Что играть на фортепиано
Что играть на фортепиано
Друзья, ура! Мой второй сборник — «Несложные этюды для заржавевших пианистов» — вышел из печати. «Этюды с человеческим лицом» — так я в шутку называю найденные за годы преподавания красивые, легкие в разборе…
Учимся играть триоль. Марк Сноу — «Секретные материалы» для начинающих.
Вы старше 30-ти, недавно начали фортепиано с нуля и хотите продвинуться в новом виде игры, а еще вам нравится Джиллиан Андерсон? У меня какой-никакой, но подарок к Новому году (уж не пеняйте, если…
Мария Шарова — Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов / «Феникс», 2020
Друзья и любители фортепиано, моя первая книга вышла из печати! Профессиональный педагог и музыкальный блогер, Мария Шарова преподает фортепиано во Франции и много работает со взрослыми любителями. В рамках своего образовательного сайта «Что играть?»…
Манфред Шмитц — Меланхолический романс
Легкая джазовая пьеса для фортепиано, звучащая сложно, и с очень красивой мелодией. Не-классика-но-почти джазового композитора Манфреда Шмитца для начинающих любителей, желающих эффектно выделиться игрой красивой грустной музыки для пианино. Ноты отлично подойдут на…
«All of me» — красивый этюд для фортепиано на правую руку
Взрослые любители, хотите отдохнуть от классики, но развивать технику? Или давно умели играть, бросили и теперь не знаете, с чего начать? Ваш деть подросток покатился по наклонной и отлынивает от фортепиано? — Очень…
Билли Айлиш — Lovely («13 причин почему»), легкие ноты для фортепиано
Красивая аранжировка и несложные ноты для фортепиано песни Lovely Билли Айлиш — маст хэв этого года в репертуаре подростков-пианистов, особенно начавших поздно. Юная певица Билли Айлиш — музыкальный прорыв последнего года и звезда…
Фридрих Бургмюллер — «Скользим по воде» (этюд для совсем начинающих)
Красивая и очень простая пьеса — для начинающих играть на пианино, маленьких детей и взрослых. Входит в один из циклов этюдов Бургмюллера, то есть прекрасный этюд с человеческим лицом на уроки фортепиано 1-го…
Антуан Мармонтель — «Волнительное ожидание» (этюд для начинающих)
Вы любите знаменитую Бурю, 3ю часть 17й сонаты Бетховена, хотели бы ее сыграть на фортепиано, но технических возможностей нет и не будет? Грустная ситуация для начинающих, но для неё есть решение — «Волнительное…
Игорь Парфёнов — Танец зелёной лягушки
Яркая эффектная программная пьеса для фортепиано в жанре мазурки — детям от 8 до 11 лет, учащимся младших классов ДМШ или на частные уроки фортепиано для детей после первого/второго года обучения. Родители и коллеги в поиске музыки для детей, а также репертуара на конкурс, концерт,…
Андре Попп — «Манчестер и Ливерпуль» (ноты бесплатно!)
Знаменитая французская песня, с которой меня познакомили читатели, в исполнении Мари Лафоре, — теперь в двух версиях для фортепиано соло. Ноты для среднего уровня (и продвинутого, разумеется) с левой рукой, в которой ритм…
ЧТО ИГРАТЬ?
Ноты для фортепиано взрослым (и детям) от Марии Шаровой
Мой новый сайт — CHTOIGRAT.COM
Дорогие друзья и читатели!
Блог русской пианистки переехал окончательно на новую платформу «Что играть?» по адресу chtoigrat.com. Именно этот сайт продолжает обновляться как и раньше, только дизайн немного изменился. К ноябрю все ссылки будут перемещены на новый сайт, приходите в гости!
Кроме материалов о классических пьесах на новом сайте есть нотный магазин, где собраны мои аранжировки и транскрипции, а также другие платные ноты. Теперь вам не нужно писать предварительно с вопросами, а можно воспользоваться инструкциями в магазине и написать уже об оплате.
