Что и как обозначается буквами на письме рассказ 3 класс
Урок русского языка по теме: «Основной закон русского письма (или общее правило проверки орфограмм слабых позиций)»
Оборудование: несколько графиков для графического диктанта, картина осеннего леса, выставка книг северской поэтессы Семичевой Галины Ивановны.
I. Приветствие гостей. Психологический настрой на урок.
Учитель. Возьмитесь за руки и мысленно подарите друг другу добрые слова, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.
Запрос был на прошлом уроке от вас (озвучьте его: словарная работа, работа в группах, делать фонемы, писать сочинение). Запрос постараюсь ваш выполнить, вы мне поможете.
Оформим начало работы: число, классная работа.
II. Минутка красивого письма/
К, УСК, КЛ, ОФ, ОФЕ, ТА К – ПУСТА, К – РТОФ – ЛЬ
III. Словарная разминка в виде графического диктанта/
Прогностическая оценка: оценить свои знания в написании словарных слов на оценочной шкале х———):
в) по действиям определить овощ: сажать, выращивать, окучивать, копать, убирать, чистить, варить, жарить, любить и т.д.
г) соединить точки, какой график получился? (Найти из нескольких верный график)
В минутке красивого письма были даны 2 слова с пропусками – вставить в них буквы, проверить (у доски 1 ученик).
– Как проверяли в этих словах орфограммы слабых позиций? (Их запоминали)
Посмотрите на оценочную шкалу, сравните.
3 “б” внезапно ожил,
стал на “огород” похож.
Раз – наклон,
Два – наклон.
Всем “овощам” шлем поклон.
– На какой вопрос мы искали ответ несколько уроков? (Что обозначает буква в слове?)
VI. Проверка домашнего задания.
2 ученика работают на альбомных листочках, сидя за партами:
Работа с классом в это время:
– Что же обозначают буквами на письме? (Фонемы). Буквами на письме обозначаются не звуки, а фонемы, из которых состоят значимые части слова. Это основной закон русского письма (Пиши по сильной позиции).
VII. Проверка домашнего задания (продолжение)
– у доски дети рассказывают по листочкам.
– У кого домашнее задание вызвало затруднение? Справились? Нравится работать с фонемной записью?
Учитель. На переменке я подслушала разговор двух детей. Послушаем, о чем они говорили?
Разговоры на переменке.
– Ты знаешь, что такое [лук ]?
– Конечно. Это растение такое. Оно на огороде растет.
– А вот и нет! Это такое место, покрытое травой. Там коровы или кони пасутся.
– Хорошо у дедушки в деревне! Со всех сторон [л’иса ].
– Почему же она вокруг деревни бегает?
– Кто она? И как это [л’иса ] могут бегать? Они просто растут там.
– Как вы думаете, одно и то же слово или разные имели в виду участники каждого разговора?
IX. Работа в группах.
[ лук ]
луг
лук
[ л / иса ]
/ иса >
лиса
[ л / иса ]
/ эса >
леса
– Чем можно объяснить, что они подменяют одно слово другим? (Разные фонемы)
– Какими фонемами отличаются разные слова в 1 случае? ( )
– Какими фонемами отличаются разные слова во 2 разговоре? ( )
– Что такое фонема? (Ряд позиционно чередующихся звуков)
– Что знаете про фонему? (Ряд позиционно чередующихся звуков, главный представитель фонемы – звук в сильной позиции, фонемы бывают разные).
– Как обозначить фонему буквой в слабой позиции? (Чтобы обозначить буквой фонему в слабой позиции, нужно проверить, какой буквой обозначается эта фонема в сильной позиции в той же значимой части слова. Это основное орфографическое правило).
– Кому интересно работать с фонемой?
Вы, наверное, устали
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели.
Зашипели, помолчали
И как зайки поскакали.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Раз, два – выше голова!
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть!
– Мы с вами говорим о луге. А кто бы сейчас хотел оказаться из вас в осеннем лесу, на лугу? Закрыли глазки, представили, что мы расположились на нашей поляне. Открываю доску (Картина осеннего леса)
– Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?
– Давайте внимательно рассмотрим картины, вспомним наблюдения за природой на экскурсии. Назовите красивые словосочетания, предложения, которые помогут написать небольшое сочинение-миниатюру об осеннем уголке природы.
