассажир, но не все знают, зачем устройство установлено в машине, какие показатели оно отображает и как работает.
По сути это простой механический индикатор, содержащий внутри себя колёсики, за счёт которых прибор может показать пробег, совершенный машиной. Отображаемые на панели показатели стоит оценивать, покупая автомобиль не в специализированном салоне. Данные подскажут, сколько уже проехало транспортное средство, и помогут оценить перспективу. Также данные дадут возможность определить оптимальное время замены расходников, приходящих в негодность через определённое число километров.
Главный недостаток устройства в том, что оно может обмануть. Показатели, имеющиеся на приборе можно обнулить или сбросить. Именно поэтому стоит изучить способы, позволяющие не поддаться на уловку. Также не следует забывать об имеющихся погрешностях показателей и уметь правильно снимать сведения.