Мария Шарова — Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов / «Феникс», 2020
Друзья и любители фортепиано, моя первая книга вышла из печати!
«All of me» — красивый этюд для фортепиано на правую руку
Взрослые любители, хотите отдохнуть от классики, но развивать технику? Или давно умели играть, бросили и теперь не знаете, с чего начать? Ваш деть подросток покатился по наклонной и отлынивает от фортепиано? —
Фазиль Сай — «Кумру». Баллада для фортепиано
Красивая неторопливая пьеса для фортепиано с простой и запоминающейся мелодией; автор — турецкий пианист Фазиль Сай. При прослушивании нам кажется, что где-то эту музыку мы уже слышали…
Билли Айлиш — No time to die («Не время умирать», Джеймс Бонд) для фортепиано соло, кавер и ноты
Песня Билли Айлиш к новому фильму о Джеймсе Бонде «Не время умирать» в аранжировке для фортепиано соло.
«Ведьмак» — красивый кавер и несложные ноты для фортепиано (без бемолей!)
Песня «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» рулит в хит-парадах музыки к сериалам, как и музыка к похожему по стилю фильму «Игра престолов«. Поэтому для взрослых любителей пост-начального, среднего и продвинутого уровней —
Гийом Гран — «Ты и я», французская авторская песня
Соскучились по пунктирному ритму? Давно его не играли, и его стало не хватать в вашей жизни? Давно левая рука не пахала? Знакомимся, классная авторская песня французского
Билли Айлиш — Lovely («13 причин почему»), красивый кавер и легкие ноты для фортепиано с пальцами
Красивая аранжировка и несложные ноты для фортепиано песни Lovely Билли Айлиш — маст хэв этого года в репертуаре подростков-пианистов, особенно начавших поздно.
Фридрих Бургмюллер — «Скользим по воде» (этюд для совсем начинающих)
Красивая и очень простая пьеса — для начинающих играть на пианино, маленьких детей и взрослых.
Антуан Мармонтель — «Волнительное ожидание» (этюд для начинающих)
Вы любите знаменитую Бурю, 3ю часть 17й сонаты Бетховена, хотели бы ее сыграть на фортепиано, но технических возможностей нет и не будет?
Masha Sharova, учитель музыки, который желает вам добра
Десять композиций, которые помогут влюбиться в фортепиано
Во-первых. Людвиг Ван Бетховен «К Элизе»
Людвик Ван Бетховен
Михаил Оргиш: Мелодия довольно проста. Но это не та простота, которую может создать любой, только присев за рояль. В классическом мире «К Элизе» можно отнести к сегменту попсы – и чем младше музыкант, тем более она ему нравится. С течением времени профессионал перестаёт «торчать» от простоты, в силу того, что развитие и обучение предполагает освоение всё более сложных форм. Обычному слушателю это уже малопонятно, и он предпочитает просто, красиво, мелодично. Но составляя список десяти выдающихся произведений для фортепиано, невозможно не включить «К Элизе». Пожалуй, самый известный мировой фортепианный хит был написан более 200 лет назад, и с лёгкостью даст фору любым современным трекам любых современных композиторов. И это будет вечно».
Во-вторых. CHOPIN «Waltz Op.64 n.2»
Есть версии, что причиной написания вальса в до-диез минор послужила тоска по родине. Фредерик Шопен уехал из Варшавы в Европу на долгие годы. Другая версия – несчастная любовь: Шопен жил в Париже и любил Жорж Санд – болезненный юноша с рыцарским поведением тосковал по решительной женщине. Шопен умер в 1849 году через два года после написания вальса от болезни легких.
Михаил: «Как говорил великий Рахманинов: «При всём уважении к Листу, Шопен до сих пор остаётся в зените». С такой мыслью можно, конечно, и поспорить – но это говорил гениальный композитор и пианист. Что касается отношений с Жорж Санд, то женщины её бисексуального типа не ценят гения, который перед ними. Они слишком влюблены в себя и в свои чувства, чтобы ещё париться гуманными проблемами (вспомните хотя бы Дали и Галу).