– Я выписала из стихотворений Г.И. Семичевой (северская поэтесса) словосочетания, выдержки об осени, где нужно обозначить фонему буквой (выставка книг Семичевой Г.И., показ их). Попробуем справиться? Работаем по вариантам в тетрадях:
г-ворливая л- ства;
пляшет ос-нь з-л-тая;
волшебная ос-нь.
г-товят листья мягкую п-стель;
вет-р обл-ка гонит стаей;
з-л-той пургой ос-нь хвалится.
– Дайте заголовок своему рассказу.
Дети самостоятельно записывают сочинение-миниатюру.
Чтение учащимися сочинений-миниатюр.
Отзывы одноклассников.
– Чье сочинение больше понравилось? Почему? (Рекомендации, пожелания.)
XII. Домашнее задание.
– Дописать сочинение-миниатюру тому, кто не успел написать в классе. Описать уголок хвойного леса
XIII. Итог. Рефлексивная деятельность.
Учитель. Как каждый из вас потрудился на уроке? Отметьте на шкалах:
Запрос на завтра: какие задания включить мне в план урока? (Дети предлагают)
Расскадите что и как обозначается буквами на письме?
Расскадите что и как обозначается буквами на письме.
Озаглавь текст и запиши его.
Какой буквой на письме не обозначает мягкость предшествующего согласного звука аиаи?
Какой буквой на письме не обозначает мягкость предшествующего согласного звука аиаи.
Какие звуки обозначаются на письме буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я»?
Какие звуки обозначаются на письме буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я»?
Чем интересны эти буквы?
Какими буквами на письме обозначаются звуки [й] [э]?
Какими буквами на письме обозначаются звуки [й] [э].
Запиши текст вставляя нужные буквы покожи письмено как образовано слово льдинка?
Запиши текст вставляя нужные буквы покожи письмено как образовано слово льдинка.
Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я?
Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я?
Чем интересны эти буквы?
Запиши буквы не обозначающие звуков?
Запиши буквы не обозначающие звуков.
Распредели указанные буквы по группам : а, ч, й, б, у, х, д, л?
Распредели указанные буквы по группам : а, ч, й, б, у, х, д, л.
Буквы, обозначающие на письме гласные звуки ; буквы, обозначающие на письме звонкие согласные звуки ; буквы, обозначающие на письме глухие согласные звуки.
Подумай в какой последовательности надо записать предложения чтобы получился текст озаглавь текст и запиши его?
Подумай в какой последовательности надо записать предложения чтобы получился текст озаглавь текст и запиши его.
15. 2 ; 16. 1, 3, 4 ; 17. 1, 2.
В огороде на грядке растет капуста.
Прелестный(прелесть), солнце(солнечный), празднично(праздничный ), местность(местный), окрестность(не знаю ), сердца(сердце), пастбище(пастух), грустно(грусть), чувствую(чувство).
Прелестный(прелесть), солнце(солнечный), празднично(праздничный ), местность(местный), окрестность(не знаю ), сердца(сердце), пастбище(пастух), грустно(грусть), чувствую(чувство).
1. Вчера я смог попасть в кино, так как все билеты были раскуплены. 2. Когда я вышел гулять, на улице начался сильный дождь. 3. Я попросил передать своей учительнице, что я заболел. 4. Больше всему мальчику нравились новые кроссовки, которые вчера..
Детский час
для детей и родителей
Рассказ о буквах детям
Что мы знаем о буквах? Что предшествовало появлению букв? Всегда ли букве соответствует звук? Где живут буквы? В нашем рассказе попробуем ответить на эти и другие вопросы.
Предисловие
Как известно, почти все животные на Земле могут издавать звуки. Кроме того, наблюдая, например, за жизнью домашних животных, мы замечаем, что представители одного семейства (собака и собака, кошка и кошка и др.) иногда обмениваются звуками, будто бы переговариваются: вероятно, это составляет их речь.
Итак, животные могут посредством звуков передавать друг другу некоторые сообщения. Но их язык беден звуками и они не могут соединять звуки по своему желанию. Речь животных нечленораздельна.
Мы же, люди, можем по своему желанию отделить один звук от другого. Человеческая речь членораздельна. Кроме того, мы умеем представить на бумаге звуки особыми значками, которые называются «буквами». Буква есть условное обозначение звука. Обычно буква соответствует звуку в устной речи, но это не всегда так.