Она проживает свою жизнь остро и полно, чем вызывает тотальный магнетизм: рядом с ней Шопен оживал, получая иллюзию счастья. А сам по себе гений, подлинный гений, счастливым быть не может: прошивка не та, а обновить нет возможности».
В-третьих. Сергей Рахманинов – «Итальянская полька»
В конце 1906 года композитор с женой уехали во Флоренцию, где в середине мая сняли дачу в Марина-ди-Пиза. К дому часто приходила итальянка с осликом, который вез небольшой орган. Женщина заводила его, раздавалась музыка. Она так понравилась Рахманинову, что тот записал польку, а после переложил для фортепиано (еще позже – для духового оркестра). Отсюда вопрос: почему произведение считают авторским, то есть принадлежащим Рахманинову?
Михаил: «Да, я слышал эту историю. Думаю, что Рахманинов не просто переложил, но и переписал многое из того, что услышал. Не исключено, услышь мы оригинал – его вообще было бы сложно узнать. Композиторское мышление – такая штука, что бывает невозможно проследить, что натолкнуло на создание произведения, настолько может быть всё иначе по сравнению с первоисточником. Исходя из этого, полька – Рахманинова, а не женщины с осликом. Хотя ей огромный респект – оказалась в нужном месте в нужное время».
Переходим к музыке «нью-эйдж»
Это классика с долей современности, и о причинах включения ее в топ лучших произведений пианистов Михаил говорит следующее: «Тут всё просто: эта музыка нашла отклик у публики. Не всем нужны поп-рок-электро-метал-трусы-сиськи-эпатаж-псевдопафос-группы. Классическое искусство, к сожалению, с этим не справляется: слишком сложно для обывателя. Спросите десять случайных человек на улице, кто выиграл последний конкурс Чайковского? Мало кто ответит, если не вообще по нулям. Однако потребность в высоком никуда не делась. Неоклассика – то самое направление к высокому в значительно более доступной обёртке. Безусловно, до академической музыки по её глубине и силе воздействия – как до Пекина на самокате, но опять же – для посвящённых. А обыватель этого Пекина даже и не ощутит – просто пожмёт плечами и скажет пару междометий».
В-четвертых. Yiruma – «River Flows in You»
В 2004 году южно-корейский композитор-пианист Юрима дебютировал на японской сцене. Сольные выступления в японских холлах сделали его одним из самых популярных корейских артистов «нью-эйдж» в Японии.
Михаил: «Я часто слышу от не слишком удачливых академических музыкантов мнение, что неоклассику писать легко и просто, но вот беда – лень. Это заманчивая и удобная позиция, но она неверна. Такими псевдомузыкантами, только чуть менее ленивыми, написаны тонны подобной музыки – и этот факт обрушил интерес к настоящей неоклассике: слушатель, за красивым названием и симпатичной картиночкой, часто стал сталкиваться с абсолютно бездарной музыкой. Пару раз ткнув в том же Вконтакте, Ютубе, или на Саундклауде на такого рода «музыку» – человек разочаровывается и перестаёт искать новые имена в этом сегменте. С другой стороны, благодаря наводнению из отстоя, подлинные имена приобретают ещё большую ценность – например, Людовико Эйнауди, Олафур Арналдс, Юрима, и другие».
В-пятых. Ludovico Einaudi – «Fly»
Итальянца Людовико Эйнауди и его произведение «Fly» 2006 года создания мы можем знать по саундтрекам (почти всем) к фильму «1+1». В целом вся его музыка уходит корнями в поп, рок и фолк.
В-шестых. Jon Schmidt – «All of Me»
Американский пианист признавался, что на него оказали влияние произведения Бетховена. Композиция «All of Me» 2011 года отлична от предыдущих двух большей задорностью и динамизмом, тем не менее, в ней отчетливо прослеживаются фольклорные нотки направления «нью-эйдж».
Михаил: «Да, академический музыкант, зашоренный академическим образованием слабо воспринимает неоклассику – ему она кажется бледной неудачной копией. Ну не торкают его мелодии, построенные на меньшем количестве нот, чем он привык слушать и исполнять. И ничего с этим не сделаешь. И ещё есть чисто психологический фактор, в котором многие академовцы боятся себе признаться – изучив тонны классики, не комильфо получать удовольствие от такого «простенького» стиля. «Я же академический серьёзный музыкант! Работник культуры! Как я могу обращать на это своё внимание»? В принципе, таких людей большинство, и их можно понять. Шагнуть чуть дальше, за свои привычные рамки – удел немногих отважных. И тут такой шаг особенно опасен: нужно отключить от памяти почти все музыкальные разделы мозга, и потом на эту чистую пустыню дозированно пробовать насадить новые оазисы. Полюбив оазисы, мозг вскоре вернёт и джунгли, но теперь это будет полное изобилие всех форм. Процесс долгий и сложный, и даётся единицам».
Музыканты, которые пишут саундтреки для фильмов
В-седьмых. Yann Tiersen – «la valse d’amelie», 2001
Французский композитор-мультиинструменталист Ян Тирсен – создатель официального трека к фильму «Амели». При прослушивании однозначно представляешь Париж, горячий шоколад, художников с мольбертами и Эйфелеву башню.
Михаил: «Ну да, Франция ощущается. Почему? Наверно потому что сильный художник не может не впитывать атмосферу своей жизни, и не писать соответственно бытию. Как-то излишне философски, но так и есть. Тирсен – самый первый композитор, который начал писать просто, красиво и минималистично. Точнее, первый из хорошо раскрученных. К сожалению, на данный момент это удел многих музыкантов-инструменталистов: попал к производству правильного фильма, сделал чёткий саундтрек – всё, ты в обойме. Но фильмов на всех не хватает. Именно Тирсен породил иллюзию, что такую музыку могут писать многие и в большом количестве. Однако он в этом не виноват. Более того, его «Skyline» – один из последних альбомов – написан совершенно не в том стиле, который сделал Тирсена известным. Наверное, он устал от простоты, а писать-работать-то нужно, вот и вьётся его музыкальная душа по неизведанным дорогам».
В-восьмых. Clint Mansell – «Together We Will Live Forever», 2006
Перейдем к Клинту Мэнселу, написавшему саундтрек «Вместе мы будем жить вечно» к фильму «Фонтан» Даррена Аронофски. Даже абстрагируясь от самого фильма, сама композиция несет ощущение неминуемости смерти. Экзистенциализм в чистом виде.
Михаил: «Режиссёр Аронофски почти все свои фильмы отдаёт на саундтрек Манселлу – и это не удивительно, они очень хорошо понимают, чего друг от друга хотеть и ждать. По итогу получается тот самый катарсис, который и нужен зрителю. Прекрасная команда! Касательно эмоций, вызываемых треком – не знаю как насчёт смерти, но эта музыка отражает неминуемость жизни, во всей её неоднозначности. Все наши привычно-говоримые банальности о тьме и свете, добре и зле, чёрно-белых полосах трансформируются здесь в философскую созерцательность неразгаданной тайны жизни. И эта тайна скорее, конечно, грустная, так уж сложилось».
В-девятых. Nils Frahm – «Unter 2011»
Что можно сказать о немецком композиторе Нильсе Фраме и его произведении «Unter»? Фрам использует игру на рояле и пианино вместе, недавно представил публике объединенный инструмент весом 100 кг. «Второй аспект примечательности трека Фрама, – добавляет Михаил, – так называемый препарированный рояль, а проще говоря, подготовленный.
Самый простой приём – это засунуть в рояль что-то бумажное, и он уже станет издавать не такие звуки, как обычно. У Нильса Фрама же есть целая прикольная студия с разными финтифлюшками, которые он периодически в рояль засовывает и слушает, что из этого получается».