История вопроса
Свыше трёх тысяч лет назад люди начали использовать для письма специальные знаки, которым позже дали название «буквы». Это случилось не вдруг. Буквенному письму предшествовала так называемая «пиктография» (письмо в рисунках).
Буквы научились объединять; получались всевозможные сочетания (слоги). А слоги складывали в слова.
Где живут буквы? Буквы живут в алфавите, или в азбуке. Буквы, населяющие русский алфавит, с течением времени меняли своё значение и начертание. Появлялись новые буквы, старые выходили из обихода.
Алфавит, которым мы пользуемся сейчас и который мы называем «современным», имеет в своём составе 33 буквы. Он берёт своё начало от старославянского алфавита. Его придумали братья-монахи Кирилл и Мефодий (их истинные имена Константин и Михаил). Ежегодно в Болгарии, 24 мая, имеет место удивительный праздник. Множество людей несут плакаты, лозунги, цветы, а, главное, буквы разной величины и оттенков. Люди отмечают праздник, называемый Днём славянской письменности.
Такие разные буквы
Что такое буква? Буква — отдельный символ какого-либо алфавита.
Буква может иметь несколько равнозначных вариантов написания, которые не ведут к смене её произношения и смысла.
Буква может быть прописной (заглавной) или строчной. В русском языке прописная буква знает, где ей нужно встать. Она пишется в начале предложения и в начале прямой речи или цитаты. Также с прописной буквы начинаются некоторые слова, например, имена собственные, названия городов, регионов, океанов. Скажем так: существуют определённые правила, по которым то или иное слово начинается с заглавной или строчной буквы.
Из букв составляются слоги, слоги – это кирпичики слова.
Буквы мы видим и пишем, в отличие от звуков, которые только произносим.
Буквы бывают гласные и согласные. В русском языке 10 гласных букв, 21 согласная буква и 2 знака.
Стихотворение про буквы «Ж» и «Ы»
Буквы надо изучать,
Их особенности знать,
«Ж» не дружит с буквой «Ы»,
Признаётся в том. Увы…
Автор стиха: Ирис Ревю
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Русский язык, 3 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по русому языку в 3 классе
(Система Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
Тема: «Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма. Основное орфографическое правило».
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для формирования понятия: «Буква – это фонема».
Установление всеобщности закона русского письма и его следствие – основного орфографического правила.
Задачи урока:
1. Привлечение обучающихся с целью информирования о фонеме как букве
2. Обеспечить усвоение всеобщности закона русского письма и основного орфографического правила;
3. Создать условия для формирования умения отличать звук и фонему
Содержание взаимодействия с учащимися
Самоопределение к деятельности
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
С добрым утром, начат день!
Первым делом – гоним лень!
На уроке не зевать,
А работать и писать!
Наш урок открывают слова Петрония Арбитра Гая
«Чему бы ты ни научился, ты учишься для себя»
К чему призывают эти добрые мысли?
Тогда за работу. Повторим то, что уже знаем.
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
-нацеливание на успешную деятельность.
— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
— формирование умения слушать и слышать.
Вспомним слова с написанием
Дома вы списывали диалог.
Вспомните правила записи высказывания с репликой и словами автора
Выберите любое слово из записанных и составьте с ними высказывание:
I вариант работает со схемой № 1,
II вариант – со схемой № 2
Проверка выполнения задания
Организует работу учащихся на закрепление изученного материала.
Записывают в тетради, производят взаимооценку
— оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
— классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Ученики проговаривают стихотворение и выполняют соответствующие движения
Правила по русскому языку (3 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают, спрашивают друг друга, просят.
Устная речь — это речь, которую мы произносим и слышим.
Письменная речь — это речь написанная. Для письма используют буквы.
Звуки мы произносим и слышим,
На письме звуки обозначаются буквами.
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом.
При произношении согласных звуков воздух во рту встречает преграду: губы, зубы, язык. Они произносятся с шумом и голосом или только шумом.
а о у ы э – обозначают твёрдость согласной букве.
н м л р й’- непарные звонкие согласные(сонорные)
б в г д ж з – парные звонкие согласные
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Гласные буквы е ё ю я называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука.
Два звука обозначают, когда стоят:
1. в начале слова: юла [ й , у л а]
3. после разделительных ь и ъ :
Не бывает звуков [е] [ё] [ю] [я]
Буквы после согласных : е, ё, ю, я
обозначают звуки : [ э ], [ о ], [ у ], [ а ]
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука
1. Слово переносится по слогам. Например: кни – га
3. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы .
4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится. Например : кас – са, хок – кей, кол – лекция.
ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:
Р У – ЧЬ И В А Н – Н А
Л Е Й – К А А К А – Ц ИЯ
НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:
8 . Орфограмма – опасное место в слове. Она требует применения орфографического правила. ( орфо – «правильное», грамма – «письмо»)
Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо изменить слово так, чтобы он чётко слышался.
Опасные места: [сн] ( c тн), [зн] (здн).
изве[ c н]ый – вес т ь – изве с т н ый,
по[зн]ий – опоз д а ть – по з д н ий, чуде[сн]ый – чуде са – чуде сн ый.
10 . Правописание парных звонких или глухих согласных.
Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй,
Рядом гласный подставляй!
11. Правописание безударных гласных .
Если буква гласная
Ставь под ударение
В окончания после ц пишется буква Ы (спи цы , куни цы )
В приставка на з/ c пишется буква с , если корень начинается буквой глухого
согласного:бе сп олезный,и ск усать
В остальных случаях пишется буква з .
С делал , с бросил
15 .Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно.
Подчеркни Ь и гласную после неё.
Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
16 .Разделительный твёрдый знак.
Запомни! Твёрдый знак не обозначает звука. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я и слышится звук [й]
Выпиши слово правильно.
Подчеркни Ъ и гласную после неё.
Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так: Под ъ е зд, с ъ е зд, об ъ е зд
17. Правописание предлога со словом.
Предлоги – К, ПО, В, НА, НАД, ЗА, С, ПОД, ПО, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ, БЕЗ, ДЛЯ, О, ОКОЛО, О,через…
Они служат для связи слов в предложении. Предлог со словом пишется отдельно . Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Предлогов с глаголами не бывает.
Выпиши слово вместе с предлогом. Обозначь орфограмму – пробел.Между предлогом и словом вставь другое слово или вопрос. Делай так: К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу
18 . Двойные согласные. Запомни или проверяй по словарю.
нн – осе нн ий, весе нн ий, ра нн ий, утре нн ий, дли нн ый, ва нн а, А нн а, Ге нн адий, И нн а
Выпиши слово , подчеркни удвоенную согласную.
Запиши еще два слова на эту орфограмму.
Корень – это общая часть родственных слов.
Например : лет ать, лёт чик, пере лёт , вз лёт ная (полоса), при лёт.
зим а, зим ушка, зим овать, зим овщик, пере зим овать.
СУФФИКСЫ – ЁНОК- И –ОНОК-
Например: бежать – убежать, петь – спеть, выход – уход – заход – переход.
Основа слова – часть слова без окончания.
22. Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает». (ключ ик — ключ ик а)
Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает». (замоч ек — замо чк а)
23.Предложение — это слово или несколько слов, связанных по смыслу.
По цели высказывания предложения бывают: повествовательные ( предложения, в которых о
вопросительные (предложения, в которых о чём-то спрашивается)
побудительные (содержат просьбу или приказ) Идите скорее ! Положи книгу .
Восклицательные: Мне подарили щенка !
Невосклицательные: Мне подарили щенка .
Например: пальто, кино, кафе, кенгуру, метро, пианино, эскимо, какао, пони, шоссе, меню, такси, радио, желе, кофе, лото.
25. Грамматическая основа предложения (главные члены предложения)– это слова в предложении, без которых оно не может существовать! (подлежащее и сказуемое)
Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме.
26.Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы Кто? Что? Подчеркивается одной чертой. ____________
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его состояние, характеризует предмет. Сказуемое отвечает на вопросы Что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Подчеркивается двумя чертами.
27 .Второстепенные члены предложения – поясняют, уточняют, дополняют предложение.( определение, дополнение, обстоятельство )
Например: На столе лежит новая книга.
27 .Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.
Как найти второстепенные члены предложения? ( словосочетания)
1.Найди грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).
2.Найди слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего.
3.Найди слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого.
4.Найди второстепенные члены предложения, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов.
Считалочка-вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
30 . Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё ? Чьи? Подчеркивается так: красивый
Например: Сегодня дождливый день.
31 .Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Обычно связано со сказуемым, на которое направлено действие. Подчеркивается так: думать о с о б а к е .
32 .Фразеологизм является одним членом предложения.
34.Схемы однородных членов предложения.
35. Знаки препинания между однородными членами предложения и союзами.