Михаил: «На самом деле, у Фрама есть один вменяемый альбом – это «Felt». Если смотреть с точки зрения неоклассики. Всё, что до него – очень на любителя. А всё, что после – уже не неоклассика, а электронная эклектика (там, кстати, есть мощные вещи – меломанам обязательно к прослушиванию). Так вот, касательно альбома «Felt»: в треке «Unter», который я выбрал, есть так называемая Вивальдиевская Секвенция, использование которой несёт безотказный эффект на слушателя, независимо от пола, возраста или религиозных стремлений. Кратко проводя ликбез, можно сказать, что половина попсовых песенных хитов, если не 80%, имеют в своей структуре Вивальдиевскую Секвенцию, в том или ином виде: полную, неполную, видоизменённую. Это – от Антонио Вивальди, известного своей нетленкой «Времена Года» – имейте в виду. Не то, чтобы он прямо придумал эту Секвенцию, но он использовал ее настолько часто, что растиражировал приём на века. Самый кассовый приём в мировой музыкальной культуре.
Кстати говоря, Нильс Фрам издаётся на Лондонском Лейбле Erased Tapes Records – пожалуй, единственный крупный лейбл в мире, имеющий реальные доходы от продажи и поддержки нестандартной музыки. Респект. Зайдите послушать – там много интересного!»
Пианист Михаил Оргиш по окончании Консерватории занялся шоу-бизнесом, создав в 2009 году группу «Август» (позже «Лермонт»). После пика популярности группы на горизонте замаячили московские продюсеры, что, однако, не пошло на пользу группе, и она распалась, несмотря на то, что ей пророчили большую славу в нише «Би-2». Сейчас Михаил сочиняет неоклассику – конкурентов в этой нише у Оргиша в Беларуси нет. Записывается на японском лейбле Riccolabel: на альбоме Михаила Оргиша «Again Alone» около 55 минут музыки, сконцентрированных в 13 треков.
В-десятых. Mike Orgish – «Soulf 2015» (Майк Оргиш)
В окончании подборки пристальнее посмотрим в сторону самого Mike Orgish, а также его произведения «Soulf». Да, музыка направлена на универсального слушателя и призвана в доступной форме изложить содержание высокого искусства для неофита. Почему же современной молодежи так трудно воспринимать на слух классику, если слушать ее постоянно?
И последнее. Об одиночестве или «Again Alone» Михаила Оргиша
Одиночество – полезное ощущение, которого мы всё больше боимся. Напрасно. Бег и суета современного мира – иллюзия, а реально львиную долю нашей жизни мы проводим наедине с самими собой. Наверно, одиночество не может быть гипервесёлым. Скорее, это созерцание спокойствия, и музыка способна повлиять на выявления того одиночества, которое свойственно именно вам. А после сделать из этого ощущения своего союзника – дело техники. Оставайтесь наедине с музыкой и закрывайте глаза. Медитируйте. Отпускайте мысли, не бойтесь подумать о чём-то пугающем, страшном, или выходящем за рамки вашей морали – пропустите через себя все, самые дальние волны, не прячьте их. Выйдя на свободу, с ними гораздо легче поговорить, понять, принять, и жить дальше».
Что можно поиграть на фортепиано? Как восстановить навыки игры на фортепиано после большого перерыва?
Так часто бывает – отыграны выпускные программы, получены свидетельства об окончании музыкальной школы и счастливые выпускники-пианисты спешат домой, радуясь, что больше в их жизни не будет стрессовых академических концертов, сложного сольфеджио, неожиданных викторин по музыкальной литературе, а главное, многочасовых домашних занятий по фортепиано!
Проходят дни, иногда годы и то, что казалось таким сложным, становится родным и притягательным. Фортепиано так и манит в путешествие по сказочным музыкальным созвучиям. Но не тут-то было! Из-под пальцев вместо благозвучных аккордов вырываются одни диссонансы, а ноты превращаются в сплошные иероглифы, разгадать которые становится сложно.
Эти проблемы можно устранить. Поговорим сегодня о том, что поиграть на фортепиано и как восстановить навыки игры после перерыва? Есть ряд установок, которые вы должны для себя в такой ситуации принять.
МОТИВАЦИЯ
Как ни странно, но не ваше желание, а именно академические концерты и переводные экзамены были стимулом домашних занятий в музыкальной школе. Вспомните, как вы мечтали о заветной отличной оценке! Прежде чем восстанавливать навыки, попробуйте поставить себе цель, мотивировать себя. Например, выберите произведение для разучивания и исполните его как:
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ
Успех исполнительской деятельности зависит от желания и трудоспособности музыканта. Определите для себя время занятий и не отступайте от намеченной цели. Стандартное время урока длится 45 минут. Распределите «ваши 45 минут» домашней работы на различные виды исполнительской деятельности:
Что поиграть на фортепиано?
Вообще – играть можно всё, что душе угодно. Но если вы чувствуете в себе робость и некоторую неуверенность, то хвататься сразу за сонаты Бетховена и пьесы Шопена не обязательно – можно обратиться и к простому репертуару. Основными сборниками для восстановления навыков игры, могут стать любые самоучители, пособия по чтению с листа, или «Школы игры». Например:
Особенность этих сборников в компоновке материала – от простого к сложному. Начинайте вспоминать лёгкие пьесы – радость от успеха игры добавит уверенности в собственных силах! Постепенно вы доберётесь до сложных произведений.
Попробуйте поиграть пьесы в следующей последовательности:
Ваши руки обладают моторной памятью. При регулярных занятиях в течение нескольких недель вы обязательно восстановите ваши пианистические навыки и знания. Сейчас можно вволю насладиться произведениями популярной музыки, которые можно разучить из следующих сборников:
Что ещё можно поиграть на фортепиано?
Не бойтесь чуть позже взяться и за репертуар «виртуозный». Играйте известные всему миру пьесы: «Турецкий марш» Моцарта, «К Элизе», «Лунную сонату» Бетховена, до-диез минорный Вальс и Фантазию-экспромт Шопена, пьесы из альбома «Времена года» Чайковского. Вы всё это можете!
Встречи с музыкой оставляют глубокий след в жизни каждого человека, однажды исполнив музыкальное произведение уже не возможно не играть! Желаем вам удачи!
Muz-Book.ru
Уроки игры на фортепиано
Вы хотите самостоятельно научиться играть несложные произведения на фортепиано? Вам нравится домашнее музицирование? В таком случае этот раздел — для вас. Мы уверены, что вы любите музыку, с удовольствием ее слушаете и уже представляете себя играющим полюбившиеся пьесы. Действительно, фортепиано наиболее подходит для таких целей — это универсальный инструмент, позволяющий исполнять не только фортепианную музыку, но и предназначенную для голоса, различных инструментов и даже для оркестра.
Итак, выбор сделан, вы приступаете к самостоятельным занятиям и должны настроиться на систематичность и последовательность, так как овладение даже самыми простыми исполнительскими навыками требует длительного времени и ежедневных упражнений, в среднем по часу.
Скептики воскликнут: невозможно, поздно! Согласимся, что лучше всего начинать обучение игре на инструменте в детстве, когда руки более пластичны и все усваивается быстрее. Но и в старшем возрасте можно научиться играть вполне удовлетворительно. Уверенности вам придадут жизненный опыт и музыкальный кругозор, а также умение самоорганизоваться. При вдумчивых самостоятельных занятиях за инструментом в течение года с помощью нашего пособия предполагается освоение основных приемов игры, приобретение необходимого минимума теоретических знаний. К концу года вы сможете исполнять несложные произведения из нотных сборников, получите первоначальные навыки аккомпанемента, сможете подобрать аккордовое сопровождение к полюбившимся мелодиям.